Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Cколько потеряли продавцы Ozon из-за пожара на складе Новая Рига
Источник — ТАСС
Продавцы Ozon рассказывают, что недавно отгрузили на сгоревший склад Ozon большие партии товара, но не сомневаются, что маркетплейс компенсирует им убытки. Рассказываем, сколько времени это займет и почему некоторые владельцы сгоревшего товара могут остаться в плюсе.
Что известно о пожаре
3 августа на складе Ozon Новая Рига загорелся блок фулфилмента, где находится зона приемки. Площадь возгорания за несколько часов выросла до 55 тыс. м².
Со склада было эвакуировано 1000 человек. Один из сотрудников погиб, 13 — пострадали. Пожар потушили только 4 августа в 5:45 утра.
Причина возгорания до сих пор не установлена: по одной версии, на складе произошло короткое замыкание, по другой — поджог. Следственный комитет возбудил уголовное дело.
Здание склада застраховано на 17 млрд руб., а совокупный ущерб, по оценкам страховщиков, превысил 10 млрд руб. По данным Ozon, один из блоков Новой Риги не загорелся, и часть товаров уцелела.
Что делает Ozon
Пост Ozon в Telegram от 3 августа
Во время пожара компания освещала ситуацию в телеграм-канале. Вот какие оперативные меры предпринял маркетплейс:
Подробности об услуге
Комиссия за «Защиту товаров» будет рассчитываться для каждого продавца индивидуально по динамическому тарифу, который будет меняться каждый месяц. Ее размер будет зависеть от:
Средняя комиссия за защиту товаров на Ozon — 0,67%.
Пост Ozon в Telegram от 4 августа
Компания сразу заявила, что вернет покупателям деньги за покупку, а продавцам компенсирует стоимость товара. Вот как это будет происходить:
Поставки, которые уже были в пути на Новую Ригу, маркетплейс обещал перенаправить на другие склады. Каждому продавцу поддержка лично напишет, на какой склад повезли его товары.
Что думают партнеры маркетплейса
Директор департамента e-commerce кожгалантерейной фабрики Rels насчитал больше 1 млн руб. убытков
«Новая Рига — это второй по размеру склад Ozon в Москве после Хоругвино. У нас там лежало товаров ориентировочно на 1,4 млн руб.
У нас нет сомнений, что Ozon компенсирует нам потери. Вопрос в том, сколько времени займет согласование этих выплат. Причины возгорания не установлены, страховые выплаты Ozon еще не получил и неизвестно, когда получит.
В некоторых категориях товаров, например, продуктах питания, маркетплейс компенсирует только часть стоимости товара. Если продукт со сроком годности два-три дня повредится при транспортировке, маркетплейс не возмещает убытки в полном размере.
Думаю, если Ozon компенсирует даже 50% стоимости товара, большинство поставщиков не расстроятся. Например, у продавцов летних товаров уже заканчивается сезон, и нет гарантий, что товар бы полностью раскупили в августе.
Поэтому они такой компенсации даже обрадуются: для них отбить половину стоимости товара — это хорошая новость. А если они получат компенсацию в размере 100% розничной цены товара, то даже заработают на этом. В обычных условиях невозможно за день распродать всю поставку.
Вчера на маркетплейсе кончилась распродажа, и многие продавцы вернули полную цену на свои товары. На нее и будет ориентироваться Ozon, поэтому при благополучном исходе они получат прибыль.
В любом случае продавцы не уйдут в минус и как минимум останутся при своих деньгах. В этой ситуации пострадает только компания, ее сотрудники и инвесторы».
Селлер Ozon Евгений Боровков потерял около 100 тыс. руб.
«Мы работаем с Ozon уже год, и нам он даже больше нравится, чем Wildberries. Наш товар там никогда не теряли. Примерно месяц назад мы получили из Канады большую партию кленового сиропа: несмотря на санкции, нам удается доставлять его наземным транспортом через Европу.
Мы равными долями отгрузили ее на оба маркетплейса. На Wildberries уже все раскупили, на Ozon тоже осталось немного, и мы собирались делать новую поставку на Новую Ригу в эту субботу.
Мы только недавно получили возможность отгружать товар напрямую, да этого Ozon принимал у нас поставку только через кросс-докинг. У них есть около десяти промежуточных складов в Москве, куда надо отгрузить товар, а оттуда Ozon везет его на большой склад.
За хранение и перевозку с этого промежуточного пункта они брали деньги, поэтому нам не нравилось так работать. Но в поддержке нам не объясняли причину и отвечали шаблонными фразами. И вот, наконец, разрешили нам самим отгрузиться на Новую Ригу.
Из-за пожара эту поставку отменили, и все наши товары убрали из выдачи на маркетплейсе. На складе Ozon у нас было товара примерно на 100 тыс. руб. Что с ним сейчас, пока невозможно узнать.
Даже если страховая выплатит Ozon 10 млрд руб., этого вряд ли хватит, чтобы возместить всем ущерб. Однажды у нас при перевозке разбилась бутылка сиропа, и Ozon полностью возместил нам ее стоимость по розничной цене. Поэтому мы надеемся, что компания и в этот раз поступит достойно. Кстати, Wildberries нам не возместили разбитые бутылки.
Сейчас у меня в личном кабинете на Ozon появился опрос «Куда вам удобнее отгружать товары?». Не знаю, связано ли это с пожаром, но решение дать продавцам выбор — неплохое. Скорее всего, нам придется опять делать отгрузки через кросс-докинг в Хоругвино и долго ждать, когда снова дадут отгружаться напрямую».
Директор блока Маркетплейс в Модульбанке Ирина Максюта про потерянные рейтинги продавцов
«Это первый подобный случай, когда у маркетплейса горит такой большой склад. Причина пожара официально не установлена, будем следить за новостями.
Ozon не принимает взрывоопасные товары, а легковоспламеняющиеся товары хранит в специальных условиях и также принимает другие меры для сокращения рисков возгорания. Уверена, что такой крупный бизнес регулярно проходит проверки пожарной безопасности, но теперь все участники отрасли поставят этот вопрос на особый контроль.
Конечно, и конкуренты не дремлют: мы заметили, что у Wildberries резко появились слоты для поставки товара на склад Коледино после новости о возгорании.
Wildberries сейчас возможно перетянет на себя часть поставок, которые должна была принять Новая Рига. Возможно, некоторые продавцы на время перестанут работать с площадкой, пока восстановят товарные запасы.
Все товары, которые должны были доставляться покупателям с Новой Риги, маркетплейс сделал неактивными. У наших клиентов товар уже сняли с продажи с отметкой «товар закончился».
Из-за обнуления остатков карточки товаров могут упасть в рейтинге, и селлерам придется приложить много усилий для его восстановления. Надеемся, что Ozon предпримет меры для поддержания рейтингов.
Продавцам я советую не читать непроверенные источники и дождаться разъяснения от самого маркетплейса. Ozon — публичная компания, поэтому активно освещает ситуацию в своих каналах и уведомляет селлеров о дальнейших действиях.
Сейчас нужно запастись терпением, поскольку компании нужно устранить последствия пожара и провести инвентаризацию, чтобы оценить совокупный ущерб и дать информацию о том, сколько товара уцелело, а сколько сгорело.
Недавно Ozon обновил формат приема поставок: теперь их можно отгружать даже в пункты выдачи заказов. Из-за потери одного из крупнейших складов они будут активно развивать эту схему приема поставок, уже на 4 августа есть свободные слоты для отгрузки, и можно оперативно пополнить товарные запасы, чтобы не потерять свой рейтинг.
Безусловно, сейчас будут заминки, особенно у тех, кто возит товар через транспортные компании. Надеемся, что Ozon в ближайшие время откроет дополнительные слоты на складах в Москве и в Черной Грязи».
Выводите прибыль на личную карту
без лимитов и комиссий