На сайт банка

Миллион китайских туристов ежегодно приезжают в Россию. Едут смотреть балет и музеи, зачать детей во время северного сияния, покупать золото и янтарь. Мы узнали, что привлекает китайских туристов в России, сколько они тратят и куда именно едут.

Эксперты — Александр Агамов, исполнительный директор туристической ассоциации «Мир без границ», Андрей Курносов, вице-президент Ассоциации туроператоров России, Екатерина Нарукова, руководительница сети туристических агентств «Слетать.ру», Светлана Горбачева, преподавательница Школы востоковедения «Высшей школы экономики», и Дарья Потапенко, директор школы китайского языка «Шанхайская грамота». Записалa Наталья Болдырева.

1,2 млн китайцев приезжают в Россию за Лениным

Каждый год из Китая выезжают путешествовать 120 млн китайцев — это почти всё население России. Китайцы интересуются разными странами: Германию посещают 300 000 человек каждый год, еще едут во Францию, Италию и США. По сравнению с европейскими странами Россия — очень популярное направление, к нам приезжают 1,2 млн китайских туристов.

Жители Китая интересуются Россией по разным причинам:

  • история и «красный туризм» — они посещают места, которые связаны с царскими временами, СССР, Великой Отечественной войной, революцией 1917 года;
  • шопинг — те же мировые бренды по тем же ценам, что и везде, но лететь ближе и удобнее;
  • низкие цены. Россия для китайцев — место доступного туризма. Особенно после валютного кризиса 2014-2015 годов, когда относительно доллара рубль подешевел в два раза.

Есть и более специфичные причины. Например, последние несколько лет всё больше китайцев едут в Мурманск — потому что есть легенда, что во время северного сияния можно зачать мальчика, который вырастет богатым и успешным.

Есть легенда, что во время северного сияния можно зачать мальчика, который вырастет богатым и успешным

Китайские туристы за одну поездку обязательно посещают два города — Москву и Санкт-Петербург. Они могут поехать в тот же Мурманск, на Байкал, в Казань, Екатеринбург, Новосибирск, но в Москву и Санкт-Петербург заедут обязательно. Без этого остальные города их не интересуют.

Приезжают чаще группами

Китайцы почти всегда приезжают группами из-за визы. В России действует безвизовый режим на 15 дней для групповых туристов из Китая. В 2018 году миллион китайцев приехали в составе туристических групп, и только двести тысяч человек самостоятельно.

Еще китайские туристы по своей культуре любят путешествовать с другими китайцами: им нравится общаться, объединяться в группы, это коллективная нация. Если для туристов из России хороший отдых — там, где нет русских, то китайские туристы только рады, если вокруг них будут свои.

Светлана Горбачева, преподавательница Школы востоковедения «Высшей школы экономики»

Россия и Китай связаны долгими политическими и экономическими отношениями. СССР помогал Китаю вплоть до раскола в конце пятидесятых: отправлял специалистов строить предприятия и инфраструктуру, выделял деньги в помощь, китайцы приезжали учиться в СССР. У людей старшего поколения осталась некая ностальгия по тем временам, поэтому они приезжают, чтобы познакомиться с советской и царской историей, архитектурой и культурой нашей страны. Я проводила опрос китайских туристов в Москве — спрашивала, что они знают о России. Пожилые китайцы отвечали, что больше всего знают о Великой Отечественной и Второй мировой.

Екатерина Нарукова, руководительница сети туристических агентств «Слетать.ру»

Туристов из Китая интересуют достопримечательности, а не пляжный отдых. Крым, Сочи — это не для них, а вот Москва и Санкт-Петербург — два главных города в поездках. В Санкт-Петербурге они посещают самые известные места: Исаакиевский собор, Эрмитаж, Невский проспект, Дворцовую площадь. Едут в пригород — Петергоф, Пушкин и Кронштадт. Из-за интереса китайских туристов даже открыли музей «Дорога жизни» на Ладожском озере. Это место известно тем, что во времена блокады Ленинграда замерзшее озеро было единственной дорогой в город, по которой привозили продукты и лекарства. Туристы из Китая очень любят тему помощи, спасения людей, военную историю.

В Москве их интересует Кремль, Мавзолей, Красная площадь, храм Христа Спасителя. Но в Санкт-Петербурге они посещают больше мест — потому что там больше концентрация исторических зданий, музеев и разных достопримечательностей.

Дарья Потапенко, директор школы китайского языка «Шанхайская грамота»

Историей СССР интересуются больше пожилые китайцы, молодые едут за впечатлениями, возможностью узнать царскую историю, потому что дешево, еще за шопингом.

Считаю, что у России развит нелегальный рынок китайских магазинов и кафе: китайцы едут, чтобы потратить деньги среди своих же. Едут, потому что хочется в Париж, но можно поехать в Питер — та же Европа, только не так дорого.

А еще их привлекает русская экзотика: они воспринимают русских как воинствующий, смелый, опасный народ. В китайских СМИ у России после истории с Крымом специфический имидж, это тоже привлекает.

Китайцам рассказывают, как русские едят мороженое в минус 30, им интересно вот это, а Ленин, Кремль и Эрмитаж — в последнюю очередь. Они спрашивают, а сколько стоит недвижимость в России, сколько детей у нас принято рожать в семьях, как живут русские люди.

Едут не только в Москву и Питер, еще на Дальний Восток — это близко, удобно и дешево. В Сибирь — привлекает красота природы, а еще они оценивают, какой бы могла быть Сибирь, если бы была частью Китая.

В России готовятся к их приезду

Китайских туристов больше всего в России, при этом российская туристическая инфраструктура пока в начале развития.

Но и она развивается, и особенно под туриста из Китая. Например, на Ладожском озере работает ресторан «Мир маяков». Когда рядом открылся музей, который стали активно посещать китайские туристы, ресторан пристроил второе помещение специально под комплексные обеды для гостей из Китая.

Два крупнейших магазина, ЦУМ и ГУМ в Москве, стали нанимать консультантов со знанием китайского языка и китайской культуры, потому что значительная часть посетителей — туристы из Китая. В парке «Зарядье» вывески и таблички сразу делали в том числе на китайском языке.

Когда Зарядье только открылся, СМИ и блогеры обсуждали, что надписи на китайский перевели неправильно — например, Красную площадь назвали Красной колбасой. Наш эксперт говорит, что теперь всё исправили. Это фотография китайского издания «Жэньминь онлайн»

Светлана Горбачева, преподавательница Школы востоковедения «Высшей школы экономики»

Еще в России запущена программа «Чайна френдли», которая помогает отечественным заведениям адаптироваться под китайских туристов. Кафе, рестораны, отели, музеи — участники этой программы.

Александр Агамов, исполнительный директор туристической ассоциации «Мир без границ»

В Китае практически нет наличных денег. Там можно встретить старушку, которая на обочине села продает зелень. Она сидит в чистом поле, рядом с ней картонка с куар-кодом. Покупатель открывает Вичат-пей, сканирует код, и на счет старушки падают деньги. Старушку нельзя ограбить, деньги копятся на ее счете.

Китайцы пользуются международными платежными системами Юнион-пей, Али-пей, Витчат-пей. В России они пока мало развиты, но если мы хотим привлекать китайских туристов и больше зарабатывать, эти платежные системы необходимо внедрять. Они привязываются к российским банкам, туристы из Китая платят, как привыкли, а предприниматели получают деньги на счет в своем банке.

Туристы из Китая приносят миллиард долларов

30%
всех туристов в России — китайцы

Китайцы — самая большая аудитория туристов в России. В страну приезжают туристы из Европы, Америки, Азии, но больше всего китайцев, это где-то 30% от всего потока туристов из дальнего зарубежья.

Вот кто на этом зарабатывает:

  • аэропорты и авиакомпании, которые обслуживают рейсы из Китая;
  • РЖД и ж/д вокзалы, особенно популярен маршрут Москва — Санкт-Петербург, поезд «Сапсан»;
  • государство, которое зарабатывает на тех же акцизах и налогах;
  • музеи, галереи, культурные учреждения. Туристы из Китая особенно любят русский балет;
  • кафе и рестораны. За поездку средний китаец один-два раза посещает кафе русской кухни ради любопытства, остальное время — китайской, потому что русская еда кажется тяжелой и жирной;
  • сувенирные магазины, магазины брендовой одежды, ювелирные магазины;
  • отели и гостиницы;
  • экскурсионные бюро.

Сложно посчитать, сколько точно денег приносят бизнесу туристы из Китая — слишком много разных сфер бизнеса участвуют в их путешествиях. По данным Центробанка России, за первый квартал 2019 года, а это низкий сезон, китайские туристы «привезли» 264 млн долларов.

Если умножить на четыре квартала, даже без учета сезонности, за год туристы приносят больше миллиарда долларов. Это больше годового бюджета крупных российских городов вроде Новосибирска и Екатеринбурга.

Александр Агамов, исполнительный директор туристической ассоциации «Мир без границ»

Китайский турист — это платежеспособный турист. По данным платежных систем, только один китайский турист и только по банковской карте покупает сувенирную продукцию на 25 000 рублей.

Они живут в отелях с четырьмя звездами и постоянно занимают 15-20% номерного фонда. В среднем за поездку каждый китаец посещает минимум три музея с платным входом.

Считается, что в низкий сезон, когда мало других туристов, Кремль и Эрмитаж делают кассу именно на китайских туристах.

Еще какие-то статьи
Туризм Продлили прием заявок на льготное кредитование отелей
Продлили прием заявок на льготное кредитование отелей
18 января
15 мин
Обзор Итоги 2023 года: самые важные законы и новости
Итоги 2023 года: самые важные законы и новости
Новые законы, штрафы и правила для продавцов маркетплейсов
29 декабря 2023
1 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Все, что нужно знать об учредителе ООО
Инструкция

Все, что нужно знать об учредителе ООО

Кто имеет право быть учредителем, что можно и нельзя делать
Какой у вас уровень владения кофейным?
Интерактив

Какой у вас уровень владения кофейным?

Как получить выписку из ЕГРЮЛ
Советы

Как получить выписку из ЕГРЮЛ

Запрет рекламы VPN-сервисов, трехмесячные договоры ОСАГО и новые требования к зоомагазинам
Дайджест

Запрет рекламы VPN-сервисов, трехмесячные договоры ОСАГО и новые требования к зоомагазинам

Не пошли за всеми и выиграли: семь концептуальных брендов украшений из России
Рынок

Не пошли за всеми и выиграли: семь концептуальных брендов украшений из России

Предприниматели, превратившие творчество в бизнес
«Мы продаем не просто мед, а опыт владения ульем»
Интервью

«Мы продаем не просто мед, а опыт владения ульем»

История онлайн-сервиса «Пчелошеринг»
Все, что нужно знать об учредителе ООО
Инструкция

Все, что нужно знать об учредителе ООО

Кто имеет право быть учредителем, что можно и нельзя делать

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.