Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Налоги на АУСН: как начисляются и что входит в налоговую базу
На АУСН не нужно сдавать налоговую отчетность и считать налоги — это делает сама ФНС на основе данных из нескольких источников. Рассказываем, как устроен процесс и что входит в налоговую базу.
Сколько платят
На АУСН, как и на обычной упрощенке, можно выбрать объект налогообложения «Доходы» или «Доходы минус расходы». Налоговые ставки по ним — 8 и 20% соответственно. Еще есть минимальный налог для режима «Доходы минус расходы» — 3%, его используют, если налог по обычной ставке получается меньше, чем по ставке 3%. Например:
Доход ИП Иванова за месяц — 100 тыс. руб, расходы — 90 тыс. руб. Сумма налога по обычной ставке составляет 2 тыс. руб.: (100 000 — 90 000) x 20% = 2000 руб.
Налог по минимальной — 3 тыс. руб: (100 000 x 3%) = 3000 руб.
Сумма минимального налога больше, поэтому как налог ИП Иванов заплатит ее.
Некоторые налоги, говоря на языке бухгалтеров, не входят в налоговую базу, то есть рассчитываются и платятся отдельно — например, если бизнес выступает налоговым агентом и платит налог на прибыль (мы писали про это в статье).
Как устроена уплата налогов
Что такое налоговая база — в «Словарике»
На АУСН налог платят каждый месяц, причем расходы в режиме «Доходы минус расходы» учитываются в день оплаты, а не как на обычной упрощенке — по закрывающим документам. Закупили сырье у поставщика — не нужно ждать накладную, счет-фактуру, чек и другие документы, сумма сразу идет в расходы. Вот как все выглядит в личном кабинете на сайте ФНС:
В расчетах ФНС опирается на три источника:
Уполномоченный банк — это банк, одобренный ФНС, из списка. Чтобы перейти на автоматизированную упрощенку, нужно иметь расчетный счет в одном из них. У таких банков есть знания и техническая база, чтобы работать с бизнесом на АУСН. Банки должны сами сортировать операции клиентов, отображать их в личном кабинете и передавать в налоговую.
Как банк сортирует операции
Уполномоченные банки руководствуются специальной разметкой от ФНС: все операции, с которыми они имеют дело, делятся на группы.
Приход
Входящие операции, которые увеличивают размер налоговой базы
Для режимов «Доходы» и «Доходы минус расходы»
Возврат прихода
Исходящие операции по возврату доходов, которые уменьшают размер налоговой базы
Для режимов «Доходы» и «Доходы минус расходы»
Расход
Исходящие операции, которые уменьшают размер налоговой базы
Для режима «Доходы минус расходы»
Возврат расхода
Входящие операции по возврату ранее понесенных расходов, которые увеличивают размер налоговой базы
Для режима «Доходы минус расходы»
Не налоговая база
Входящие и исходящие операции, не влияющие на размер налоговой базы
Для режимов «Доходы» и «Доходы минус расходы»
Если у банка нет информации, куда отнести операцию, то он отнесет:
Вот как выглядит сортировка в личном кабинете на сайте банка:
Обязанность налогоплательщика — следить, чтобы в налоговую ушли корректные данные, для этого нужно проверять правильность разметки, которую делает банк. Если операция попала не туда, то можно самостоятельно поменять статус. Это нужно делать не позже 7-го числа следующего месяца. После этой даты будет считаться, что информация подтверждена.
Если ошибка обнаружена после того как информация ушла в налоговую, можно еще в течение трех лет обратиться в банк и сделать перерасчет.
Рекомендации по сортировке
Источник с кодировкой на сайте ФНС
Какие операции относятся к приходу, а какие — к не налоговой базе, тоже прописано в рекомендациях ФНС. Их много, поэтому мы собрали все в удобную табличку, которая доступна по ссылке. Пользуйтесь Ctrl + F, чтобы найти нужную информацию. Вот что там есть:
Без деклараций, налогового учета и страховых взносов за сотрудников