Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как устроен фулфилмент на маркетплейсах
В этой статье мы поможем разобраться с логистикой: расскажем, как работают разные маркетплейсы, а как — посредники, от чего зависит выбор схемы работы. Бонус: за и против от двух разных бизнесов.
Что такое фулфилмент
Фулфилмент — это цепочка действий, благодаря которым товар попадает от продавца к покупателю.
Вот какие действия обычно понимают под фулфилментом, когда речь идет про маркетплейсы (начиная с работы с поставщиком, если он есть):
Маркетплейсы в этой цепочке могут быть представлены по-разному. Вот какие модели работы они предлагают продавцам в целом — можно выбрать одну из них в зависимости от потребностей:
Что выбрать, зависит от характера бизнеса и условий конкретных маркетплейсов — про условия будет большой блок в конце статьи.
В целом модель сборки и доставки своими силами удобна в таких случаях:
FBO предпочитают:
По смешанной модели работают продавцы разных категорий товаров. Например, компания торгует постельным бельем и кроватями. В таком случае комплекты постельного белья продавец сможет быстро отгружать на маркетплейс по FBO, а кровати будет хранить на собственном складе.
Как правило, это единственное решение для крупногабаритных вещей, поскольку либо маркетплейсы не принимают такие товары на свои склады, либо у них слишком высокая комиссия за хранение.
Выводите прибыль на личную карту
без лимитов и комиссий
Зачем нужны подрядчики и что они делают
Подрядчики — это компании, которые берут на аутсорс часть забот, связанных с логистикой.
Вот чем обычно занимается подрядчик по фулфилменту.
Читайте также:
Как выбрать поставщика из Китая
Многие предприниматели для продажи на маркетплейсах заказывают товары из Китая, которые в основном растаможиваются в Москве, либо заказывают те же товары на оптовом рынке в столице.
Продавцам из регионов чаще всего накладно везти товар из Москвы в свой город, как и ехать в столицу, чтобы его принять. В таком случае удобно делегировать приемку частному фулфилменту, он же подготовит товар к поставке на маркетплейс.
После приемки товара посредник привозит его на свой склад и проверяет. Некоторые фулфилменты специально обучают сотрудников для проверки техники (например, роботов-пылесосов).
У добросовестных фулфилментов есть видеокамеры для фиксации.
Дальше по распоряжению клиента подрядчик или утилизирует бракованные товары, или упаковывает их и передает в транспортную компанию для отправки поставщику.
Даже если от производителя пришел товар без брака, он еще не готов к отгрузке на маркетплейсы. Например, одежда обычно приезжает в больших мешках без индивидуальной упаковки, и все вещи в поставке помятые.
В таком виде одежду на маркетплейс не примут, поэтому фулфилмент приводит ее в порядок: отпаривает парогенератором, крепит бирки, складывает и расфасовывает в герметичные пакеты, наклеивает штрихкоды маркетплейса. Дальше товар грузят на паллеты, готовят документы для поставки по регламенту маркетплейса и отвозят поставку на склад.
Бывает, что маркетплейс теряет или портит товар. Разбирательство с площадкой продавец тоже может делегировать посреднику.
Читайте также:
Как правильно оформить карточку товара на Wildberries. Чек-лист
Некоторые фулфилменты полного цикла даже занимаются продажами товара на маркетплейсе:
Сравнили набор услуг и тарифы трех московских фулфилментов в таблице.
Когда пригодится фулфилмент:
Не все фулфилменты хорошие и добросовестные, так что выбирать нужно тщательно. На рынке есть посредники с разным опытом и набором услуг. Фулфилментом занимаются как известные логистические компании вроде СДЭК, так и предприниматели, которые сами торгуют на маркетплейсах и по сути делят собственный склад с другими продавцами.
Вот на какие критерии мы советуем ориентироваться, чтобы выбрать надежного партнера:
Личный опыт: за и против
Селлер и эксперт по маркетплейсам Николай Шапкин:
Я занимаюсь детскими товарами. Сначала использовал личный склад, где мои сотрудники принимали товар, упаковывали, наклеивали на него наклейки. Но потом я понял, что такой формат работы создает мне лишние проблемы и по деньгам выходит не дешевле, чем сотрудничать с поставщиками таких услуг.
Теперь я пользуюсь услугами частного склада для приемки товара от поставщика и отправки товара до склада маркетплейса. Далее маркетплейс предоставляет мне свой фулфилмент для дальнейшего взаимодействия с клиентами.
Бесплатная бухгалтерия, перевод до 250 тыс. руб. на личную карту без комиссии и бесплатные платежки контрагентам
Такое решение сократило мои операционные задачи и помогло сэкономить время и деньги. Рекомендую новичкам работать по схеме фулфилмент частного склада плюс фулфилмент маркетплейса. Площадки онлайн-торговли любят, когда продавцы используют их фулфилмент, и дают буст продукту.
Когда предприниматель работает в одиночку, все что угодно может пойти не так. В пути на маркетплейс товар может повредиться или потеряться, из-за неправильно наклеенных этикеток поставку могут не принять. Поэтому надо делегировать сбор поставок проверенным фулфилментам.
Самостоятельно арендовать склад и отгружать поставки может быть выгоднее, только если у вас большой, тяжелый и дорогой товар.
Иван Петраков, директор департамента e-commerce кожно-галантерейной фабрики RELS:
Я не понимаю, почему у посредников вообще есть клиенты: стоимость их услуг выше, чем у маркетплейсов. Ситуация связана с тем, что среди продавцов много новичков, которые не знают элементарных вещей — например, как собрать поставку и наклеить штрих-коды. Продавцы наивно полагают, что посредники обезопасят их от потери товара или помогут разобраться с площадкой в случае такой проблемы. На самом деле они ничем не помогут продавцу и сразу самоустранятся. По договору посредники оказывают поставщику транспортно-логистические услуги и не будут отстаивать его права в суде. Они даже не несут материальную ответственность за товар после отгрузки на маркетплейс.
По опыту знаю, что маркетплейсы при утере идут навстречу — в отличие от частных фулфилментов, которые могут в один день исчезнуть вместе со всем товаром. Таких историй в сети миллионы.
Нам удобно самостоятельно собирать большие оптовые поставки, поэтому мы работаем с большим количеством площадок: Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркетом, СберМегамаркетом, Lamoda, «Л'Этуаль», заходим на маркетплейсы «Золотое яблоко» и «Эльдорадо — М.Видео».
Но в нашем штате нехватка складских сотрудников для сборки большого количества розничных заказов. В связи с этим формат работы по FBS для нас невозможен. Мы работаем напрямую со складами маркетплейсов и делегируем им эту задачу.
Многие начинающие продавцы считают, что работать с фулфилментом маркетплейса — это дорого, и начинают самостоятельно собирать поставки для отгрузки со своего склада. Но они обычно не просчитывают свои расходы на фонд оплаты труда и аренду.
Если вы отгружаете хотя бы тысячу заказов в месяц, то вам потребуется как минимум один сотрудник на полный день. Возьмите минимальную зарплату 30 тысяч рублей, посчитайте к ней взносы в фонд ОМС, ПФ РФ и НДФЛ, и вы поймете, что услуги маркетплейса вам обойдутся в 10 раз дешевле, чем нанять персонал.
Фулфилмент — это дешево и избавляет компанию от необходимости масштабироваться. Если у вас сегодня было 30 заказов в день, а завтра будет 300, это очень резкое увеличение нагрузки на склад. Вы не найдете десяток лишних сотрудников за один день, а если найдете — потом придется разбираться с их сокращением за ненадобностью. То же самое с сезонными товарами. Фулфилмент от маркетплейса позволяет увеличить количество сотрудников в 10−20−30 раз моментально, без лишних манипуляций — для маркетплейсов это не проблема.
Отгрузки с собственного склада рентабельны только в категории крупногабаритных товаров — мебель, холодильники и др. На многих маркетплейсах довольно дорого хранить крупные товары. Хотя платное хранение на Wildberries сопоставимо с арендой собственного склада.
Как устроен FBO на разных площадках
Ozon
Для начала продавец должен создать заявку на поставку через платформу Ozon Seller. Дальше есть несколько вариантов передачи товара на склад маркетплейса:
Сейчас маркетплейс переходит на новую модель работы и переводит заявки на поставку в виртуальный распределительный центр (ВРЦ) — систему, которая распределяет товар из заявки между складами, чтобы как можно скорее доставить его покупателю.
Программа предлагает несколько вариантов дат и ближайших к продавцу пунктов отгрузки. Надо выбрать удобный слот для отгрузки, указать количество грузовых мест и данные автомобиля.
Перед поставкой надо подготовить товар к отгрузке:
Затем в назначенное время надо привезти на точку всю поставку одним автомобилем. После этого Ozon развозит товары по складам, а продавец может отслеживать статус каждой поставки в личном кабинете.
Достоинства:
Недостатки:
Яндекс.Маркет
Крупные склады Маркета, которые принимают поставки продавцов, есть в девяти городах России. По модели FBY сам маркетплейс рекомендует продавать товары, которые долго не залеживаются на складе: подгузники, корма для животных, бытовую химию.
За их хранение продавцу, скорее всего, не придется платить: Маркет начисляет оплату за хранение только со второго, а для некоторых категорий товаров — с третьего месяца.
Чтобы поставить товары на склад Маркета, продавцу нужно:
Достоинства
Недостатки:
Wildberries
У Wildberries 45 собственных складов в России, шесть из которых находятся в Москве. Чтобы сделать поставку на склад маркетплейса, надо выбрать на портале WB Партнеры товар для отгрузки, склад и свободный слот — дату и время, когда склад Wildberries будет готов принять поставку.
Требования к упаковке у маркетплейса совпадают с Ozon, паллеты с товаром также надо маркировать бар-кодами — специальными штрихкодами, которые создаются в личном кабинете продавца.
Достоинства:
Недостатки:
AliExpress
У AliExpress только один склад для приема поставок — в подмосковном Чехове. Он работает с 8 до 20 часов. Новые продавцы не смогут сразу подключить фулфилмент AliExpress: для работы по FBA нужно за последний месяц иметь 60 или больше оплаченных заказов.
Когда продавец будет соответствовать этим условиям, ему нужно выполнить следующие шаги:
Достоинства
Недостатки:
Сравнили тарифы по FBO от маркетплейсов в таблице.
Выводите прибыль на личную карту
без лимитов и комиссий