На сайт банка

Видите микрофон, в который поет Крис Мартин, солист Колдплэя?

В такие же микрофоны поют Радиохэд, Манижа, Люминерс, Брэйнсторм. Эти микрофоны делают в Туле.

Производство микрофонов запустили Павел Баздырев и его партнер Дэвид Браун. Ради своего дела Павел ушел с престижной должности, продал машину, работал без выходных, выдерживал допросы налоговой.

Павел рассказал, как им удалось открыть представительство в США и продать микрофоны Радиохэду и другим известным группам. На самом деле, Павел и не думал открывать производство микрофонов. Просто однажды на: «А, давай?», он сказал: «Давай!». Вот об этом его история.

Записалa Ирина Усиченко, шеф-редактор.

Знакомство с Дэвидом Брауном

Я никогда не думал заниматься микрофонами и продавать их за рубеж. У меня нет ни слуха, ни голоса, я не играю на музыкальных инструментах. Я работал в Ступине, на фабрике «Марс», где производят шоколадки. Занимался закупками фундука для всех фабрик Марса в мире. Меня устраивала зарплата, да и лучше компании для работы не придумаешь, до сих пор всем рекомендую.

«Октава» — завод в Туле, который с 1927 года производит микрофоны, капсюли, слуховые аппараты. Какое-то время завод стоял, сейчас его возрождают.

Работа с микрофонами началась со знакомства с Дэвидом Брауном, солистом группы «Браззавиль». Я был на концерте Дэвида в Краснодаре, а после концерта набрался смелости, подошел к Дэвиду и предложил организовать концерт в Туле. Он согласился и тут же спросил: «Тула — это там, где производят микрофоны „Октава“?».

В Туле я организовал Дэвиду экскурсию на Октаву, мы посмотрели, как производят микрофоны. Мы подумали, что можно продавать их микрофоны в Штатах. Но провели анализ рынка и поняли, что это не лучшая идея. Тогда Дэвид предложил делать микрофоны под собственным брендом.

Неудача с Октавой

Дэвид предложил разработать дизайн и фирменный стиль, организовать производство на Октаве, а самим контролировать качество сборки и упаковки, чтобы потом продавать микрофоны по всему миру.

Сначала руководители Октавы согласились. Мы начали продумывать дизайн, но в какой-то момент на заводе сменилось руководство. Новые руководители не заинтересовались нашей идей. Мне понятно их решение. Производить микрофоны под чужим брендом и маленькими партиями невыгодно: придется перенастраивать оборудование и подстраиваться под заказчика.

Казалось, это провал. Но Дэвид предложил: «Давай сделаем свое производство микрофонов?». Идея казалась безумной, но я почему-то согласился: «А давай!».

«Давай сделаем свое производство микрофонов?». Идея казалась безумной, но я почему-то согласился: «А давай!»

Я не знал, с чего начать производство, как и на каком оборудовании собирают микрофоны, но согласился. Конечно, не понимал, что выйдет из идеи. Меня поддерживала та мысль, что у Дэвида много друзей в музыкальном мире США и Европы. Но гарантий всё равно не было. Поэтому я продолжил работать на «Марсе», а в свободное время занимался новым бизнесом. Приходилось работать без выходных.

Первый прототип

Мы с Дэвидом не знали, как собрать микрофон, какие детали и оборудование для этого нужны. Поэтому стали искать людей со знанием акустики и радиоэлектроники. Благо, такие специалисты в Туле есть.

Мы нашли инженеров, которые рассказали об особенностях производства, оборудовании и помогли создать первый прототип. Это модель микрофона: как будет выглядеть и какие характеристики у него будут.

Дэвид нарисовал дизайн. Обычно микрофоны делают черными, но мы хотели, чтобы наш отличался и был заметным. Сделали узнаваемый дизайн и выбрали название «Союз», которое хорошо читается на русском и иностранных языках. Вот, как выглядит микрофон:

Дэвид хотел, чтобы в дизайне микрофонов было что-то русское. Так появилась идея добавить образы православных церквей.

Поиск инвесторов

Своих денег ни у меня, ни у Дэвида на запуск производства не было. Какие-то сбережения от работы на Марсе у меня были, но их бы точно не хватило. Станки стоят несколько миллионов. Поэтому я написал бизнес-план, и мы начали искать инвесторов.

$ 200 000
инвестиций для старта

Нам казалось, что бизнес-план убедит любого. Но нет, мы рассылали его разным инвесторам, и никто не хотел вкладываться. Никто не верил, что мы сможем открыть производство. Я — наемный менеджер, Дэвид — музыкант, приходим с эскизом на бумаге, как зазвучит микрофон — непонятно. Может, его никто не купит.

В конце 2014 один знакомый Дэвида согласился инвестировать в проект 20 000 долларов. Но в итоге мы получили только половину этой суммы. На эти деньги мы купили первое оборудование.

Потом повезло встретить еще одно инвестора. Дэвид возвращался из Санкт-Петербурга, разговорился в поезде с человеком и рассказал о своем проекте. Он оказался бизнесменом и инвестором и согласился дать денег в проект.

Всего у нас было около $ 200 000 долларов инвестиций для старта.

Запуск производства

Пока не было инвесторов, начали делать микрофоны без своего производства. Я решил разделить процесс: для вытачивания деталей нашел подрядчика, а цех по сборке организовал сам. До того, как нашли инвестора, пришлось вложить около 2 млн рублей. Казалось, делать детали на аутсорсе даже проще: не нужно искать токарей, покупать станки, выстраивать процесс.

Оказалось, что всё не так. Для микрофонов нужны очень точные детали, отклонение на микрон — уже брак. Мы получали порядка 70% брака от нашего подрядчика. Получается, из десяти деталей только три подходили. Тогда я понял, что без своего производства не обойтись. Как раз в этот момент у нас появились первые деньги инвесторов.

Первым делом я начал искать сотрудников. Нужны были токари, которые смогут помочь выбрать оборудование и выточат образцы деталей. Искал по рекомендациям, спрашивал знакомых и друзей. Иногда узнавал о каком-то человеке и ездил к нему домой, уговаривал работать. И это тогда, когда у нас не было производства.

Первым пришел токарь Роман. До сих пор удивляюсь, как он согласился. У меня еще ничего не было. Один станок мы с Ромой нашли в научно-исследовательском институте и выкупили его. За вторым ездили на «кладбище станков» в Нижний Новгород. Это гигантский ангар, в котором стоят старые станки из закрытых и разорившихся предприятий. Мы их привезли, восстановили и начали работать.

Один станок мы с Ромой нашли в научно-исследовательском институте и выкупили его. За вторым ездили на кладбище станков в Нижний Новгород

Сначала работали в маленькой комнате с одним станком. Новые люди приходили, смотрели на это и чаще всего уходили. Они привыкли работать на больших заводах, где всё стабильно и надежно. А у нас был стартап. Но раз начали, надо делать.

Роман, токарь у Павла на производстве:

— Я всю жизнь работаю токарем. Запускал линию по производству форм для вафельных стаканчиков мороженого, работал на Октаве пять лет, потом пошел на Машзавод, но вскоре вернулся на Октаву. Когда с Октавой всё стало плохо, полгода таксовал. Потом работал в еще одной частной компании. И появилась какая-то статистика, что год отработаю и ухожу.

Пришел к Павлу, когда еще ничего не было. Один станок в подсобке, да и всё. Я не особенно боялся. Токарь я неплохой, работу найду. Но было интересно, что получится и сможем ли мы сделать задуманное. Уже работаю больше года, так что моя статистика не сработала.

Собственное производство

На нашем производстве два цеха. В одном станки, на которых мы вытачиваем детали, а в другом — сотрудники вручную собирают их и проверяют каждый микрофон.

Самое главное в производстве микрофона — точность. Некоторые детали должны быть выточены с точностью до одного микрона. Для сравнения волос человека — 15 микрон.

Ключевая часть микрофона — капсюль. От него зависит, как звучит микрофон. Чтобы выточить капсюль, в станке стоит искусственный алмаз. Мы сами подбирали, какой должен быть резец, какая нужна подача и на каких оборотах.

Резец с алмазом, от которого зависит, как зазвучит будущий микрофон

А это сам капсюль:

Первые десять микрофонов были экспериментальными, а потом запустили их в продажу. Был случай, когда мы тестировали первые микрофоны в студии. Включили, а звук отвратительный. На производстве всё было хорошо, а тут провал. А оказалось, мы не той стороной капсюль вкрутили. Поставили как надо, и микрофон зазвучал. С тех пор начали маркировать микрофон: где перед, где зад.

Знакомство с Радиохэдом

Дэвид рассказал о микрофонах своим друзьям — солистам разных групп. Он дошел до Найджела Годрича, продюсера Радиохэда. Мы отдали Найджелу микрофон на пробу. Он молчал два месяца, а потом написал огромное письмо с благодарностью и сказал, что микрофоны крутые.

Фрагмент из письма Найджела: «Он звучит действительно великолепно, я впечатлен».

Музыканты ищут определенный звук. Разные микрофоны звучат по-разному. Например, вокалистам с резким голосом нужны мягкие микрофоны, с мягким — резкие. Найджел сказал, что наш микрофон звучит как один из его любимых микрофонов, 60-х годов, он пишет: «Я сравнивал его со своим любимым микрофоном U47. Это невероятно, как близок ваш микрофон к лучшему микрофону в мире». Найджел давно искал и не мог найти такой звук и заказал у нас еще два микрофона.

После Найджела стали подтягиваться другие музыканты. С Россией тоже работаем, но мало. Это где-то 10% от нашего оборота. Здесь все консервативно настроены, не доверяют российскому качеству. Если десять лет пользуются одним микрофоном, то так и будут. Хотя в наши микрофоны записывают Манижу, Антона Беляева (Therr Maitz), Антона Севидова (Tesla Boy), Лолиту, Noize MC, Алису Вокс. Недавно продали микрофон для группы Брэйнсторм.

Поиск дистрибьюторов в США

Еще до старта производства мы начали искать дистрибьютора. Рынок маленький, нишевый, его уже поделили другие компании. Конечно, никто не побежал покупать наши микрофоны. У всех уже есть любимые фирмы.

$ 600
стоит одна из моделей микрофонов

Мы нашли одну компанию в США, которая согласилась нас представлять. Условия были не очень выгодными, но другого выхода не было: мы поставляем микрофоны, компания их продает и потом платит деньги. Через пару лет долг нашего дистрибьютора превысил $ 30 000, начались споры. В итоге нам никто не заплатил. Это был самый дорогой урок в этом бизнесе.

Через пару лет лет владелец компании взял у нас микрофоны, продал их и не заплатил $ 30 000

Мы хотели подать в суд, но начали считать судебные издержки, оказалось, что судиться очень дорого и не факт, что выиграем суд. Так дело и закончилось. Но на этой волне мы решили открыть свой офис в Лос-Анджелесе. Дэвид подключил своего друга — Кенни, он руководит американским офисом. Мы присылаем ему микрофоны, обычно это партии по 20-30 штук, а он их распределяет из между дилерами.

Продажи

Мы начинали с продажи двух-трех микрофонов в месяц. В некоторые месяцы вообще ничего не продавали. Теперь продаем по 30-50 микрофонов в месяц, на ноябрь у нас уже полная загрузка на 80 микрофонов. Но мы можем и больше.

Эффект был постепенным. Сначала о нас стали узнавать музыканты, потом нашли дистрибьютора в США, с которым потом разошлись, и открыли свой офис. Мы упоминаем о музыкантах, которые оценили наши микрофоны, в рекламе и социальных сетях.

Дэвид ездит по международным выставках и форумам, рассказывает о нашем продукте. Еще делали листовки и давали рекламу в профессиональных журналах, сейчас от этого отказались.

Основной канал рекламы сейчас — социальные сети. Даем рекламу по лук-э-лайк аудитории в Фейсбуке. Берем тех, кто лайкает нас или переходит на сайт, и даем рекламу по похожей аудитории. Это дорогой способ, но эффективный. Владельцы студий оставляют заявки и берут микрофоны на пробу. На такую рекламу тратим сейчас около 100 000 рублей в месяц. Хотя некоторые месяцы сейчас вообще рекламу не делаем, полная загрузка и так.

Проверка качества

На каждый микрофон у нас есть карта качества, в ней от 27 параметров. Кроме технических параметров, мы проверяем, чтобы не было царапин и запаха, была равномерная покраска и аккуратные подписи, всё плавно поворачивалось. Помимо идеального звука, важно, чтобы микрофон было приятно держать в руках, не было зазоров и скрипа.

Микрофон внутри собирают под большим увеличительным стеклом, это почти ювелирная работа

У нас очень строгие требования к деталям, всё должно состыковаться без зазоров. Если чуть-чуть нарушить толщину детали, появится зазор или не будет стыка. А весь корпус должен быть как одной гладкой линией. Можно сказать, что мы делаем айфон в мире микрофонов.

Повседневная работа

Я рассказываю так, будто всё шло гладко и просто. Но это не так.

Я сам никогда не решился бы на такой бизнес. Но мне мне повезло встретить Дэвида. Он музыкант и понимает, что такое хороший микрофон. Мы знали, кому предлагать микрофоны и мнение каких музыкантов для нас важно.

Дэвид приезжает в Тулу каждый месяц на несколько дней. Остальное время общаемся в мессенджерах или по почте. Я и сам удивляюсь, как начал бизнес с почти незнакомым человеком, тем более музыкантом, творческой натурой. Но мне очень повезло найти такого партнера, он взял на себя всё продвижение, а я могу спокойно управлять производством.

В повседневной работе тоже постоянно что-то происходило. Например, однажды возник кассовый разрыв. Продаж было мало, денег не было. А нужно было закрывать долги. Пришлось продать машину. Но это дало хороший толчок — мобилизовали силы и организовали продажи. Мы начали писать музыкантам и в студии звукозаписи. Говорили, что у нас есть микрофон и предлагали взять на пробу.

Бывают мелкие неприятности. Например, отправляли в Германию большую посылку с микрофонами. Видимо, плохо упаковали или их плохо грузили и где-то пинали. Микрофоны побились. Всё работало, но внешний вид был испорчен. Пришлось восстанавливать микрофоны за свой счет. После этого мы начали использовать новые упаковочные материалы и придумали, как более тщательно и безопасно упаковывать микрофоны.

Главное, что я понял из этого бизнеса — рецепта успеха нет, просто берешь и делаешь. Конечно, мы могли потерять деньги и время. Но если бы мы всё взвешивали и глубоко анализировали, отбросили бы саму идею. Ведь тогда она казалась немного безумной: с нуля организовать производство микрофонов и продавать их на рынке, где десятилетиями работают другие компании. Но мы начали планомерно двигаться к цели и продолжаем делать это сейчас, хотя трудностей достаточно.

Еще какие-то статьи
Производство В Ленобласти появился инкубатор для креативных предпринимателей
В Ленобласти появился инкубатор для креативных предпринимателей
4 июля
11 мин
Интервью «Мы продаем не просто мед, а опыт владения ульем»
«Мы продаем не просто мед, а опыт владения ульем»
История онлайн-сервиса «Пчелошеринг»
28 февраля
2 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев
Рынок

Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев

Роскошные и романтичные, строгие и игривые, традиционные и винтажные свадебные платья
Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО
Советы

Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО

Объясняем на пальцах, какие есть нюансы
Как работодателю стать оператором персональных данных
Советы

Как работодателю стать оператором персональных данных

Рассказываем, почему вам это надо
Можно ли разориться на штрафах маркетплейса?
Рынок

Можно ли разориться на штрафах маркетплейса?

Разбираемся, за что штрафуют селлеров и как оспорить штраф
Как провести инвентаризацию склада
Советы

Как провести инвентаризацию склада

С чего начать, чтобы открыть кофейню
Советы

С чего начать, чтобы открыть кофейню

Только варить вкусный кофе недостаточно. Объясняем, как подготовиться к открытию кофейни
Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев
Рынок

Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев

Роскошные и романтичные, строгие и игривые, традиционные и винтажные свадебные платья

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.