Издание для бизнеса.
Меньше хайпа, больше пользы!

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Проект Модульбанка

Написать в редакцию: editors@modulbank.ru

Проект ведут — Yellow Yeti

Дизайн — Интуиция

Веб-разработка — Кортекс

Cколько потеряли продавцы Ozon из-за пожара на складе Новая Рига

4 августа
1061
0
Эксперты — Иван Петраков, директор департамента e-commerce кожгалантерейной фабрики Rels, Евгений Боровков, селлер маркетплейса, и Ирина Максюта, директор блока «Маркетплейс» в Модульбанке. Записалa Виктория Степанова.

Продавцы Ozon рассказывают, что недавно отгрузили на сгоревший склад Ozon большие партии товара, но не сомневаются, что маркетплейс компенсирует им убытки. Рассказываем, сколько времени это займет и почему некоторые владельцы сгоревшего товара могут остаться в плюсе.

Что известно о пожаре

3 августа на складе Ozon Новая Рига загорелся блок фулфилмента, где находится зона приемки. Площадь возгорания за несколько часов выросла до 55 тыс. м².

Со склада было эвакуировано 1000 человек. Один из сотрудников погиб, 13 — пострадали. Пожар потушили только 4 августа в 5:45 утра.

Причина возгорания до сих пор не установлена: по одной версии, на складе произошло короткое замыкание, по другой — поджог. Следственный комитет возбудил уголовное дело.

Здание склада застраховано на 17 млрд руб., а совокупный ущерб, по оценкам страховщиков, превысил 10 млрд руб. По данным Ozon, один из блоков Новой Риги не загорелся, и часть товаров уцелела.

Что делает Ozon

Во время пожара компания освещала ситуацию в телеграм-канале. Вот какие оперативные меры предпринял маркетплейс:

  • отменил прием поставок до 18 августа;
  • отменил комиссию за хранение товаров на Новой Риге;
  • отменил доставку заказов покупателям;
  • скрыл все товары с Новой Риги на сайте;
  • запустил платную услугу «Защита товаров», которую можно подключить с 4 августа.

Комиссия за «Защиту товаров» будет рассчитываться для каждого продавца индивидуально по динамическому тарифу, который будет меняться каждый месяц. Ее размер будет зависеть от:

  • товарных категорий — у каждой своя ставка;
  • количества товаров с повреждениями за прошлые 30 дней;
  • качества упаковки — следуете вы рекомендациям или нет;
  • товарооборота продавца и других показателей.

Средняя комиссия за защиту товаров на Ozon — 0,67%.

Компания сразу заявила, что вернет покупателям деньги за покупку, а продавцам компенсирует стоимость товара. Вот как это будет происходить:

  • компания планирует частями выплачивать компенсации за пострадавшие товары и окончательно рассчитаться с поставщиками до 30 сентября;
  • размер компенсации будет рассчитан так: розничная цена товара на маркетплейс минус стандартные комиссии за продажу и логистику.

Поставки, которые уже были в пути на Новую Ригу, маркетплейс обещал перенаправить на другие склады. Каждому продавцу поддержка лично напишет, на какой склад повезли его товары.

Что думают партнеры маркетплейса

Директор департамента e-commerce кожгалантерейной фабрики Rels насчитал больше 1 млн руб. убытков

«Новая Рига — это второй по размеру склад Ozon в Москве после Хоругвино. У нас там лежало товаров ориентировочно на 1,4 млн руб.

У нас нет сомнений, что Ozon компенсирует нам потери. Вопрос в том, сколько времени займет согласование этих выплат. Причины возгорания не установлены, страховые выплаты Ozon еще не получил и неизвестно, когда получит.

Думаю, если Ozon компенсирует даже 50% стоимости товара, большинство поставщиков не расстроятся.

В некоторых категориях товаров, например, продуктах питания, маркетплейс компенсирует только часть стоимости товара. Если продукт со сроком годности два-три дня повредится при транспортировке, маркетплейс не возмещает убытки в полном размере.

Думаю, если Ozon компенсирует даже 50% стоимости товара, большинство поставщиков не расстроятся. Например, у продавцов летних товаров уже заканчивается сезон, и нет гарантий, что товар бы полностью раскупили в августе.

Поэтому они такой компенсации даже обрадуются: для них отбить половину стоимости товара — это хорошая новость. А если они получат компенсацию в размере 100% розничной цены товара, то даже заработают на этом. В обычных условиях невозможно за день распродать всю поставку.

Вчера на маркетплейсе кончилась распродажа, и многие продавцы вернули полную цену на свои товары. На нее и будет ориентироваться Ozon, поэтому при благополучном исходе они получат прибыль.

В любом случае продавцы не уйдут в минус и как минимум останутся при своих деньгах. В этой ситуации пострадает только компания, ее сотрудники и инвесторы».

Селлер Ozon Евгений Боровков потерял около 100 тыс. руб.

«Мы работаем с Ozon уже год, и нам он даже больше нравится, чем Wildberries. Наш товар там никогда не теряли. Примерно месяц назад мы получили из Канады большую партию кленового сиропа: несмотря на санкции, нам удается доставлять его наземным транспортом через Европу.

Мы равными долями отгрузили ее на оба маркетплейса. На Wildberries уже все раскупили, на Ozon тоже осталось немного, и мы собирались делать новую поставку на Новую Ригу в эту субботу.

Мы только недавно получили возможность отгружать товар напрямую, да этого Ozon принимал у нас поставку только через кросс-докинг. У них есть около десяти промежуточных складов в Москве, куда надо отгрузить товар, а оттуда Ozon везет его на большой склад.

Новую поставку отменили, а товар со склада убрали из выдачи. Что с ним сейчас, пока невозможно узнать.

За хранение и перевозку с этого промежуточного пункта они брали деньги, поэтому нам не нравилось так работать. Но в поддержке нам не объясняли причину и отвечали шаблонными фразами. И вот, наконец, разрешили нам самим отгрузиться на Новую Ригу.

Из-за пожара эту поставку отменили, и все наши товары убрали из выдачи на маркетплейсе. На складе Ozon у нас было товара примерно на 100 тыс. руб. Что с ним сейчас, пока невозможно узнать.

Даже если страховая выплатит Ozon 10 млрд руб., этого вряд ли хватит, чтобы возместить всем ущерб. Однажды у нас при перевозке разбилась бутылка сиропа, и Ozon полностью возместил нам ее стоимость по розничной цене. Поэтому мы надеемся, что компания и в этот раз поступит достойно. Кстати, Wildberries нам не возместили разбитые бутылки.

Сейчас у меня в личном кабинете на Ozon появился опрос «Куда вам удобнее отгружать товары?». Не знаю, связано ли это с пожаром, но решение дать продавцам выбор — неплохое. Скорее всего, нам придется опять делать отгрузки через кросс-докинг в Хоругвино и долго ждать, когда снова дадут отгружаться напрямую».

Директор блока Маркетплейс в Модульбанке Ирина Максюта про потерянные рейтинги продавцов

«Это первый подобный случай, когда у маркетплейса горит такой большой склад. Причина пожара официально не установлена, будем следить за новостями.

Ozon не принимает взрывоопасные товары, а легковоспламеняющиеся товары хранит в специальных условиях и также принимает другие меры для сокращения рисков возгорания. Уверена, что такой крупный бизнес регулярно проходит проверки пожарной безопасности, но теперь все участники отрасли поставят этот вопрос на особый контроль.

Конечно, и конкуренты не дремлют: мы заметили, что у Wildberries резко появились слоты для поставки товара на склад Коледино после новости о возгорании.

Wildberries сейчас возможно перетянет на себя часть поставок, которые должна была принять Новая Рига. Возможно, некоторые продавцы на время перестанут работать с площадкой, пока восстановят товарные запасы.

Из-за обнуления остатков карточки товаров могут упасть в рейтинге. Надеемся, что Ozon предпримет меры для его поддержания.

Все товары, которые должны были доставляться покупателям с Новой Риги, маркетплейс сделал неактивными. У наших клиентов товар уже сняли с продажи с отметкой «товар закончился».

Из-за обнуления остатков карточки товаров могут упасть в рейтинге, и селлерам придется приложить много усилий для его восстановления. Надеемся, что Ozon предпримет меры для поддержания рейтингов.

Продавцам я советую не читать непроверенные источники и дождаться разъяснения от самого маркетплейса. Ozon — публичная компания, поэтому активно освещает ситуацию в своих каналах и уведомляет селлеров о дальнейших действиях.

Сейчас нужно запастись терпением, поскольку компании нужно устранить последствия пожара и провести инвентаризацию, чтобы оценить совокупный ущерб и дать информацию о том, сколько товара уцелело, а сколько сгорело.

Недавно Ozon обновил формат приема поставок: теперь их можно отгружать даже в пункты выдачи заказов. Из-за потери одного из крупнейших складов они будут активно развивать эту схему приема поставок, уже на 4 августа есть свободные слоты для отгрузки, и можно оперативно пополнить товарные запасы, чтобы не потерять свой рейтинг.

Безусловно, сейчас будут заминки, особенно у тех, кто возит товар через транспортные компании. Надеемся, что Ozon в ближайшие время откроет дополнительные слоты на складах в Москве и в Черной Грязи».

Пакет опций для работы на маркетплейсах от Модульбанка

Кредит под 6,5% годовых, вывод прибыли на личную карту без комиссий и ограничений

Узнать

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста
Не получилось отправить :-|

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.