Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как обманывают продавцов маркетплейсов
Маркетплейсы становятся популярнее с каждым годом, и этим пользуются злоумышленники. Аферисты воруют личные кабинеты и торговые марки, подменяют товары при возврате. Рассказываем о том, какие способы мошенничества есть в e-commerce и как подстраховаться.
Потребительский экстремизм
Владимир Блохин, генеральный директор агентства «Энилекс»
Мы рекламно-консалтинговое агентство, которое помогает продавцам торговать на маркетплейсах. Один из наших клиентов продает счетчики для воды. Часто недобросовестные покупатели возвращали товар, а после вскрытия коробки оказывалось, что там лежат старые счетчики: люди меняли старый счетчик на новый и сдавали старый в коробке сотруднику ПВЗ. Наш клиент, чтобы минимизировать риски, начал торговать со своего склада.
Читайте также:
Как устроен фулфилмент на маркетплейсах
Другой наш клиент продает роботы-пылесосы стоимостью от 120 до 250 тыс. руб. Покупатели использовали технику не по назначению, повреждали, а потом возвращали. По закону о защите прав потребителя должна проводиться экспертиза, а на ПВЗ товар принимали как есть.
У OZON для таких случаев есть процедура компенсации, возвращают от 20 до 80% стоимости товара. Но застраховаться от подобного сложно — нужно просто закладывать эти расходы в свою экономику.
Спам-письма
Тигран Варданян, основатель швейной фабрики Zarka
Мы продаем трикотажную одежду на OZON, Lamoda и Wildberries. С помощью маркетплейсов увеличили обороты до 300 млн руб. за 2022 год. Но рядом с чем-то успешным часто появляются аферисты.
Однажды я получил письмо якобы от Wildberries. Многие почтовые клиенты сами фильтруют подобный контент так, что до пользователя спам-письма даже не доходят. Но любая система несовершенна, и ко мне во входящие такое письмо пролезло.
Сообщение сразу насторожило: Wildberries точно не рассылает письма с временной почты, и вряд ли обучение может стоить всего 27 руб. Я не стал переходить по ссылке. Если бы я это сделал, мошенники смогли бы получить доступ к моей информации, в том числе банковской.
За 2020 год интернет-мошенники, по данным аналитиков Avito, Тинькофф и «Лаборатории Касперского», украли у поставщиков и покупателей маркетплейсов 150 млрд руб. В 36% успешных мошеннических атак злоумышленники выдавали себя за продавцов маркетплейсов, в 11% выступали в роли покупателя, в 13% направляли потенциальных жертв на поддельные страницы магазинов.
Обналичивание кредиток
Артур Хакунов, операционный директор фулфилмент-оператора TEAM DEEM
Мы занимаемся логистикой и хранением товаров поставщиков крупнейших маркетплейсов.
Наши клиенты столкнулись с ситуацией, когда покупатель заказывает много товаров на крупную сумму, а потом все возвращает. От других селлеров и от администрации маркетплейса узнали, что заказы часто используют для обналичивания кредитных карточек. Снимать деньги с карты дорого, поэтому люди заказывают товар и делают возврат, указывая реквизиты другой карты, уже дебетовой. Селлеру же приходится платить маркетплейсу комиссию за возврат и доставку. Однако продавец никак не может повлиять на эту ситуацию.
По информации Центрального банка, в третьем квартале 2022 года в России произошло более 10 тыс. случаев мошенничества, связанных с оплатой товаров и услуг через интернет. Пострадавшие лишились почти 600 млн руб.
Какие еще способы мошенничества встречаются на маркетплейсах
Подмена страницы платежа. Покупатель звонит и сообщает, что товар ему нужен срочно, узнает данные для оплаты и отправляет ссылку, якобы подтверждающую, что он отправил перевод. Продавцу нужно только нажать кнопку «Зачислить» или «Получить». Но вместо обещанного перевода мошенник списывает деньги с карты.
Кража торговой марки. Злоумышленники изучают поставщиков маркетплейсов и находят незарегистрированные торговые марки, сами их регистрируют и шантажируют селлера: «Либо плати, либо мы как правообладатели бренда запретим тебе торговать под этой маркой».
Лжесотрудник маркетплейса. С селлером связывается человек, выдающий себя за менеджера маркетплейса, и предлагает особое предложение или услугу по продаже товара. Просит перевести деньги и не выполняет обещание.
Штраф от правообладателя. Поставщику присылают якобы официальное письмо от крупной компании с печатями и подписями примерно такого содержания: «Вы продаете товары нашего бренда без нашего разрешения. Готовим на вас иск в суд на несколько миллионов, но, если не хотите судебных разбирательств, можем обойтись штрафом в 200 тыс.».
Читайте также:
Как крадут деньги через фишинговые сайты
Кража личного кабинета. Существует много так называемых сервисов-помощников для работы на маркетплейсах. Чтобы ими воспользоваться, нужно предоставить доступ к личному кабинету. Некоторые из таких сервисов только притворяются полезными, а на деле являются мошенническими. Злоумышленники получают доступ к кабинету и могут делать там все, что захотят.
Как не стать жертвой мошенников
Микаил Камилов, управляющий партнер консалтингового агентства «Камилов и партнеры», юрист
Максимальное наказание по ст. 159 УК РФ «Мошенничество» — штраф до 1 млн руб., лишение свободы на срок до шести лет. В зависимости от тяжести деяния можно привлечь злоумышленников к уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности. Однако подобные дела крайне редко доходят до суда из-за низкой раскрываемости. В большинстве случаев мошенника сложно вычислить, и, скорее всего, он находится даже не в России.
Защититься от мошенничества на маркетплейсах помогут такие правила:
Выводите прибыль на личную карту
без лимитов и комиссий