Иван Потапов работал коммерческим директором, но решил уйти из компании и открыть свое дело. Теперь у него офис в десяти секундах от дома и много ягод на продажу.
У меня двое детей — старшая дочь и младший сын. Я считаю, что хорошо, когда ребенок растет с ощущением, что бизнес где-то рядом и реальный.
Я работал коммерческим директором в девелоперской компании и понимал, что дальнейшего развития в этой сфере нет — ни в деньгах, ни в карьерном росте. Обычно коммерческий директор не становится генеральным, и всё, что можно дальше делать — работать коммерческим директором и жить как средний класс с хорошим доходом. Неплохо, но у меня другие амбиции.
Я закончил карьеру с оборотом продаж в один миллиард рублей в месяц и шестью отделами в подчинении и начал свой бизнес по продаже замороженных ягод.
Сосед каждый год покупал 300 кг замороженной земляники
Я искал свое дело и наткнулся на книгу: «Вкусвилл. Как совершить революцию в ритейле, делая всё не так». Взял оттуда одну мысль, которой всё время следую: главное в построении нового бизнеса — концепция. Идея у меня была, а концепции нет.
Тут сработала такая штука: мой друг и сосед покупает каждый год по триста килограмм замороженной земляники, ставит ее в морозильник, потом вся семья ест ягоду целый год. Как-то он меня убедил, что они практически не болеют и что это вообще очень полезная вещь. Мы тоже стали покупать и есть. Так я решил продавать ягоды, и так родилась концепция. В нашей стране — обилие дикорастущих ягод. Но многие люди не знают или не привыкли к тому, что ягоду нужно и можно есть круглый год: земляника через полчаса разморозки похожа на свежую, она чуть прохладная и вкусная. То же самое с малиной и другими лесными ягодами.
Помимо замороженной ягоды есть сублимированная — это ягодные чипсы.
Технология такая: берут ягоды, замораживают, потом вакуумом без нагрева вытягивают из нее влагу. Ягода теряет вес в десять раз, но при этом сохраняет вкус, аромат, полезные вещества. Когда эта ягода попадает во влажную среду, к ней возвращается вкус свежей. Я работаю с замороженной и сублимированной ягодой.
Мы сделали подарочные коробочки с сублимированной земляникой, хотим вывести этот продукт на рынок.
Почти вся прибыль уходит на текущие расходы
Когда я ушел с наемной работы, у меня был миллион рублей, который я и вложил в дело. Открыл два магазина в интернете — оптовый и розничный, на миллион закупил тонну земляники, продал ее за 1 250 000 рублей за четыре месяца.
На миллион купил еще тонну, которая продается уже медленнее, а вырученные деньги потратил на текущие расходы:
Траты
Сумма
Реклама в Яндекс-директе
По 30 000 рублей в месяц за оптовый и розничный сайты
Аренда склада
16 000 рублей за 15 квадратных метров в месяц
Бухгалтерия
10 000 рублей в месяц
Реклама в Яндекс-директе дает ручеек клиентов. Понятно, что лучше тратить не 15 000 рублей, а 115 000 рублей в месяц и иметь ручеек клиентов побольше, но такую дорогую рекламу не могу пока себе позволить.
Сейчас чистый доход в месяц:
- 20 000 рублей — с розничных продаж;
- 5000 рублей — с оптовых.
Я сам могу регулировать размер своей зарплаты, но у меня есть необходимые расходы, чтобы дело развивалось. Планирую расти в четырех направлениях: розничные продажи через интернет-магазин, оптовые продажи, точки на рынках и в торговых центрах, серийное производство мелкой фасовки для сетей.
Если ситуация придет к тому, что денег на развитие не окажется, я закрою магазины. Поскольку обороты растут медленно, я не могу сказать, выживет бизнес или нет, поэтому стараюсь обходиться собственными деньгами и не брать кредиты.
Чтобы деньги оставались не только на бизнес, а еще на зарплату себе, нужно иметь стабильный объем продаж — успевать продавать эти тонны земляники быстрее, чем текущая деятельность поглощает прибыль.
Покупатели хотят не новый, а понятный товар
Сейчас основная работа — поиск покупателей. После того как нахожу товар, закупаю, размещаю на складе, фотографирую, размещаю на сайте.
Пока о нас мало кто знает, и наша красивая и благая концепция не работает без узнаваемости. Поэтому сейчас вкладываюсь в рекламу.
Я думал, что если буду продавать новый и интересный продукт — стану королем. Но покупатели хотят не новый, а понятный товар.
Когда продавали на ярмарках, заметил, что рядом стоял прилавок с гранатовым соком, и люди очень активно его покупали. Хотя цена была 1000 рублей за литр, это дорого, но люди его покупали, потому что он понятный, известный. Рядом продавалась моя замороженная и сублимированная земляника гораздо дешевле гранатового сока, но ее не покупали, потому что продукт неизвестный.
Мы стали делать красивую упаковку, но пока ягоду не особо разбирают.
Сублимированная ягода в такой упаковке хранится два года. Упаковываем по 100, 200 грамм и больше.
Для работы нужны морозилка, склад и офис
90% времени работаю из своего кабинета, который находится в гараже. Я купил участок, на территории которого построил дом и гараж.
Когда ездил на работу, было жалко часа-полутора, которые проводил в машине, в пробках. Теперь путь от дома работы занимает десять секунд: вышел из дома, завернул за угол и зашел в другую дверь. Но есть отвлекающие факторы — дети и домашние дела, поэтому работать надо в отдельном помещении.
Гараж разделен на кабинет и склад, каждое помещение — по 15 квадратных метров
Для крупных партий заморозки арендую часть морозильной камеры — 15 квадратных метров за 16 000 рублей в месяц.
Чтобы заниматься заморозкой, хорошо бы иметь по десять квадратных метров морозильного склада и обычного склада, если ассортимент включает не только заморозку.
В больших магазинах нет того, что продаю я, или это стоит в разы дороже
Конкуренции с большими магазинами я не боюсь, потому что мы предлагаем более качественные продукты, только дешевле, или продукты, которые у них не продаются.
В Азбуке вкуса есть быстрозамороженная земляника, она стоит 1000 рублей за 350 грамм или 3000 рублей за килограмм. У меня такая земляника стоит 1500 рублей за килограмм.
У них есть сублимированная ягода, которая похожа на чипсы. Там же продают овощные чипсы — фасоль, морковь, свеклу — по 158 рублей за 30 грамм. Один килограмм таких чипсов стоит 5267 рублей, и это за килограмм сушеной морковки, фасоли или свеклы — это же комедия!
У меня 5000 рублей стоит килограмм сушеной земляники, но сравнить свеклу и землянику довольно сложно. Чтобы получить килограмм сушеной земляники, нужно засушить 11 килограмм свежей, а килограмм свежей земляники стоит 1500 рублей в июне. Поэтому 5000 за килограмм земляники — это нормально.
Есть еще вяленая земляника — это когда ягоду сушат с сахаром. Сахар нужен для того, чтобы подсластить продукт и увеличить его вес. Вяленая земляника стоит почти 4000 рублей за килограмм, но это не очень полезный продукт, а по цене близок к цене лесной земляники.
Если сравнивать цены у нас в магазине с ценами в магазинах низшей ценовой категории, типа «Ашана», «Петёрочки» или «Перекрестка» — тогда они нам конкуренты по цене на замороженную ягоду, но сублимированной там нет. А замороженная ягода китайская, поэтому и дешевая. Я стараюсь не конкурировать в дешевых и массовых сегментах, потому что для большинства не принципиально клюква китайская или российская — она выглядит одинаково, а вот на вкус разная.
Раскрутить свое дело сложнее, чем пишут в книгах
У меня было две иллюзии — что сразу пойдут большие продажи и что за год стану богатым с нуля. Развивать свое дело оказалось сложно, но мне помогает опыт, который я получил как наемный работник.
3% стартапов становятся успешными — это не повод для радости и оптимизма. Здесь скорее наоборот, они исключение из правил. Поэтому если хочется рискнуть деньгами и построить бизнес без опыта, советую сначала сходить в казино и проверить, везучий человек или нет.
Если хочется рискнуть деньгами и построить бизнес без опыта, советую сначала сходить в казино и проверить, везучий человек или нет
Когда мы анализируем истории неудач, быстрее получаем результат. Чтобы открыть свой бизнес, недостаточно горячего сердца — надо иметь довольно холодный рассудок и четкую уверенность, что способен построить процесс и вкладываться в него. Я прошел этот путь, карьеру построил, убедился в том, что я могу руководить людьми, и тогда пошел строить свое дело.
Считаю, что не надо рано думать о своем бизнесе. Если идти к собственному делу планомерно, тогда надо сначала закончить вуз, сделать карьеру как наемный сотрудник и получить опыт. Стать руководителем, проверить себя на этой позиции, убедиться, что умеешь работать с командой. И вот когда убедишься, что умеешь это всё делать сам, тогда можно думать про свое дело. Если этого всего не сделать, тогда история бизнеса будет похожа на поход в казино.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.