На сайт банка

Закон о рекламе регулирует всю деятельность в этой отрасли, поэтому закон касается не только рекламодателей, но и рекламных агентств, теле- и радиокомпаний, типографий и других производителей рекламы. Чтобы вам не пришлось изучать закон целиком, мы собрали самые важные моменты, которые обязательно должен знать предприниматель для законного продвижения своего бизнеса.

Общие требования

Главное требование к любой рекламе — это добросовестность и достоверность.

  • Недобросовестная реклама нарушает права других людей, выставляет конкурентов в дурном свете и порочит их деловую репутацию. Поэтому нельзя напрямую сравнивать свой товар с конкретным товаром другого производителя или качество своих услуг с услугами другой конкретной фирмы.
  • Недостоверная реклама содержит ложные сведения о товаре. Например, если указана неверная комплектация товара, условия применения, срок службы или результаты тестирования. То есть все, что вы говорите о товаре в рекламе, должно соответствовать действительности, и каждый тезис в рекламе вы должны быть готовы подтвердить.
Модульюрист

Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 8990 рублей в месяц

Именно потому, что товары нельзя сравнивать напрямую, в рекламе часто используют сам продукт и безымянный аналог, а упоминания исследований сопровождаются сносками, в которых указаны подробности:

Также, чтобы соответствовать закону о рекламе, в материалах ставятся сноски возле фраз «самый лучший» или «№1». Обычно под звездочкой указывается, на основании чего рекламодатель считает этот товар лучшим. Как правило, там указано, что это лучший товар в линейке производителя или лучший в определенном рейтинге.

Другие ограничения в законе логичны и понятны:

  • в рекламе нельзя призывать к насилию, жестокости и противоправным действиям;
  • запрещено использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе тех, которые спровоцируют конфликт;
  • нельзя демонстрировать процесс курения, употребления алкогольной продукции или запрещенных веществ;
  • реклама не должна содержать пропаганду, информацию порнографического характера и другой неприемлемый контент;
  • также реклама не должна выставлять в дурном свете людей, которые не пользуются вашим продуктом, и осуждать их;
  • нельзя использовать иностранные слова или выражения без перевода, потому что некоторые потребители могут неправильно понять смысл.

Что рекламировать нельзя

Логично, что на территории России запрещено рекламировать те товары, распространение которых запрещено: запрещенные вещества, оружие, противоправные действия. Но кроме этого есть менее очевидные ограничения, на которые нужно обратить внимание:

  • Реклама товаров, подлежащих государственной регистрации, возможна только при наличии такой регистрации.
  • Запрещена реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, без наличия такой сертификации.
  • Запрещена реклама товаров, на производство и реализацию которых требуется получение лицензий или специальных разрешений.

Рекламодатель по требованию обязан предоставлять документы, которые подтверждают соответствие товара сведениям, которые указаны в рекламе: лицензии, сертификаты, сведения о государственной регистрации.

Требования к рекламным материалам в интернете

В первую очередь, рекламные материалы в интернете, то есть баннеры, посты в соцсетях, интеграции в видео, нужно проверить на соответствие остальным требованиям — достоверность и отсутствие запрещенных материалов. Особенностью размещения рекламы интернете с 2022 года стала обязательная маркировка любых рекламных размещений.

На всех рекламных креативах должна присутствовать плашка с надписью «Реклама», указанием ИНН или ссылкой на сайт рекламодателя. Это касается и видео, и баннеров, и публикаций в профиле у блогеров. Информацию о каждом размещении нужно передавать в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Самостоятельно это делать не нужно, так как передачей информации занимаются сертифицированные операторы рекламных данных (ОРД). Функции таких операторов взяли на себя несколько крупных компаний: Сбер, Яндекс, VK, Ozon, МТС.

Требования к наружной рекламе

Раздел о наружной рекламе в законе в основном касается собственников рекламных щитов. Но предпринимателю стоит запросить у агентства документы, которые подтверждают, что рекламный щит в городе размещен законно. Если таких документов нет, щит вместе с вашей рекламой могут в любой момент демонтировать.

При создании рекламных креативов стоит иметь ввиду, что наружная реклама не должна имитировать дорожные знаки, указатели и другие элементы городской среды, которые запутают пешеходов или водителей.

Сроки хранения рекламных материалов

Рекламные материалы (или их копии), договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года.

Что будет, если не соблюдать закон

Ответственность за нарушение законода о рекламе прописана в гражданском и административном кодексах. Лица, пострадавшие от ненадлежащей рекламы, могут обращаться в суд. Также в суд может обратиться антимонопольная служба, если выявит рекламные материалы, нарушающие законодательство.

  • Ответственность за нарушение законодательства о рекламе несут: Рекламодатели — владельцы продукта, которые заказывают рекламу.
  • Рекламопроизводители — дизайн-студии, полиграфии и другие производства.
  • Рекламораспространители — агентства, владеющие рекламными площадями и интернет-площадки.

По ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение требований к рекламе предусмотрен штраф от 4 тыс. до 20 тыс. рублей для предпринимателей и от 100 тыс. до 500 тыс. рублей для юридических лиц.

По ст. 19.5 КоАП РФ за отказ удалить рекламу, которая не соответствует законодательству, предусмотрен штраф от 12 тыс. до 20 тыс. рублей для предпринимателей и от 300 тыс. до 500 тыс. рублей для юридических лиц.

Модульюрист

Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 8990 рублей в месяц

Узнать больше
Еще какие-то статьи
Все отрасли Готовый бизнес-план для пекарни
Готовый бизнес-план для пекарни
22 июля
10 мин
Советы Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО
Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО
Объясняем на пальцах, какие есть нюансы
19 июля
22 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев
Рынок

Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев

Роскошные и романтичные, строгие и игривые, традиционные и винтажные свадебные платья
Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО
Советы

Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО

Объясняем на пальцах, какие есть нюансы
Как работодателю стать оператором персональных данных
Советы

Как работодателю стать оператором персональных данных

Рассказываем, почему вам это надо
Можно ли разориться на штрафах маркетплейса?
Рынок

Можно ли разориться на штрафах маркетплейса?

Разбираемся, за что штрафуют селлеров и как оспорить штраф
Как провести инвентаризацию склада
Советы

Как провести инвентаризацию склада

С чего начать, чтобы открыть кофейню
Советы

С чего начать, чтобы открыть кофейню

Только варить вкусный кофе недостаточно. Объясняем, как подготовиться к открытию кофейни
Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев
Рынок

Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев

Роскошные и романтичные, строгие и игривые, традиционные и винтажные свадебные платья

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.