На сайт банка

Читательница Кристина спрашивает:

«У нас небольшой магазин строительных материалов. Один из клиентов заказал поставку дерева на прошлой неделе, но у курьера сломалась машина, и он сможет доставить заказ только через два дня после обещанного срока. Какие могут быть последствия для нас из-за просрочки?»

Отвечаем: от претензии со стороны клиента до судебного иска. А теперь подробнее.

Эксперт — Алена Солянкина, консультант, инхаус-юрист. Записалa Лада Жинова.

Есть ли у магазина обязательства по доставке?

Условия розничной доставки прописаны в ст. 510 Гражданского кодекса, а также в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463

По закону продавец обязан передать товар покупателю в порядке и в сроки, которые установлены в договоре. Обычно такие условия прописываются заранее, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними и согласиться, — для этого существует оферта.

Процесс создания, заключения и отзыва оферты регулируется ст. 435 ГК РФ

Оферта — это предложение заключить договор, содержащий все необходимые условия. Оферту обычно размещают на сайте магазина.

При оформлении заказа оферта становится договором: как правило, в заказе есть специальный пункт для согласия с ней. Этот пункт может отмечаться галочкой, согласием покупателя по телефону или как-то еще: суть в целевом действии, после совершения которого договор считается заключенным.

Работать без оферты интернет-магазину, например, нельзя: штраф за это до 40 тыс. руб.

Пример

Оформляя гарнитур, Амалия Федоровна не подписывала «бумажный» договор с «Древмассивом». На сайте компании она поставила галочку в поле «Ознакомлен с условиями доставки» / «Принимаю договор публичной оферты».

Как прописать в оферте условия доставки?

Обычно условия, на которых магазин доставляет товары, прописываются в оферте, а конкретные даты и время — в электронном виде при оформлении заказа через интернет или на бумаге при оформлении лично в магазине. Лучше всего, когда конкретные сроки и варианты доставки подсвечиваются на карточке товара сразу — как, например, здесь:

Некоторые магазины подсвечивают условия доставки конкретного товара уже при оформлении заказа:

Однако общие принципы и условия доставки все равно должны быть указаны где-то еще — чаще всего именно в оферте. Прописать в ней важно наличие предоплаты, условия доставки, период, стоимость доставки, гарантию. Вот несколько рекомендаций, которые помогут избежать конфликтов.

  1. Если доставка между городами или странами, то прописывается временной интервал, в течение которого приедет курьер.

    Пример. Доставка товара осуществляется в течение 5 рабочих дней.

  2. Если стоимость доставки определяется доставщиком — курьерской службой, это также следует указать в оферте.

    Пример. Стоимость доставки определяет служба доставки по факту предоплаты товара.

  3. Если магазин не доставляет товары в другой город или регион, это также следует прописать в оферте. И достаточно понятно показать в карточке товара или при его оформлении, чтобы клиент обратил на это внимание:

Может ли магазин подстраховаться, указав в оферте возможные переносы сроков, или это противозаконно?

О штрафах за одностороннее изменение сроков доставки — ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ

Задержки сроков доставки, вызванные санкциями, коронавирусом и т. п., к форс-мажору не относятся. Включать в оферту возможность изменения срока доставки магазином в одностороннем порядке, без согласия покупателя, будет нарушением прав потребителя, за которое магазин могут оштрафовать (для юридического лица размер штрафа — от 10 до 20 тыс. руб.).

Если магазин понимает, что доставка товара может затянуться, надо установить в оферте максимальный срок доставки и отметить, что продавец имеет право поставить товар досрочно.

Что должен сделать магазин, который не доставил товары в срок? Что ему грозит?

Если доставка просрочена, то клиент имеет право отправить в магазин требование о доставке в определенный день или период. Если магазин не прописал возможные просрочки в договоре и при этом игнорирует требование, то клиент может отправить досудебную претензию с требованием или доставить товар, или вернуть деньги.

В промежуток между отправкой претензии и подачей иска можно уладить ситуацию путем переговоров. Если нет, то потребитель обратится в Роспотребнадзор, прокуратуру или (если товар приобретен в российском интернет-магазине) в следующие организации:

  • в Ассоциацию компаний интернет-торговли (если интернет-магазин является ее членом, то спор можно разрешить, направив обращение на официальный сайт АКИТ);
  • в организацию по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива».

Кроме того, покупатель может потребовать уплаты неустойки за нарушение срока доставки в размере 0,5% суммы предоплаты за каждый день просрочки. Неустойка взыскивается со дня, когда должна была состояться доставка, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему денег.

Сумма такой неустойки не может превышать сумму предоплаты товара. Требование о возмещении неустойки предъявляется потребителем также в письменной форме.

Ст. 393.1 ГК РФ применяется и к сделкам с потребителями

Если в досудебном порядке разрешить спор не удалось, дело может перейти в суд.

Покупатель может отказаться от товара, и тогда магазину придется возместить ему убытки. Убытками покупателя будет, например, разница в цене такого же товара, который он купил у другого продавца, когда не получил вовремя свой товар у первого продавца.

Открыть счет
для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Если доставка осуществляется через курьерскую службу, то с кем разбирается покупатель и кому направляет претензии?

Пример. «МебельДом» прописал в оферте сроки доставки гарнитура Дмитрию. За доставку гарнитура отвечала ТК «Шина-машина». «Шина-машина» не доставила заказ вовремя. Кому Дмитрий направит претензию?

У покупателя нет договора с транспортной компанией, поэтому претензия направляется продавцу, то есть тому, с кем у покупателя заключен договор купли-продажи.

Продавец может застраховать себя от ответственности в такой ситуации, указав срок доставки с запасом и предусмотрев в договоре с транспортной компанией ответственность за нарушение сроков доставки. Кроме того, товары, переданные транспортной компанией, можно застраховать — тогда в случае утраты товара перевозчиком продавец сможет компенсировать свои расходы.

Есть ли реальные случаи, когда клиенты идут в суд?

Да, и вот пример такой ситуации. В 2022 г. С. И. Черезов обратился в суд с иском к ИП Е. В. Двиняниновой о защите прав потребителей — расторжении договора купли-продажи, взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда, штрафов и судебных расходов.

Причина иска — просроченная доставка мебели. Черезов оплатил заказ двумя платежами, но в срок его не получил. Тогда клиент направил претензию продавцу. ИП оставила претензию без внимания. Дело пошло в суд.

С ИП взыскали:

  • предварительную сумма оплаты товара;
  • убытки клиента;
  • неустойку и штраф;
  • а еще судебные, почтовые, транспортные расходы и компенсацию морального вреда.

В общей сложности — почти 87 тыс. руб. При этом мебель стоила около 39 тыс. руб.

А вот пример взыскания с продавца убытков в виде разницы в цене.

Покупатель заказал рефрижератор, внес предоплату. Продавец не смог поставить товар и расторг договор в одностороннем порядке, сославшись на невозможность доставки из-за санкций. Покупатель купил такой же рефрижератор у другого поставщика, по более высокой цене. Разницу в цене суд взыскал с первого продавца в пользу покупателя.

Что еще грозит магазину после суда?

Ущерб репутации

Плохой опыт с доставкой может отразиться на репутации магазина. Отрицательные отзывы в социальных сетях, на сайтах отзывов или на других онлайн-платформах уменьшат число клиентов, понизят уровень доверия к бренду.

С негативными отзывами нужно работать. Нельзя удалять их или зачищать.

В отзывах нужно пытаться разрешить ситуации и прикладывать много усилий, чтобы не допускать их повторения.

Дополнительные расходы

Каждый суд (да и досудебные претензии) — это дополнительные расходы на разрешение ситуации и выплаты пострадавшему клиенту, которые могут в разы превышать изначальную стоимость товаров. Кроме того, магазину с пострадавшей репутацией требуется больше ресурсов, чтобы привлечь клиентов и восстановить их утерянное доверие.

Потеря конкурентоспособности

В индустрии электронной коммерции конкуренция обычно высока. Опоздание с доставкой может сделать магазин менее конкурентоспособным по сравнению с другими магазинами, предлагающими более быструю и надежную доставку.

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Продажи На «Авито» запустили сервис закупок для бизнеса
На «Авито» запустили сервис закупок для бизнеса
17 июля
10 мин
Советы Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО
Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО
Объясняем на пальцах, какие есть нюансы
19 июля
1 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев
Рынок

Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев

Роскошные и романтичные, строгие и игривые, традиционные и винтажные свадебные платья
Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО
Советы

Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО

Объясняем на пальцах, какие есть нюансы
Как работодателю стать оператором персональных данных
Советы

Как работодателю стать оператором персональных данных

Рассказываем, почему вам это надо
Можно ли разориться на штрафах маркетплейса?
Рынок

Можно ли разориться на штрафах маркетплейса?

Разбираемся, за что штрафуют селлеров и как оспорить штраф
Как провести инвентаризацию склада
Советы

Как провести инвентаризацию склада

С чего начать, чтобы открыть кофейню
Советы

С чего начать, чтобы открыть кофейню

Только варить вкусный кофе недостаточно. Объясняем, как подготовиться к открытию кофейни
Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев
Рынок

Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев

Роскошные и романтичные, строгие и игривые, традиционные и винтажные свадебные платья

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.