Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Нужен ли ИП бухгалтер и, если да, то какой?
По закону предприниматели не обязаны вести бухучет. Но это не значит, что любой предприниматель может обойтись без бухгалтера. Расскажем, когда он нужен и как выбрать наиболее удобный для себя вариант ведения учета.
Какие бухгалтерские задачи есть у ИП
Налоговый учет
Все предприниматели платят налоги, а значит, их нужно считать. И здесь могут быть разные ситуации. Например, для УСН «Доходы» или налога на профессиональный доход (НПД) в общем случае достаточно умножить поступившие деньги на налоговую ставку. А при патентной системе налогообложения (ПСН) стоимость патента вообще известна заранее, главное — не пропустить срок оплаты.
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!
Если же ИП работает по УСН «Доходы минус расходы» или выбрал единый сельхозналог, то все сложнее: нужно будет учитывать расходы по правилам налогового кодекса. Для общей системы (ОСНО) к учету доходов и расходов добавится еще НДС. Здесь вряд ли получится обойтись без бухгалтера.
Начисление зарплаты
Если нанять хотя бы одного сотрудника, то учет усложняется. Нужно каждый месяц выдавать зарплату, платить НДФЛ и страховые взносы. Появится новая отчетность по налогам и взносам. Кроме того, нужно будет вести кадровый учет.
Чтобы разобраться во всем этом и избежать претензий со стороны контролирующих органов, тоже потребуется помощь специалиста.
Управленческий учет
Выше мы говорили о ситуациях, когда предприниматель обязан вести учет. Но финансовые показатели нужны не только для расчета налогов, но и для того, чтобы было понятно, как работает его бизнес.
И налогового учета здесь обычно недостаточно — необходим управленческий учет, который помогает принимать важные для развития бизнеса стратегические решения.
Читайте также:
Как выбрать банк для расчетного счета
Конечно, управленческий учет можно вести и самостоятельно, тем более что никаких законодательных требований к нему нет. Но если бизнес сложный (много контрагентов, широкая номенклатура товаров или продукции и т. п.), то ведение управленческого учета будет отнимать много времени. Здесь тоже лучше поручить работу профессионалу.
Например, ИП Петров занимается ремонтом обуви на патенте. Работников у него нет. Доходы — это наличная выручка, которую он получает от клиентов сразу после выполнения заказа. Расходы — аренда помещения и необходимые материалы (кожа, фурнитура и т. п.), которые Петров обычно закупает один раз в месяц. Чтобы определить финансовый результат за месяц, Петрову достаточно сложить наличную выручку по дням, а затем вычесть из нее ежемесячные расходы на аренду и материалы, а также 1/12 стоимости годового патента. Здесь вполне можно обойтись без бухгалтера.
А ИП Смирнов занимается оптовой торговлей продуктами. Он закупает продукты у производителей и крупных оптовиков, а затем продает в магазины. Ассортимент насчитывает несколько сотен наименований. У каждого поставщика и покупателя — своя схема расчетов: полная или частичная предоплата, отсрочка на определенный период и т. п. Кроме того, у Смирнова есть наемные работники: кладовщик, грузчик, водитель. Здесь учет будет намного сложнее, поэтому чтобы без ошибок определить финансовый результат, обязательно понадобится бухгалтер.
Подготовка отчетности для инвесторов, банков, тендеров
ИП, как и юридические лица, могут брать кредиты, привлекать инвестиции и участвовать в тендерах, которые организуют среди поставщиков государственные организации и крупные компании. Кредиторы, инвесторы или организаторы тендеров нередко запрашивают у соискателей бухгалтерскую отчетность, чтобы оценить их финансовое состояние.
А чтобы без ошибок составить бухгалтерскую отчетность, нужно вести полноценный бухучет по всем правилам, установленным законодательством.
Какой вариант ведения бухучета выбрать
Самостоятельное ведение бухучета
Основной плюс при ведении бухучета самостоятельно — это экономия расходов: не нужно платить бухгалтеру или аутсорсинговой компании, оборудовать рабочее место и т. д.
Читайте также:
Как платить налоги в 2023 году
Но вести бухучет самому целесообразно, только если одновременно выполняются следующие условия:
Если хотя бы одно из перечисленных выше условий не выполняется, то лучше поручить бухгалтерию кому-то другому. Иначе придется тратить на учет слишком много времени и сил.
К тому же далеко не каждый предприниматель разбирается в бухгалтерском и налоговом учете, поэтому здесь есть риск допустить ошибки и получить штрафы от ФНС в размере от 20 до 40% неуплаченных налогов.
Ведение бухучета с помощью сторонних специалистов
Когда предприниматель передает свой учет в руки специалистов, это позволяет:
Здесь есть два варианта, про них ниже.
Штатный бухгалтер или отдел бухучета
Плюсы:
Минусы:
Аутсорсинговая компания
Аутсорсинговая компания — это организация, которая берет на себя отдельные функции, связанные с управлением другими компаниями. В частности, бухгалтерский аутсорсинг — это передача «на сторону» ведения бухучета.
Плюсы:
Минусы:
Как помогает Модульбанк
Модульбанк предлагает предпринимателям специальный сервис для ведения учета — Модульбухгалтерию. Вот что предлагает банк:
Все общение и обмен документами происходят в интернете, а подписывать документы и отправлять отчетность и декларации можно одной кнопкой.
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!