Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как отсудить домен
Компания хочет купить домен со своим названием, а он уже занят. Или компания зарегистрировала домен, но приходит другая компания и требует домен себе. Рассказываем о судебной практике в таких спорах.
Проблемы с доменами бывают даже у крупных компаний. Однажды «Икея» пыталась зарегистрировать домен со своими именем в Казахстане, а оказалось, что ikea.kz занят. На месте сайта пустая страница, но владелец домена обещал разместить там сайт школы английского языка International Kazakh-English Association, сокращенно IKEA. «Икея» суд проиграла.
Юристы Дарья Тимохина и София Кифа рассказывают о доменных спорах: как выбрать имя для сайта, чтобы его не отсудили, и что делать, если нужное имя занято. Речь пойдет о доменах в зонах .ru и .рф.
Что такое доменные споры
Доменные споры — судебные разбирательства, когда компания или человек используют в доменном имени сайта товарный знак другой компании. Бывает, что домен заняла другая организация с похожим именем, потому что ей был нужен сайт. Хуже, если домен с именем бренда специально купил какой-то человек, чтобы потом втридорога продать его.
Исключительное право на товарный знак — в статье 1484 Гражданского кодекса
По Гражданскому кодексу исключительное право на товарный знак предполагает размещение его в доменном имени. В идеальном мире, если компания зарегистрировала товарный знак «Аленький цветочек» для магазина цветов, автоматически за ней закрепляется домен с таким же именем.
Читайте также:
Авторские права: что под защитой?
В реальном мире домены и товарные знаки не пересекаются. Цветочная компания регистрирует товарный знак «Аленький цветочек», а на этом домене работает сайт юридической консультации с таким же именем.
Как мошенничают с доменными именами
Мошенничество с доменными именами называют киберсквоттингом. Мошенники регистрируют имена известных товарных знаков и ждут, пока компания захочет купить этот домен или выйти на рынок России. Даже если компания обращается в суд, мошенники чаще всего выигрывают и предлагают компании купить этот домен. Если регистратор доменных имен просил за домен пятьсот рублей или пять тысяч, мошенник может запросить пятьдесят, сто тысяч рублей или на сколько хватит фантазии.
Когда открывается новая доменная зона, например .travel или .tv, регистраторы дают три месяца, чтобы компании с зарегистрированными товарными знаками могли выкупить домены. Регистраторы просят у компаний подтверждения, что именно они владеют товарным знаком. Но и тут случаются казусы.
Павел Воля зарегистрировал свое имя на русском и английском языках в качестве товарного знака. Он обратился в суд, чтобы запретить компании Karyama Investment LTD использовать домен pavelvolya.ru, который, выражаясь юридическим языком, «сходен до степени смешения с его товарным знаком». Единственной целью компании была продажа домена, потому что на сайте был размещен баннер, который напрямую призывал его купить.
Суды удовлетворили требования и согласились с доводами Павла.
Решение суда по кейсу Павла Воли
Даже если удалось зарегистрировать свое имя в одной доменной зоне, мошенники могут купить такое же имя в другой зоне и обманывать людей.
Представим, есть известный интернет-магазин «Корова». Он регистрирует домен korova.ru. Мошенники выкупают домен korova.su и делают похожий сайт. Покупатели хорошо знают сайт «Коровы», доверяют ему и без опасений оплачивают товары на сайте. Они думают, что korova.su — тоже сайт «Коровы» и доверяют ему. Мошенники пользуются этим, снимают деньги с карт, но не присылают товары. Репутация «Коровы» страдает.
для бизнеса на маркетплейсах
Получите до 10 млн ₽ без визита в отделение
Такой случай был с «Озоном». Мошенники создали сайт с похожим именем и маскировались под настоящий «Озон». До суда не дошло, владельцы фальшивого сайта сами его закрыли. У покупателей в таких случаях может появиться недоверие к самому бренду.
Как суд принимает решение
Чаще всего доменные споры решаются через суд. Если домен с названием компании занят, сначала нужно выяснить, кто его владелец.
Определить, кто владелец сайта, помогает сервис WHOIS. Вводите название сайта и смотрите, кому он принадлежит. Сервис показывает информацию, только если владелец домена — организация. Если домен принадлежит физическому лицу, придется делать адвокатский запрос регистратору доменных имен и писать, что эта информация нужна для суда. С конца 2022 года запрашивать информацию у регистратора доменных имен могут и патентные поверенные.
Если выяснить, кто является администратором доменного имени, не получается (например, регистратор отказался передавать данные или не ответил на запрос), можно предъявлять иск к регистратору. Он, конечно, будет ненадлежащим ответчиком, то есть не имеющим прямого отношения к делу. Но в суде можно заявить ходатайство о запросе сведений и привлечь нужного человека или компанию.
Случается, что домен принадлежит физическому лицу, но подавать в суд нужно на компанию. Так бывает, когда домен принадлежит директору компании. Взыскать с компании за нарушение можно больше, чем с физического лица. Такой случай был в судебной практике:
Определение по спору между ОАО «ГАЗ» и ООО «Нексткар» — на сайте Арбитражного суда
Компания ГАЗ заметила, что на сайте www.scalecar.ru размещены модели машин с товарными знаками, которые принадлежат ГАЗу. Там были игрушечные машины «Победа», «Чайка» с их фирменными эмблемами. ГАЗ выяснил, что сайт принадлежит Бочарову, а Бочаров — директор компании «Нексткар». Он подал в суд на «Нексткар» за нарушение исключительных прав на товарный знак и просил возместить ей 500 тыс. руб.
Арбитражный суд и Суд по интеллектуальным правам рассмотрели иск и отказали ГАЗ. Они сказали, что раз Бочаров — владелец сайта, то и иск надо подавать к нему.
На сайте www.scalecar.ru стояли название компании «Нексткар» и ее реквизиты. ГАЗ дошел до Верховного суда, и суд согласился с компанией. Раз Бочаров — директор «Нексткара», то и отвечать должна компания.
Сервис, который помогает найти владельца доменного имени
Постановление Президиума ВАС РФот 11.11.08 по делу 5560/08
Постановление Президиума ВАС РФ от 8.12.09 по делу 9833/09
Постановление Президиума ВАС РФот 18.05.11 по делу 18 012/10
Постановление Пленума Верховного суда РФот 23.04.2019 № 10
Единообразная политика по разрешению споров в связи с доменными именами
Когда определили, кто владелец домена, следующий шаг — идти в суд. В доменных спорах суды опираются на постановления Президиума Высшего арбитражного суда по делам № 9833/09, № 18 012/10 от 11.11.2008, Постановления Пленума Верховного суда РФот 23.04.2019 № 10 и положения Единообразной политики по разрешению споров в связи с доменными именами. Суд по интеллектуальным правам придерживается мнения, что нарушение исключительного права на товарный знак — это «фактическое использование доменного имени, тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком, в отношении товаров, однородных тем, в отношении которых предоставлена правовая охрана этому товарному знаку».
То есть нарушением будет использование домена:
Если ваше доменное имя сходно с каким-то товарным знаком, но вы используете его для продажи других товаров или услуг (можно уточнить на сайте Международной классификации товаров и услуг), это не нарушение.
Например, сайт бренда одежды с доменом ogonek.ru не будет нарушать права ресторатора, зарегистрировавший товарный знак «Огонек». Потому что бренд продает одежду, а ресторатор оказывает услуги питания под его товарным знаком.
Немного другая ситуация с нарушением исключительных прав на общеизвестный товарный знак. Общеизвестный товарный знак — это товарный знак, который из-за интенсивного использования стал широко известен в РФ среди соответствующих потребителей в отношении товаров правообладателя. Общеизвестным товарный знак признается через суд по соответствующему заявлению обладателя товарного знака.
Реестры, где можно проверить, является ли торговый знак общеизвестным: база Федерального института промышленной собственности и Реестр общеизвестных в Российской федерации товарных знаков
Главная особенность общеизвестных товарных знаков — охрана распространяется не только на те товары, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, а на все-все товары, если использование товарного знака другим лицом будет ассоциироваться с правообладателем общеизвестного знака.
Как указал Пленум Верховного суда РФ, нарушение исключительного права на общеизвестный товарный знак — не только использование тождественного или схожего доменного имени, но и сам по себе факт его регистрации.
Суды признали неправомерным использование в доменном имени и адресах электронной почты обозначения kamaz (www.kamazi.ru, info@kamazi.ru, zakaz@kamazi.ru), потому что товарный знак «KAMAZ» является общеизвестным.
Решение суда будет зависеть от ситуации:
Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство
Вот интересное судебное дело:
Решение суда по спору между компанией «Свотч» и Казакбаевым — на сайте Арбитражного суда
Компания «Свотч» обнаружила, что домен swatch.ru занят и принадлежит Казакбаеву Р. Ш. «Свотч» подали в суд. Компания хотела, чтобы Казакбаев отдал им домен и выплатил компенсацию 50 000 рублей. «Свотч» выиграли суд, правда, не сразу. Казакбаев подавал на апелляцию.
«Свотч» зарегистрировала свой товарный знак в 1982 году, а Казакбаев купил домен в 1998 году. Раз компания зарегистрировала товарный знак, то может использовать его в домене. А Казакбаеву они прав на использование фирменного имени не давали.
Суд выявил, что Казакбаев не имеет отношения к компании. Он держит сайт, никак его не использует и из-за него «Свотч» не может продавать свои товары. Такие действия попадают под недобросовестную конкуренцию. Суд присудил сайт «Свотчу».
Заранее предсказать исход суда невозможно, но судебная практика может подсказать, как обычно суды принимают решения.
Как действовать
Чтобы выиграть суд по доменным спорам, нужно себя заранее обезопасить:
Сервис для проверки совпадения товарного знака и доменного имени
Читайте также:
«Наш сайт воровали пять раз»
Общее правило такое: вероятность выиграть суд за домен повышается, если компания зарегистрировала товарный знак раньше, чем другая компания, или человек купил домен с этим именем.
Какие исключения
Бывают случаи, когда компания не зарегистрировала товарный знак, а суд все равно выигрывает. Вот гипотетическая ситуация.
Компания «Аленький цветочек» продает цветы и зарегистрировала товарный знак в 2016 году, но по нему не работает. Она пытается зарегистрировать домен, и оказывается, что свой сайт на нем разместила компания с таким же названием из Рязани. Она работает с 1988 года, вяжет и продает носки. В этом случае суд, скорее всего, выиграет компания из Рязани.
Такие случаи были в судебной практике:
Решение по спору между ООО «Бистро Промто» и ИП Полудину О.Б. — на сайте Арбитражного суда
Компания «Бистро Пронто» обратилась в суд, потому что ИП Полудин О.Б использовал товарный знак компании в своем названии и домене prontopizza.ru. ИП владел кафе Pronto Pizza e Pasta. «Бистро» утверждало, что нельзя использовать слово Пронто и хотело получить 2 млн компенсации с Полудина.
Суд не поддержал «Бистро». «Бистро» получило товарный знак в 2008 году, а ИП использует свое название c 2004 года. Логотип для ИП рисовал дизайнер, и у ИП есть договор на передачу интеллектуальных прав. Товарного знака у ИП нет, но название и домен оно использует дольше. Суд подчеркнул, что и названия у компаний разные, а упоминание слова «Пронто» — не аргумент. «Бистро» проиграло суд и выплатило судебные издержки.
Читайте также:
Как зарегистрировать товарный знак
Если компания регистрирует право на товарный знак, она должна его использовать, иначе через три года право на защиту товарного знака теряется. Под этим именем сможет зарегистрироваться кто угодно. Использовать товарный знак — вести какую-то деятельность с этим логотипом и названием, например продавать шапки или писать на странице в «Твиттере» с этим логотипом.
Постановление СИП РФот 23.07.2015 по делу № А40-110 599/2014
Постановление СИП РФот 21.11.2019 по делу № А32-46 872/2018
Постановление СИП РФот 18.12.2019 по делу № А40-240 246/2018
Если товарный знак действующий, то есть компания его использует в своей повседневной деятельности — суды скорее встанут на сторону компании, которая зарегистрировала товарный знак, а не на сторону владельца домена. Даже если последний купил домен раньше правообладателя товарного знака.
Во-первых, домен не является объектом гражданских прав.
Во-вторых, закон не дает вам никакого преимущества, если вы купили домен раньше, чем другая компания зарегистрировала товарный знак. Такого положения в законе просто нет.
В-третьих, ключевой фактор для судов — это использование товарного знака и домена разными лицами в отношении одной и той же категории товаров. Дату регистрации домена они просто не учитывают в таких спорах. Кто зарегистрировал товарный знак — за тем и должен быть закреплен домен.
Защититься обладатель домена может только в том случае, если правообладатель товарного знака зарегистрировал его с целью навредить конкуренции — можно аннулировать регистрацию в связи с ее недобросовестностью.
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц
Короче
Как защититься
Проверить имя
Зарегистрировать товарный знак и домен
Когда компании выигрывают
Зарегистрировали товарный знак раньше
Название домена совпадает с товарным знаком
Компания использует имя дольше
∞ ₽
столько денег могут требовать владельцы доменов, когда хотят их продать компании
Сейчас читают:
Арендодатель не возвращает обеспечительный платеж
Коммерческая тайна работодателя
Налоги для барбершопа, автомойки, бара и аренды
Арендодатель не возвращает обеспечительный платеж
На самом деле, мы не знаем точно, что сейчас читают. Это приемчик такой. Донт аск.