Издание для бизнеса.
Меньше хайпа, больше пользы!

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Проект Модульбанка

Написать в редакцию: editors@modulbank.ru

Проект ведут — Yellow Yeti

Дизайн — Интуиция

Веб-разработка — Кортекс

Продавать на Ozon

Как начать работать и сколько придется платить
Продавать на Ozon
22 октября
19474
14
2

Ozon — это интернет-магазин, который работает в формате маркетплейса. Это значит, что предприниматели могут стать партнерами и продавать товары на сайте магазина, пользоваться складами и доставкой. Расскажем, как стать продавцом на Ozon, какие у площадки условия и комиссии.

Эксперт — Сергей Чаплыгин, основатель и владелец компании UNIWOOD. Записали Наталья Болдырева и Наталия Солус.

Кто может работать с Ozon

Ozon работает с разными компаниями — крупными брендами и начинающими предпринимателями. У Ozon нет ограничений по количеству товаров в ассортименте, поэтому теоретически работать с площадкой могут даже небольшие региональные компании.

Продавать можно практически что угодно, например одежду, книги, продукты, косметику, электронику, товары для сада. Есть и исключения, например, нельзя продавать:

  • алкоголь и табак;
  • животных;
  • ртутные термометры;
  • драгоценные камни и музейные ценности;
  • бывшие в употреблении товары.

Полный список запрещенных к продаже товаров перечислен в инструкции для продавцов.

У Ozon есть определенные требования к продавцам, вот основные:

  • работать как ООО, ИП или самозанятый;
  • пользоваться электронным документооборотом.

Еще попросят стандартные документы: для юрлиц — выписку из ЕГРЮЛ, для ИП — выписку из ЕГРИП, для самозанятых — копию паспорта и свидетельства ИНН.

Как зарегистрироваться

У Ozon есть отдельный сайт для продавцов. Чтобы начать работать с интернет-магазином, нужно зарегистрироваться, введя номер телефона и присланный код.

После этого на почту придет письмо с подтверждением регистрации. Перейдя по ссылке из письма, нужно ее завершить:

Затем вы сразу попадаете в кабинет продавца, где вас попросят заполнить все данные о компании, загрузить документы и указать платежные реквизиты:

Нужно заполнить все графы, загрузить копии документов и отправить на проверку. Через один рабочий день на почту придет ответ об активации аккаунта.

Письмо может быть с отказом, если есть ошибки в заполнении анкеты или забыли прикрепить какой-то документ. В этом случае нужно написать в поддержку и попросить поправить анкету.

База знаний Ozon — про оферту, ЭДО, загрузку товаров и т. д.

После активации аккаунта принимают оферту — без нее Ozon не сможет работать с компанией.

Затем нужно подключить электронный документооборот. С его помощью Ozon обменивается с продавцами заявками на поставку и закрывающими документами. У Ozon есть два партнера — «Контур-Диадок» и «Сфера-курьер». Если компания еще не ведет электронный документооборот, лучше подключиться к ним, а если есть свой оператор — настроить интеграцию.

После этого останется загрузить товары: фотографии, описание, цены, артикулы, штрихкоды, вес. К этому у Ozon есть свои требования: в описании не должно быть ссылок, слов прописными буквами, грамматических ошибок. Товары можно загружать вручную или с помощью Excel-файла.

Ozon всегда проверяет товары — смотрит, чтобы описание и фотографии соответствовали требованиям. Обычно это занимает три дня, затем в разделе «Товары» появляется статус. Если какие-то товары не прошли модерацию, появится пояснение, что нужно исправить, после этого товары проверят еще раз.

Затем останется выбрать схему продаж, и можно начинать. Схем продаж две: со своего склада и склада Ozon. Если продавать со склада Ozon, нужно строго по графику в определенный день и время привозить товары на выбранные склады. Если со своего склада, то упаковывать товары по требованиям интернет-магазина и отправлять покупателям.

Важно, что склады Ozon разные: с одних товары доставляют по всей России, с других — только в определенные регионы. Важно внимательно выбирать склад, потому что если выбрать региональный, покупатели из других регионов увидят на сайте магазина надпись «Товар не доставляется в ваш регион».

По всем шагам регистрации, подключению ЭДО и загрузке товаров в магазин есть подробные инструкции в Базе знаний для продавцов.

Какие условия

Про комиссии

У Ozon нет фиксированной комиссии для всех — ее размер зависит от вида товаров, которые продает компания. Например:

  • автотовары — 12%;
  • одежда, обувь и аксессуары — 15%;
  • книги — 20%;
  • компьютеры и ноутбуки — 5%;
  • мебель — 17%;
  • детские товары — 10%.

Комиссии на категории товаров часто меняются. Например, ближайшее изменение цены будет 1 февраля 2022 года.

Также продавцы оплачивают стоимость доставки и возврата товара. Точная стоимость зависит от размера груза и склада, с которого его продают.

Ozon может брать оплату за хранение на складе, если товар лежит там слишком долго. А еще — делать стоимость хранения бесплатной для сезонных или участвующих в акциях товаров.

В Базе знаний также есть калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать стоимости комиссии маркетплейса, доставки, хранения на складе. Все эти показатели индивидуальны, так как зависят от выбранной модели продаж, категории товара и других параметров. Кроме того, есть оплата других услуг, например, обработка брака и излишков с поставки. Стоимость обработки одной бракованной единицы товара — 9 рублей, а излишков — 24 рубля за одну единицу.

Ozon выплачивает деньги за проданные товары два раза в месяц: с 4 по 7 и с 15 по 17 число. Есть возможность за дополнительную плату подключить услугу гибких платежей и получать деньги хоть каждый день.

Мы продаем через Ozon и другие маркетплейсы 60% товаров

Рассказывает Сергей Чаплыгин, основатель и владелец компании UNIWOOD:

Наша компания находится в Самаре и производит конструкторы из дерева в форме животных, зданий, головоломок и механических объектов. Вот как это выглядит:

Мы открылись в 2018 году, стали продавать товары через сайт на всю Россию, но столкнулись с проблемами в доставке. К примеру, доставка из Самары до Москвы стоит 200 руб., а того же товара до Владивостока — 1 500 руб. При этом цена на товары разнится от 245 до 4 990 руб. Доставку оплачивают клиенты, и мы понимаем, что кого-то из них потеряли. Особенно это касается покупки недорогих товаров или дальних направлений, когда доставка может составлять от 30% до 80% стоимости товара.

Мы стали думать, как доставлять быстрее и дешевле, и решили рассмотреть разные маркетплейсы: Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет. У них есть свои склады, пункты выдачи, системы доставки, что как раз было нам нужно.

Ozon стал нашей первой площадкой. Мы зарегистрировались на сайте, загрузили документы, заполнили карточки товаров и выбрали продажу со склада Ozon. Теперь мы производим товары и отправляем их транспортной компанией на склад, а дальше упаковкой и доставкой конечным покупателям занимается Ozon.

Сначала мы были в панике, но сейчас сотрудничаем с транспортной компанией, одно из направлений которой — доставка на маркетплейсы.

Первая партия была небольшой: мы распродали ее за 1,5 месяца. Второй раз отправили уже около тысячи единиц.

У Ozon с доставкой на склад все строго: нужно сообщить фамилию водителя, номер машины, выбрать точную дату и время. Сначала мы были в панике, но сейчас сотрудничаем с транспортной компанией, одно из направлений которой — доставка на маркетплейсы.

Обычно все проходит хорошо, но один раз на складе отказались принимать поставку: мы забыли указать штрихкоды у нескольких товаров, из-за чего нам завернули всю партию.

Сначала склады были бесплатными. Но Ozon находится в состоянии постоянных перемен, и не всегда они приятные. Например, во время самоизоляции появились ограничения по времени оборачиваемости товара. Если она низкая, то начисляется плата за хранение товара. В личном кабинете видна расчетная и текущая стоимость хранения, а также товары, за которые она была начислена.

У Ozon превосходный личный кабинет: есть все ключевые показатели, очень прозрачная система отчетов, реальная картина по заказам.

На оборачиваемость товара можно влиять внутренними маркетинговыми инструментами Ozon. И тут пока ему нет равных среди маркетплейсов: регулярные скидки, возможность создания своих акций, промокоды, продвижение, медийная реклама, баллы за отзывы и многое другое.

Отдельно хочется отметить личный кабинет продавца. У Ozon он превосходный: главная страница демонстрирует все ключевые показатели, очень прозрачная система отчетов, реальная картина по заказам.

Комиссия Ozon раньше была фиксированной за все, потом ее разделили на комиссию и оплату за доставку. Мы находимся в категории «Детские товары» и платим маркетплейсу 5% от стоимости проданных товаров. Далее добавляется стоимость обработки заказа, магистраль и «последняя миля».

Например, наша комиссия по миниатюрным конструкторам за 245 руб. сейчас составляет 67 руб., а до недавнего времени — 110 при цене 190 руб. По дорогим позициям ситуация почти не изменилась. К примеру, мы продаем конструктор за 4 тыс. руб., и из них чуть больше 600 руб. забирает Ozon как комиссию и плату за доставку.

На фоне этого перекоса в маржинальности изменились покупательские предпочтения. Если раньше товары разной ценовой категории продавались равномерно, то теперь преимущество отдается миниатюрным конструкторам UNITS. Покупатели предпочитают взять несколько миниатюр или их набор вместо одного дорогого конструктора. Поэтому некоторая лояльность Ozon в минимальной комиссии нам, конечно, на руку.

Маркетплейс повышает доверие к бренду: не все будут заказывать товары на незнакомом сайте, но все знают Ozon.

В этом году параллельно мы запустили работу по FBS (продажа со своего склада и логистикой Ozon) для менее оборачиваемых товаров. Так мы хотим оптимизировать товарные запасы и свести плату за хранение к нулю.

В целом работать с Ozon выгодно: мы не уходим в ноль или в минус и в любом случае зарабатываем. Также маркетплейс повышает доверие к бренду: не все будут заказывать товары на незнакомом сайте, но все знают Ozon.

Еще покупатели здесь охотно оставляют отзывы о товаре, а для нас это хорошая обратная связь: мы видим, в каком виде товар приезжает к ним, что нравится и не нравится клиентам, что можно улучшить.

В среднем мы продаем через Ozon и другие маркетплейсы 60% наших товаров, а 40% — через сайт.

Модульбанк и маркетплейсы

В Модульбанке появился пакет опций «Маркетплейс». Он подходит для предпринимателей, которые хотят начать продавать или уже продают свои товары на маркетплейсах.

Вот что есть в пакете «Маркетплейс»:

  • МаркетМетрика. Сервис за 0 руб. для аналитики продаж конкурентов на маркетплейсах.
  • Кредит до 10 млн рублей. Без залога, с выгодной ставкой от 0% до 0,5% в месяц и беспроцентным периодом до 55 дней.
  • Перевод прибыли на карту с комиссией 0-0,4%. Без лимитов и заградительных тарифов.
  • Моментальная выплата выручки. Деньги за выкупленные товары переводят сразу — не нужно ждать выплат от маркетплейса.
  • Снятие торговой выручки в банкомате за 1%.
  • Еще скоро появится Маркет.Менеджер, который поможет найти поставщиков, даст рекомендации по финансовой модели в каждой товарной нише и отснимет каталог.

    Пакет опций для клиентов Модульбанка будет бесплатным до конца года.

    Как ничего не пропустить

    Подпишитесь в соцсетях

    Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

    Получайте статьи почтой

    Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

    Момент...
    Готово!
    Проверьте почту, пожалуйста
    Не получилось отправить :-|

    А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.