Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Что будет, если интернет-магазин опоздал с доставкой
Читательница Кристина спрашивает:
«У нас небольшой магазин строительных материалов. Один из клиентов заказал поставку дерева на прошлой неделе, но у курьера сломалась машина, и он сможет доставить заказ только через два дня после обещанного срока. Какие могут быть последствия для нас из-за просрочки?»
Отвечаем: от претензии со стороны клиента до судебного иска. А теперь подробнее.
Есть ли у магазина обязательства по доставке?
Условия розничной доставки прописаны в ст. 510 Гражданского кодекса, а также в Постановлении ПравительстваРФ от 31.12.2020 г. № 2463
По закону продавец обязан передать товар покупателю в порядке и в сроки, которые установлены в договоре. Обычно такие условия прописываются заранее, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними и согласиться, — для этого существует оферта.
Процесс создания, заключения и отзыва оферты регулируется ст. 435 ГК РФ
Оферта — это предложение заключить договор, содержащий все необходимые условия. Оферту обычно размещают на сайте магазина.
О штрафе за работу без оферты — ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
При оформлении заказа оферта становится договором: как правило, в заказе есть специальный пункт для согласия с ней. Этот пункт может отмечаться галочкой, согласием покупателя по телефону или как-то еще: суть в целевом действии, после совершения которого договор считается заключенным.
Работать без оферты интернет-магазину, например, нельзя: штраф за это до 40 тыс. руб.
Читайте также:
У покупателя не проходит оплата по QR-коду. Почему и что делать?
Пример
Оформляя гарнитур, Амалия Федоровна не подписывала «бумажный» договор с «Древмассивом». На сайте компании она поставила галочку в поле «Ознакомлен с условиями доставки» / «Принимаю договор публичной оферты».
Как прописать в оферте условия доставки?
Обычно условия, на которых магазин доставляет товары, прописываются в оферте, а конкретные даты и время — в электронном виде при оформлении заказа через интернет или на бумаге при оформлении лично в магазине. Лучше всего, когда конкретные сроки и варианты доставки подсвечиваются на карточке товара сразу — как, например, здесь:
Некоторые магазины подсвечивают условия доставки конкретного товара уже при оформлении заказа:
Однако общие принципы и условия доставки все равно должны быть указаны где-то еще — чаще всего именно в оферте. Прописать в ней важно наличие предоплаты, условия доставки, период, стоимость доставки, гарантию. Вот несколько рекомендаций, которые помогут избежать конфликтов.
Пример. Доставка товара осуществляется в течение 5 рабочих дней.
Пример. Стоимость доставки определяет служба доставки по факту предоплаты товара.
Может ли магазин подстраховаться, указав в оферте возможные переносы сроков, или это противозаконно?
О штрафах за одностороннее изменение сроков доставки — ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ
Задержки сроков доставки, вызванные санкциями, коронавирусом и т. п., к форс-мажору не относятся. Включать в оферту возможность изменения срока доставки магазином в одностороннем порядке, без согласия покупателя, будет нарушением прав потребителя, за которое магазин могут оштрафовать (для юридического лица размер штрафа — от 10 до 20 тыс. руб.).
Если магазин понимает, что доставка товара может затянуться, надо установить в оферте максимальный срок доставки и отметить, что продавец имеет право поставить товар досрочно.
Что должен сделать магазин, который не доставил товары в срок? Что ему грозит?
Если доставка просрочена, то клиент имеет право отправить в магазин требование о доставке в определенный день или период. Если магазин не прописал возможные просрочки в договоре и при этом игнорирует требование, то клиент может отправить досудебную претензию с требованием или доставить товар, или вернуть деньги.
Ассоциация компаний интернет-торговли
В промежуток между отправкой претензии и подачей иска можно уладить ситуацию путем переговоров. Если нет, то потребитель обратится в Роспотребнадзор, прокуратуру или (если товар приобретен в российском интернет-магазине) в следующие организации:
Кроме того, покупатель может потребовать уплаты неустойки за нарушение срока доставки в размере 0,5% суммы предоплаты за каждый день просрочки. Неустойка взыскивается со дня, когда должна была состояться доставка, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему денег.
Сумма такой неустойки не может превышать сумму предоплаты товара. Требование о возмещении неустойки предъявляется потребителем также в письменной форме.
Ст. 393.1 ГК РФ применяется и к сделкам с потребителями
Если в досудебном порядке разрешить спор не удалось, дело может перейти в суд.
Покупатель может отказаться от товара, и тогда магазину придется возместить ему убытки. Убытками покупателя будет, например, разница в цене такого же товара, который он купил у другого продавца, когда не получил вовремя свой товар у первого продавца.
для бизнеса в Модульбанке
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов
Если доставка осуществляется через курьерскую службу, то с кем разбирается покупатель и кому направляет претензии?
Пример. «МебельДом» прописал в оферте сроки доставки гарнитура Дмитрию. За доставку гарнитура отвечала ТК «Шина-машина». «Шина-машина» не доставила заказ вовремя. Кому Дмитрий направит претензию?
У покупателя нет договора с транспортной компанией, поэтому претензия направляется продавцу, то есть тому, с кем у покупателя заключен договор купли-продажи.
Продавец может застраховать себя от ответственности в такой ситуации, указав срок доставки с запасом и предусмотрев в договоре с транспортной компанией ответственность за нарушение сроков доставки. Кроме того, товары, переданные транспортной компанией, можно застраховать — тогда в случае утраты товара перевозчиком продавец сможет компенсировать свои расходы.
Есть ли реальные случаи, когда клиенты идут в суд?
Дело № 2-2/287/2022
Да, и вот пример такой ситуации. В 2022 г. С. И. Черезов обратился в суд с иском к ИП Е. В. Двиняниновой о защите прав потребителей — расторжении договора купли-продажи, взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда, штрафов и судебных расходов.
Причина иска — просроченная доставка мебели. Черезов оплатил заказ двумя платежами, но в срок его не получил. Тогда клиент направил претензию продавцу. ИП оставила претензию без внимания. Дело пошло в суд.
С ИП взыскали:
В общей сложности — почти 87 тыс. руб. При этом мебель стоила около 39 тыс. руб.
Дело № 2-3325/2023
А вот пример взыскания с продавца убытков в виде разницы в цене.
Покупатель заказал рефрижератор, внес предоплату. Продавец не смог поставить товар и расторг договор в одностороннем порядке, сославшись на невозможность доставки из-за санкций. Покупатель купил такой же рефрижератор у другого поставщика, по более высокой цене. Разницу в цене суд взыскал с первого продавца в пользу покупателя.
Что еще грозит магазину после суда?
Ущерб репутации
Плохой опыт с доставкой может отразиться на репутации магазина. Отрицательные отзывы в социальных сетях, на сайтах отзывов или на других онлайн-платформах уменьшат число клиентов, понизят уровень доверия к бренду.
С негативными отзывами нужно работать. Нельзя удалять их или зачищать.
В отзывах нужно пытаться разрешить ситуации и прикладывать много усилий, чтобы не допускать их повторения.
Дополнительные расходы
Каждый суд (да и досудебные претензии) — это дополнительные расходы на разрешение ситуации и выплаты пострадавшему клиенту, которые могут в разы превышать изначальную стоимость товаров. Кроме того, магазину с пострадавшей репутацией требуется больше ресурсов, чтобы привлечь клиентов и восстановить их утерянное доверие.
Потеря конкурентоспособности
В индустрии электронной коммерции конкуренция обычно высока. Опоздание с доставкой может сделать магазин менее конкурентоспособным по сравнению с другими магазинами, предлагающими более быструю и надежную доставку.
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов