На сайт банка

Когда предприниматель начинает дело, он должен сообщить государству о характере своей работы. Так он будет платить справедливые налоги, избегать штрафов и получать разные льготы. Для этого важно правильно зарегистрировать бизнес.

Читатель Алексей спрашивает: «Я самозанятый специалист, делаю сайты. Хочу зарегистрировать IT-компанию, чтобы работать с большими организациями, участвовать в тендерах и получать господдержку. Говорят, что для этого важно правильно указать коды ОКВЭД. Как это делается?»

Что это такое

ОКВЭД расшифровывается как «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности». Это реестр, где разные сферы бизнеса упорядочены по группам, подгруппам, классам и подклассам и где у каждой есть числовой номер — код. Всего в реестре более 1600 кодов.

В зависимости от уровня классификации значения бывают разной длины — до шести цифр

Почему важно правильно классифицировать бизнес:

  1. Корректный расчет выплат в бюджет. От классификации зависят тарифы страховых взносов: чем работа травмоопасное и вреднее для здоровья, тем больше денег платит компания. Если контролеры обнаружат, что бизнес обманул с видом деятельности, то могут начислить долг и штрафы.
  2. Условие для получения лицензии. Если ошибиться и указать код неправильно, не будет оснований для выдачи лицензии и в ней откажут.
  3. Льготы. Бизнес определенного вида может рассчитывать на господдержку, льготы и послабления.

Коды ОКВЭД для IT-компаний: как они влияют на льготы?

От корректной классификации зависит аккредитация IT-компании. Аккредитация — процедура подтверждения принадлежности бизнеса к сфере. Чтобы получить статус, компания выполняет условия, в том числе такие:

  • зарегистрирована без ошибок;
  • зарабатывает от 1 млн руб. за текущий или предыдущий год;
  • платит сотрудникам зарплату не ниже средней по региону и может это документально подтвердить;
  • согласна раскрывать сведения о своей работе ФНС.

Чтобы получить аккредитацию, нужно подать заявление на портале госуслуг.

Правила получения аккредитации IT-компаний — постановление Правительства от 30.09.2022 г. № 1729

Аккредитация дает бизнесу следующие льготы:

  • отсрочка и бронь от армии для сотрудников;
  • ставка по налогу на прибыль — 0% (до конца 2024 г., возможно продление);
  • сниженный процент страховых взносов;
  • прием на работу иностранных специалистов без разрешения на работу, без соответствующего патента;
  • льготные банковские кредиты по ставке до 3%;
  • никаких проверок до конца 2024 г., а выездных налоговых проверок не будет еще дольше — до 3 марта 2025 г.

Аккредитацию может получить компания, которая еще не вышла на требуемые обороты по доходам. Для этого нужно зарегистрироваться в реестре стартапов.

Как подобрать код ОКВЭД для IT-компании?

Все просто: нужно открыть перечень видов классификаций для IT-компаний и выбрать основной код и дополнительные. Далее их нужно указать в заявлении на регистрацию компании в ФНС.

Пример

Компания создает сайты и платформы, а еще помогает клиентам ими пользоваться.

Основной код: 62.0 — «Разработка программного обеспечения».

Дополнительные:

62.02 — «Предоставление консультационных IT-услуг»;

62.03.1 — «Техподдержка и обслуживание компьютерных систем»;

63.12 — «Функционирование web-сайтов».

Бывает, что основной вид деятельности компании находятся на стыке IT и другой сферы. В таком случае профильную деятельность нужно указать в дополнительных кодах ОКВЭД — из класса 62 и группы 63.1.

Пример

Компания зарабатывает на том, что продает иностранный софт российскому бизнесу. При этом у нее есть команда, которая помогает его настраивать и иногда разрабатывает собственные сервисы.

Основной код ОКВЭД: 46.51.2 — «Торговля оптовая программным обеспечением».

Дополнительные:

62.01 — «Разработка программного обеспечения»;

62.02 — «Предоставление консультационных IT-услуг»;

62.03.1 — «Техподдержка и обслуживание компьютерных систем».

Таким образом, претендовать на аккредитацию и льготы могут даже компании, которые не создают программы. Например, если они издают книги, продают что-то через интернет, занимаются рекламой и образованием.

Можно ли использовать несколько кодов ОКВЭД для одной компании?

Конечно, для этого в заявлении на регистрацию ИП и фирм отведен целый лист. Теоретически основной код может быть лишь один, а дополнительных — множество, строгого правила нет. Обычно предприниматели выбирают от двух до пяти кодов.

Вносить в заявление на регистрацию все возможные виды деятельности — плохая идея. У сотрудников ФНС и контрагентов могут возникнуть подозрения в том, что бизнес работает нечестно. Его могут принять за компанию-однодневку, которую создали только для получения льгот.

Что будет, если коды ОКВЭД IT-компаний не соответствуют деятельности

Ответственность за работу не по ОКВЭД — ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях

ФНС может привлечь компанию к административной ответственности и назначить штрафы:

  • 5−10 тыс. руб., если уведомление о деятельности не было подано;
  • 5 тыс. руб., если заявление было подано через три и более дней после начала деятельности.

При повторных нарушениях есть риск прекращения деятельности на срок до трех лет.

Кроме штрафов, ФНС может потребовать доплаты налогов по тому бизнесу, который компания вела, и обвинить ее в налоговых манипуляциях. Чтобы избежать обвинений и штрафов, стоит сверять актуальные коды бизнеса с кодами для данного вида деятельности на портале ФНС. Если компания прекратила какую-то деятельность или начала новую, вовремя извещать об этом инспекторов.

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Все отрасли Как оценивать имущество при внесении в уставный капитал
Как оценивать имущество при внесении в уставный капитал
Инструкция для тех, кто открывает или расширяет ООО
13 июня
9 мин
Советы Как оценивать имущество при внесении в уставный капитал
Как оценивать имущество при внесении в уставный капитал
Инструкция для тех, кто открывает или расширяет ООО
13 июня
9 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Как подготовиться к проверке Роструда
Советы

Как подготовиться к проверке Роструда

Рассказываем, что и как может проверить Федеральная служба по труду и занятости
Надо ли сообщать в ФНС о зарубежных счетах
Советы

Надо ли сообщать в ФНС о зарубежных счетах

Какой код ОКВЭД выбрать для IT-компании
Советы

Какой код ОКВЭД выбрать для IT-компании

Как платить за дополнительную работу и как нельзя увольнять сотрудников
Рынок

Как платить за дополнительную работу и как нельзя увольнять сотрудников

Пять трудовых споров, которые дошли до суда
Как блогеру платить налоги в 2024 году
Советы

Как блогеру платить налоги в 2024 году

Что будет, если интернет-магазин опоздал с доставкой
Советы

Что будет, если интернет-магазин опоздал с доставкой

Инструкция для клиентов и магазинов, как не испортить отношения
Как подготовиться к проверке Роструда
Советы

Как подготовиться к проверке Роструда

Рассказываем, что и как может проверить Федеральная служба по труду и занятости
И такое бывает

Арендодатель не дает съехать из-за ремонта

Арендодатель потребовал у съемщика девятьсот тысяч рублей за просрочку аренды. По документам съемщик не съехал, а продолжал снимать помещение и не платил, вот и накопилась просрочка. Причина просрочки — в ремонте: арендодатель не отпускал съемщика, пока тот не сделает ремонт.
10 июля 2018
35654
7

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.