На сайт банка

Маркетплейсы становятся популярнее с каждым годом, и этим пользуются злоумышленники. Аферисты воруют личные кабинеты и торговые марки, подменяют товары при возврате. Рассказываем о том, какие способы мошенничества есть в e-commerce и как подстраховаться.

Эксперты — Владимир Блохин, генеральный директор агентства «Энилекс», Тигран Варданян, основатель швейной фабрики Zarka, Артемий Самохвалов, основатель экосистемы электронной коммерции First-e.com, Артур Хакунов, операционный директор фулфилмент-оператора TEAM DEEM, и Микаил Камилов, управляющий партнер консалтингового агентства «Камилов и партнеры», юрист. Записалa Юлия Корнева.

Потребительский экстремизм

Владимир Блохин, генеральный директор агентства «Энилекс»

Мы рекламно-консалтинговое агентство, которое помогает продавцам торговать на маркетплейсах. Один из наших клиентов продает счетчики для воды. Часто недобросовестные покупатели возвращали товар, а после вскрытия коробки оказывалось, что там лежат старые счетчики: люди меняли старый счетчик на новый и сдавали старый в коробке сотруднику ПВЗ. Наш клиент, чтобы минимизировать риски, начал торговать со своего склада.

Другой наш клиент продает роботы-пылесосы стоимостью от 120 до 250 тыс. руб. Покупатели использовали технику не по назначению, повреждали, а потом возвращали. По закону о защите прав потребителя должна проводиться экспертиза, а на ПВЗ товар принимали как есть.

У OZON для таких случаев есть процедура компенсации, возвращают от 20 до 80% стоимости товара. Но застраховаться от подобного сложно — нужно просто закладывать эти расходы в свою экономику.

Спам-письма

Тигран Варданян, основатель швейной фабрики Zarka

Мы продаем трикотажную одежду на OZON, Lamoda и Wildberries. С помощью маркетплейсов увеличили обороты до 300 млн руб. за 2022 год. Но рядом с чем-то успешным часто появляются аферисты.

Однажды я получил письмо якобы от Wildberries. Многие почтовые клиенты сами фильтруют подобный контент так, что до пользователя спам-письма даже не доходят. Но любая система несовершенна, и ко мне во входящие такое письмо пролезло.

Сообщение сразу насторожило: Wildberries точно не рассылает письма с временной почты, и вряд ли обучение может стоить всего 27 руб. Я не стал переходить по ссылке. Если бы я это сделал, мошенники смогли бы получить доступ к моей информации, в том числе банковской.

За 2020 год интернет-мошенники, по данным аналитиков Avito, Тинькофф и «Лаборатории Касперского», украли у поставщиков и покупателей маркетплейсов 150 млрд руб. В 36% успешных мошеннических атак злоумышленники выдавали себя за продавцов маркетплейсов, в 11% выступали в роли покупателя, в 13% направляли потенциальных жертв на поддельные страницы магазинов.

Обналичивание кредиток

Артур Хакунов, операционный директор фулфилмент-оператора TEAM DEEM

Мы занимаемся логистикой и хранением товаров поставщиков крупнейших маркетплейсов.

Наши клиенты столкнулись с ситуацией, когда покупатель заказывает много товаров на крупную сумму, а потом все возвращает. От других селлеров и от администрации маркетплейса узнали, что заказы часто используют для обналичивания кредитных карточек. Снимать деньги с карты дорого, поэтому люди заказывают товар и делают возврат, указывая реквизиты другой карты, уже дебетовой. Селлеру же приходится платить маркетплейсу комиссию за возврат и доставку. Однако продавец никак не может повлиять на эту ситуацию.

По информации Центрального банка, в третьем квартале 2022 года в России произошло более 10 тыс. случаев мошенничества, связанных с оплатой товаров и услуг через интернет. Пострадавшие лишились почти 600 млн руб.

Какие еще способы мошенничества встречаются на маркетплейсах

Подмена страницы платежа. Покупатель звонит и сообщает, что товар ему нужен срочно, узнает данные для оплаты и отправляет ссылку, якобы подтверждающую, что он отправил перевод. Продавцу нужно только нажать кнопку «Зачислить» или «Получить». Но вместо обещанного перевода мошенник списывает деньги с карты.

Кража торговой марки. Злоумышленники изучают поставщиков маркетплейсов и находят незарегистрированные торговые марки, сами их регистрируют и шантажируют селлера: «Либо плати, либо мы как правообладатели бренда запретим тебе торговать под этой маркой».

Лжесотрудник маркетплейса. С селлером связывается человек, выдающий себя за менеджера маркетплейса, и предлагает особое предложение или услугу по продаже товара. Просит перевести деньги и не выполняет обещание.

Штраф от правообладателя. Поставщику присылают якобы официальное письмо от крупной компании с печатями и подписями примерно такого содержания: «Вы продаете товары нашего бренда без нашего разрешения. Готовим на вас иск в суд на несколько миллионов, но, если не хотите судебных разбирательств, можем обойтись штрафом в 200 тыс.».

Кража личного кабинета. Существует много так называемых сервисов-помощников для работы на маркетплейсах. Чтобы ими воспользоваться, нужно предоставить доступ к личному кабинету. Некоторые из таких сервисов только притворяются полезными, а на деле являются мошенническими. Злоумышленники получают доступ к кабинету и могут делать там все, что захотят.

Как не стать жертвой мошенников

Микаил Камилов, управляющий партнер консалтингового агентства «Камилов и партнеры», юрист

Максимальное наказание по ст. 159 УК РФ «Мошенничество» — штраф до 1 млн руб., лишение свободы на срок до шести лет. В зависимости от тяжести деяния можно привлечь злоумышленников к уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности. Однако подобные дела крайне редко доходят до суда из-за низкой раскрываемости. В большинстве случаев мошенника сложно вычислить, и, скорее всего, он находится даже не в России.

Защититься от мошенничества на маркетплейсах помогут такие правила:

  1. Общайтесь с администрацией маркетплейса только по проверенным каналам и используя проверенные контакты. Не разговаривайте с новым контактом до подтверждения от администрации маркетплейса, что человек действительно представляет его интересы.
  2. Позаботьтесь о безопасности личных кабинетов и финансовой информации. Для этого можно использовать несколько уровней защиты — так называемую многоуровневую систему аутентификации. Не передавайте доступ никому и никогда.
  3. Помните, что штрафы могут выставлять только суд или контролирующие органы. Их направляют через систему ЭДО или на юридический адрес.
  4. Не переходите по сомнительным ссылкам в почте, мессенджерах и социальных сетях.
  5. Не пользуйтесь сторонними мессенджерами при общении с потенциальными покупателями.
  6. Регистрируйте торговую марку своей продукции — тогда не придется защищать свои наименование и логотип в суде.
  7. В сложных случаях консультируйтесь с юристом. Это полезно, когда вам уже нанесли ущерб или есть сомнения относительно сделки, которую вы планируете заключить.

Новые тарифы для работы на маркетплейсах

Выводите прибыль на личную карту
без лимитов и комиссий

Узнать
Еще какие-то статьи
Маркетплейсы Почта России запустила сервисы для продавцов маркетплейсов
Почта России запустила сервисы для продавцов маркетплейсов
28 октября
13 мин
Советы «Вы добавлены в черный список». Что за новый реестр появится у Роструда и как в него не попасть
«Вы добавлены в черный список». Что за новый реестр появится у Роструда и как в него не попасть
Разбираемся, как не получить статус недобросовестного работодателя
29 октября
1 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
На что влияет ключевая ставка в бизнесе
Советы

На что влияет ключевая ставка в бизнесе

И что теперь будет после ее повышения
Чего не знают самозанятые: подводные камни
Советы

Чего не знают самозанятые: подводные камни

Отвечаем на неочевидные, но важные вопросы
Что такое «Джем» на Wildberries и как им пользоваться
Советы

Что такое «Джем» на Wildberries и как им пользоваться

Стоит ли платить за новую подписку для селлеров
«Стань миллионером за месяц!» Как предпринимателю выбрать обучение и не нарваться на псевдокоуча
Советы

«Стань миллионером за месяц!» Как предпринимателю выбрать обучение и не нарваться на псевдокоуча

Чтобы зарабатывать, а не тратить последнее
Как бизнесу правильно выбрать склад
Советы

Как бизнесу правильно выбрать склад

Рассказываем основные нюансы, на которые надо обратить внимание
Как бизнесу привлечь деньги на старте
Советы

Как бизнесу привлечь деньги на старте

Пять рабочих способов
На что влияет ключевая ставка в бизнесе
Советы

На что влияет ключевая ставка в бизнесе

И что теперь будет после ее повышения
Полезные ссылки:
обналичивание денег с расчетного счета ип подписка на спам рассылку без подтверждения какими приемами фишинга пользуются интернет мошенники wildberries ввел платную регистрацию новых продавцов что будет если перейти по ссылке мошенников партнер по бизнесу обманывает как мошенники обманывают продавцов менеджер магазина на маркетплейсе политика рекламы вконтакте лицензия на доставку алкоголя украли сайт мошенники валбериз продавец налогообложение доставки заказ договор мошенники маркетплейс калькулятор продавца схема fbo инвойс продавца рекламы которые запретили показывать эцп фото в связи с изменением паспортных данных алиэкспресс российские продавцы фишинговый номер банкротство площадки персональная информация асн новости время регистрации ооо код субсидии это карта мер поддержки отключение россии от swift свежие новости

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.