Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Эмодзи в деловой переписке — что думают суды?
Эмодзи в переписке может что-то значить, а может не значить ничего — в обоих случаях от такого ответа на сообщение зависела судьба спора между компаниями. Мы нашли пару познавательных кейсов из российской судебной практики. Будьте бдительны!
Пример 1. Лайк — это не одобрение поставки товара
Постановление Второго арбитражного апелляционного судаот 30.10.2023 г. по делу № А28-2634/2023
Одна компания перечислила предоплату за пиломатериалы, но так их и не дождалась. Поставку нужно было предварительно согласовать (по договору это можно было делать через мессенджеры), поставщик прислал фотографию товара в WhatsApp. В ответ покупатель прислал эмодзи 👍. По мнению поставщика, это и было одобрением со стороны заказчика. По мнению самого заказчика, это ничего не означало, и он ждал дальнейшей информации от поставщика.
Так вышло, что сроки поставки по договору были нарушены, и заказчик отказался от договора.
В итоге продавца обязали вернуть 2,26 млн руб., уплаченных по договору поставки, плюс проценты за пользование чужими деньгами (чуть более 115 тыс. руб.), плюс оплатить расходы на представителя в размере 50 тыс. руб. И все это — из-за несоблюдения порядка уведомления о готовности товара к отгрузке.
«Представленная ответчиком в дело переписка посредством мобильного мессенджера WhatsApp не содержит слов и выражений, буквальное значение которых или их общий смысл указывали бы на то, что ответчик сообщил покупателю о готовности товара к отгрузке (о возможности или необходимости получения товара и т. п)».
Решение суда
Просто фотографию и просто лайк в ответ можно истолковать как угодно. Возможно, заказчику просто фотография понравилась? Или он просто имел в виду, что фотографию получил?
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!
Кроме того, суд изучил переписку по более ранним поставкам: там стороны все согласовывали словами, указывали все даты, количество и пр. Тут же были просто фотография и смайл. Возможно, стороны просто друг друга не поняли, но суды решили, что согласования поставки, как оно должно было проходить по договору, не было.
Даже если у вас в договоре есть пункт об использовании мессенджеров для деловой переписки, уведомлений и прочего, общаться только посредством фотографий и лайков может быть чревато — мало ли, как такой невербальный язык истолкует другая сторона. И уж тем более — как его истолкуют суды. Здесь ответчику не повезло: переписку с эмодзи не признали надлежащим уведомлением и согласием на поставку со стороны покупателя.
Пример 2. Лайк может означать согласие с договором
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного судаот 29.06.2023 г. по делу № А32-36 944/2022
Один предприниматель захотел купить у другого мобильный киоск. В договоре они условились, что могут обмениваться важными документами в почте или в мессенджере. Покупатель написал, что выбрал желтый цвет, и получил в ответ эмодзи с поднятым вверх большим пальцем — 👍.
После этого покупатель перечислил 70% задатка, но киоска так и не дождался. Продавец в суде заявил, что киоск он не поставил, потому что покупатель не выбрал и не согласовал цвет.
Читайте также:
Как работать с персональными данными клиентов и сотрудников
Суд не согласился: продавец ведь поставил эмодзи, а значит, согласился с цветом, который выбрал заказчик. Эмодзи, который он использовал, обычно означает «хорошо». Правда, ответчик настаивал, что означать этот знак может что угодно, но другого варианта не предложил. Суд постановил вернуть покупателю задаток с процентами — всего получилось около 483 тыс. руб.
В отличие от предыдущего дела, суды расценили изображение поднятого вверх большого пальца руки как однозначное согласие. Важен контекст: здесь стороны не просто обменялись фотографией и лайком, а обсуждали условия поставки, вели диалог, по итогам которого лайк нельзя было истолковать иначе как согласие. Но это все еще не однозначная ситуация: в диалогах лучше все прописывать словами, а не пользоваться эмодзи.
В судебной практике за рубежом
Если российская практика по эмодзи-доказательствам пока формируется, за границей она обширна. Так, в США в судебных делах эмодзи упоминаются с 2004 года.
Еще пара примеров:
В этих примерах эмодзи выступили бесспорными доказательствами намерений сторон, неисполнение обязательств пришлось компенсировать по решению суда. Эмодзи широко используются по всему миру, поэтому зарубежный опыт рано или поздно дойдет и до наших судов. Пока же вывод прост: в деловой переписке лучше использовать только слова, а не эмодзи, особенно если дело касается денежных обязательств.
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!