Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как маркировать ювелирные изделия?
В России нельзя продавать ювелирные изделия без маркировки и регистрации в специальной системе не только большим компаниям, но и ИП и самозанятым. Иначе товары могут конфисковать, а бизнес будет платить штрафы до 300 тыс. руб. Разбираемся, что такое маркировка и как ее нанести.
Какие изделия считаются ювелирными
Ювелирное изделие — это изделие из драгоценных металлов с пробой: например, обручальное кольцо из платины 900-й пробы, брошь из золота 585-й пробы с бриллиантами и т. д.
Важно различать ювелирные изделия и бижутерию. Бижутерией считаются изделия из недрагоценных металлов, на которых нет пробы: например, медное кольцо с позолотой или изделия с минимальной пробой. Маркировать бижутерию не нужно.
Перечень проб драгоценных металлов
Чтобы продавать ювелирные украшения или предметы быта, нужно зарегистрироваться в Государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий (ГИИС ДМДК). Система похожа на «Честный знак» или «Меркурий» для производителей товаров животного происхождения.
Федеральный законот 26.03.1998 г. № 41-ФЗ
«ГИИС ДМДК — это система прослеживаемости. Через нее государство видит всю цепочку: из какого металла изготовлено изделие, и весь путь этого металла».
Закон не требует маркировать изделия из серебра, сделанные в России. Зарубежные серебряные изделия маркировать нужно.
Читайте также:
Что такое «Меркурий»
Кроме регистрации в системе, на ювелирных изделиях должно быть три отметки: пробирное клеймо, именник и штрихкод — маркировка ГИИС ДМДК. Рассказываем про каждую подробно.
Пробирное клеймо ставит Федеральная пробирная палата (ФПП). Оно подтверждает качество металла. Есть несколько видов клейм — обычно на них есть женская голова в кокошнике и проба.
Проба — это число, которое показывает, сколько частей чистого драгметалла содержится в 1000 единиц сплава, из которого изготовлено изделие. Например, 585-я проба означает, что в сплаве содержится не менее 58,5% золота.
Минимальная проба для золота — 333, для платины — 585, для палладия — 500, для серебра — 800.
Именник — это клеймо изготовителя, специальный четырехзначный код, который производитель наносит на ювелирное изделие. Именник присваивает ФПП каждому производителю. По именнику можно определить производителя, а также год производства изделия.
Маркировка — двухмерный штрихкод системы. Потребитель может навести на него смартфон и узнать детали о составе и цепочке производства, а чиновники — детали регистрации в системе ГИИС ДМДК.
Читайте также:
Маркировка товаров в 2025 году: гид по новым правилам
Маркировка должна быть на всех ювелирных изделиях, которые произведены начиная с 1 марта 2023 года. Изделия, которые произвели до 1 марта 2023 года, нужно промаркировать до 1 сентября 2025 года. Но не стоит откладывать маркировку старых запасов в долгий ящик. Лучше подавать заявку заранее, так как ближе к 1 сентября нагрузка на ФПП возрастет, придется долго ждать, и есть риск получить штрафы.
Постановление ПравительстваРФ от 31.12.2020 г. № 2463
Дополнительно к маркировке у каждого ювелирного изделия должна быть бумажная бирка, которую привязывают веревочкой. На бирке дублируют штрихкод маркировки с информацией об изделии. Важно: если на бирке штрихкод есть, а на самом изделии его нет, оно не считается промаркированным.
Постановление ПравительстваРФ от 26.02.2021 г. № 270
Если на ювелирных изделиях не будет маркировки, бизнес накажут:
Ч. 1, 2, ст. 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Ч. 1, 2 ст. 171.1 Уголовного кодекса РФ
Как маркировать ювелирные изделия: пошаговая инструкция
Шаг 1. Получите усиленную квалифицированную электронную подпись. Без нее не получится зарегистрироваться в системе.
Шаг 2. Зарегистрируйтесь в ГИИС ДМДК. Зайдите на страницу входа в личный кабинет ГИИС ДМДК. Выберите сертификат руководителя компании или ИП и подтвердите доступ. Перейдите в «Мой профиль». Заполните поля: email, телефон, должность, подразделение. Сохраните изменения. В разделе «Мой профиль» нажмите «Зарегистрировать организацию». Введите ИНН, ОГРН или название организации.
ГИИС ДМДК
Шаг 3. Подайте заявление о постановке на учет в ФПП. Это можно сделать через ГИИС ДМДК. В разделе «Почта» нажмите «Создать заявление» — «Заявление о постановке на специальный учет». В поле «Текст заявления» напишите: «Прошу поставить организацию на специальный учет». Сохраните.
Читайте также:
Как получить квалифицированную электронную подпись (КЭП)
Далее во вкладке «Прикрепленные документы» нажмите «Прикрепить документ» и выберите сканы лицензий, устава, договора аренды или выписки из ЕГРН и пр. Перед подписанием проверьте, что указанные коды ОКВЭД соответствуют тем, что открыты на компанию. Нажмите «Подписать и отправить».
Шаг 4. Дождитесь уведомления о постановке на учет. Оно придет в раздел «Сообщения». В профиле организации появится статус «Состоит на спецучете».
Импортеры ювелирных изделий пропускают шаги 5 и 6.
Шаг 5. Закажите именник. После постановки на учет нужно получить шифр именника для нанесения его на изделие.
Для этого нажмите «Создать заявление» — «Заявление о запросе шифра именника». Выберите территориальное подразделения пробирной палаты из списка — там вы будете наносить именник на изделие. Заполните форму заказа, укажите год создания изделия (текущий или будущий), выберите шифр, оплатите пошлину 1 тыс. руб. Ответ о регистрации шифра придет в раздел «Сообщения», а в профиле организации отобразится сам шифр.
Шаг 6. Отвезите в территориальное подразделение пробирной палаты пластину с оттиском именника. Производитель сам выбирает шрифт шифра и наносит его на пластину. Пластина будет храниться в ФПП как образец для проверки подлинности именника.
Шаг 7. Дождитесь уведомления регистрации именника. Оно придет в раздел «Сообщения».
Шаг 8. Зафиксируйте действие с драгметаллом в системе. Чтобы работать с системой, нужно оставить в ней отметку о приеме партии драгметалла, из которого будут сделаны изделия.
Производитель или импортер сырья должен был зарегистрировать его в системе ранее. Нужно найти его заявку и нажать «Купить металл». Платить ничего не нужно, только нажать несколько кнопок в интерфейсе.
Для этого зайдите в раздел «Оборот объектов учета» — «Спецификации» — «Входящие спецификации». Выберите спецификацию, которая соответствует договору поставки металла, нажмите «Действие» — «Подписать и принять».
Шаг 9. Изготовьте изделие, самостоятельно поставьте на нем именник. Дополнительно нести изделие в пробирную палату для этого не нужно.
Шаг 10. Каждому ювелирному изделию присвойте индивидуальный номер партии (ИНП). В ГИИС ДМДК зайдите в раздел «Партии» и создайте новую. Впишите наименование, массу, количество, стоимость, коды ОКПД2 и ТН ВЭД, металлы в составе изделий, пробу. Сохраните и нажмите «Зарегистрировать». Итоговый статус — «На хранении».
Шаг 11. Подайте заявку в ФПП на клеймение и маркировку. Для этого нужно сформировать квитанцию. Зайдите в раздел «Спецификации» — «Исходящие спецификации» и создайте новую. Укажите дату, тип стоимости и выберите территориальный орган ФПП, куда повезете изделия, затем сохраните. Зайдите в спецификацию и добавьте туда партии со статусом «На хранении». Нажмите «Подписать и отправить».
Шаг 12. Поставьте клейма на изделия. Для этого нужно обратиться в ближайшее территориальное подразделение пробирной палаты, принести партию и оплатить пошлину. Стоимость клеймления зависит от вида металла и веса изделия, цены варьируются от 20 до 500 руб. за одно изделие.
Российские серебряные изделия возить в ФПП не надо. ФПП присвоит им УИН без клеймения и маркировки.
Шаг 13. Распечатайте бирки с кодами. Нужны УИН, штрихкод, ссылка на сайт пробирной палаты, информация об изделии и продавце или производителе. Распечатать можно двумя способами.
Шаг 14. Прикрепите бирку с УИН и штрихкодом на каждое изделие. После этого изделие готово к продаже.
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов