На сайт банка
Эксперты — Иван Петраков, директор департамента e-commerce кожгалантерейной фабрики Rels, Евгений Боровков, селлер маркетплейса, и Ирина Максюта, директор блока «Маркетплейс» в Модульбанке. Записалa Виктория Степанова.

Продавцы Ozon рассказывают, что недавно отгрузили на сгоревший склад Ozon большие партии товара, но не сомневаются, что маркетплейс компенсирует им убытки. Рассказываем, сколько времени это займет и почему некоторые владельцы сгоревшего товара могут остаться в плюсе.

Что известно о пожаре

3 августа на складе Ozon Новая Рига загорелся блок фулфилмента, где находится зона приемки. Площадь возгорания за несколько часов выросла до 55 тыс. м².

Со склада было эвакуировано 1000 человек. Один из сотрудников погиб, 13 — пострадали. Пожар потушили только 4 августа в 5:45 утра.

Причина возгорания до сих пор не установлена: по одной версии, на складе произошло короткое замыкание, по другой — поджог. Следственный комитет возбудил уголовное дело.

Здание склада застраховано на 17 млрд руб., а совокупный ущерб, по оценкам страховщиков, превысил 10 млрд руб. По данным Ozon, один из блоков Новой Риги не загорелся, и часть товаров уцелела.

Что делает Ozon

Во время пожара компания освещала ситуацию в телеграм-канале. Вот какие оперативные меры предпринял маркетплейс:

  • отменил прием поставок до 18 августа;
  • отменил комиссию за хранение товаров на Новой Риге;
  • отменил доставку заказов покупателям;
  • скрыл все товары с Новой Риги на сайте;
  • запустил платную услугу «Защита товаров», которую можно подключить с 4 августа.

Комиссия за «Защиту товаров» будет рассчитываться для каждого продавца индивидуально по динамическому тарифу, который будет меняться каждый месяц. Ее размер будет зависеть от:

  • товарных категорий — у каждой своя ставка;
  • количества товаров с повреждениями за прошлые 30 дней;
  • качества упаковки — следуете вы рекомендациям или нет;
  • товарооборота продавца и других показателей.

Средняя комиссия за защиту товаров на Ozon — 0,67%.

Компания сразу заявила, что вернет покупателям деньги за покупку, а продавцам компенсирует стоимость товара. Вот как это будет происходить:

  • компания планирует частями выплачивать компенсации за пострадавшие товары и окончательно рассчитаться с поставщиками до 30 сентября;
  • размер компенсации будет рассчитан так: розничная цена товара на маркетплейс минус стандартные комиссии за продажу и логистику.

Поставки, которые уже были в пути на Новую Ригу, маркетплейс обещал перенаправить на другие склады. Каждому продавцу поддержка лично напишет, на какой склад повезли его товары.

Что думают партнеры маркетплейса

Директор департамента e-commerce кожгалантерейной фабрики Rels насчитал больше 1 млн руб. убытков

«Новая Рига — это второй по размеру склад Ozon в Москве после Хоругвино. У нас там лежало товаров ориентировочно на 1,4 млн руб.

У нас нет сомнений, что Ozon компенсирует нам потери. Вопрос в том, сколько времени займет согласование этих выплат. Причины возгорания не установлены, страховые выплаты Ozon еще не получил и неизвестно, когда получит.

Думаю, если Ozon компенсирует даже 50% стоимости товара, большинство поставщиков не расстроятся.

В некоторых категориях товаров, например, продуктах питания, маркетплейс компенсирует только часть стоимости товара. Если продукт со сроком годности два-три дня повредится при транспортировке, маркетплейс не возмещает убытки в полном размере.

Думаю, если Ozon компенсирует даже 50% стоимости товара, большинство поставщиков не расстроятся. Например, у продавцов летних товаров уже заканчивается сезон, и нет гарантий, что товар бы полностью раскупили в августе.

Поэтому они такой компенсации даже обрадуются: для них отбить половину стоимости товара — это хорошая новость. А если они получат компенсацию в размере 100% розничной цены товара, то даже заработают на этом. В обычных условиях невозможно за день распродать всю поставку.

Вчера на маркетплейсе кончилась распродажа, и многие продавцы вернули полную цену на свои товары. На нее и будет ориентироваться Ozon, поэтому при благополучном исходе они получат прибыль.

В любом случае продавцы не уйдут в минус и как минимум останутся при своих деньгах. В этой ситуации пострадает только компания, ее сотрудники и инвесторы».

Селлер Ozon Евгений Боровков потерял около 100 тыс. руб.

«Мы работаем с Ozon уже год, и нам он даже больше нравится, чем Wildberries. Наш товар там никогда не теряли. Примерно месяц назад мы получили из Канады большую партию кленового сиропа: несмотря на санкции, нам удается доставлять его наземным транспортом через Европу.

Мы равными долями отгрузили ее на оба маркетплейса. На Wildberries уже все раскупили, на Ozon тоже осталось немного, и мы собирались делать новую поставку на Новую Ригу в эту субботу.

Мы только недавно получили возможность отгружать товар напрямую, да этого Ozon принимал у нас поставку только через кросс-докинг. У них есть около десяти промежуточных складов в Москве, куда надо отгрузить товар, а оттуда Ozon везет его на большой склад.

Новую поставку отменили, а товар со склада убрали из выдачи. Что с ним сейчас, пока невозможно узнать.

За хранение и перевозку с этого промежуточного пункта они брали деньги, поэтому нам не нравилось так работать. Но в поддержке нам не объясняли причину и отвечали шаблонными фразами. И вот, наконец, разрешили нам самим отгрузиться на Новую Ригу.

Из-за пожара эту поставку отменили, и все наши товары убрали из выдачи на маркетплейсе. На складе Ozon у нас было товара примерно на 100 тыс. руб. Что с ним сейчас, пока невозможно узнать.

Даже если страховая выплатит Ozon 10 млрд руб., этого вряд ли хватит, чтобы возместить всем ущерб. Однажды у нас при перевозке разбилась бутылка сиропа, и Ozon полностью возместил нам ее стоимость по розничной цене. Поэтому мы надеемся, что компания и в этот раз поступит достойно. Кстати, Wildberries нам не возместили разбитые бутылки.

Сейчас у меня в личном кабинете на Ozon появился опрос «Куда вам удобнее отгружать товары?». Не знаю, связано ли это с пожаром, но решение дать продавцам выбор — неплохое. Скорее всего, нам придется опять делать отгрузки через кросс-докинг в Хоругвино и долго ждать, когда снова дадут отгружаться напрямую».

Директор блока Маркетплейс в Модульбанке Ирина Максюта про потерянные рейтинги продавцов

«Это первый подобный случай, когда у маркетплейса горит такой большой склад. Причина пожара официально не установлена, будем следить за новостями.

Ozon не принимает взрывоопасные товары, а легковоспламеняющиеся товары хранит в специальных условиях и также принимает другие меры для сокращения рисков возгорания. Уверена, что такой крупный бизнес регулярно проходит проверки пожарной безопасности, но теперь все участники отрасли поставят этот вопрос на особый контроль.

Конечно, и конкуренты не дремлют: мы заметили, что у Wildberries резко появились слоты для поставки товара на склад Коледино после новости о возгорании.

Wildberries сейчас возможно перетянет на себя часть поставок, которые должна была принять Новая Рига. Возможно, некоторые продавцы на время перестанут работать с площадкой, пока восстановят товарные запасы.

Из-за обнуления остатков карточки товаров могут упасть в рейтинге. Надеемся, что Ozon предпримет меры для его поддержания.

Все товары, которые должны были доставляться покупателям с Новой Риги, маркетплейс сделал неактивными. У наших клиентов товар уже сняли с продажи с отметкой «товар закончился».

Из-за обнуления остатков карточки товаров могут упасть в рейтинге, и селлерам придется приложить много усилий для его восстановления. Надеемся, что Ozon предпримет меры для поддержания рейтингов.

Продавцам я советую не читать непроверенные источники и дождаться разъяснения от самого маркетплейса. Ozon — публичная компания, поэтому активно освещает ситуацию в своих каналах и уведомляет селлеров о дальнейших действиях.

Сейчас нужно запастись терпением, поскольку компании нужно устранить последствия пожара и провести инвентаризацию, чтобы оценить совокупный ущерб и дать информацию о том, сколько товара уцелело, а сколько сгорело.

Недавно Ozon обновил формат приема поставок: теперь их можно отгружать даже в пункты выдачи заказов. Из-за потери одного из крупнейших складов они будут активно развивать эту схему приема поставок, уже на 4 августа есть свободные слоты для отгрузки, и можно оперативно пополнить товарные запасы, чтобы не потерять свой рейтинг.

Безусловно, сейчас будут заминки, особенно у тех, кто возит товар через транспортные компании. Надеемся, что Ozon в ближайшие время откроет дополнительные слоты на складах в Москве и в Черной Грязи».

Новые тарифы для работы на маркетплейсах

Выводите прибыль на личную карту
до 5 000 000 в месяц — бесплатно,
а далее с комиссией всего 0,5%

Узнать
Еще какие-то статьи
Маркетплейсы В рекламном кабинете Wildberries появился геотаргетинг
В рекламном кабинете Wildberries появился геотаргетинг
16 июля
1 мин
Новости Российские суды указали признаки дробления бизнеса
Российские суды указали признаки дробления бизнеса
26 июля
1 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев
Рынок

Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев

Роскошные и романтичные, строгие и игривые, традиционные и винтажные свадебные платья
Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО
Советы

Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО

Объясняем на пальцах, какие есть нюансы
Как работодателю стать оператором персональных данных
Советы

Как работодателю стать оператором персональных данных

Рассказываем, почему вам это надо
Можно ли разориться на штрафах маркетплейса?
Рынок

Можно ли разориться на штрафах маркетплейса?

Разбираемся, за что штрафуют селлеров и как оспорить штраф
Как провести инвентаризацию склада
Советы

Как провести инвентаризацию склада

С чего начать, чтобы открыть кофейню
Советы

С чего начать, чтобы открыть кофейню

Только варить вкусный кофе недостаточно. Объясняем, как подготовиться к открытию кофейни
Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев
Рынок

Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев

Роскошные и романтичные, строгие и игривые, традиционные и винтажные свадебные платья
И такое бывает

Арендодатель не дает съехать из-за ремонта

Арендодатель потребовал у съемщика девятьсот тысяч рублей за просрочку аренды. По документам съемщик не съехал, а продолжал снимать помещение и не платил, вот и накопилась просрочка. Причина просрочки — в ремонте: арендодатель не отпускал съемщика, пока тот не сделает ремонт.
10 июля 2018
36188
7

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.