На сайт банка

Подушка безопасности — это финансовый резерв, который создают, чтобы компания чувствовала себя надежно, если что-то пойдет не так. Аналогичный принцип действует и для личных финансов: нужно всегда иметь запас денег на три-шесть месяцев, если вдруг доход станет непостоянным. Мы поговорим о финансовом резерве для бизнеса.

Эксперты — Алексей Каранюк, основатель компании Finmodel.bz, Юлия Демина, юрист и предприниматель, и Александр Зимовец, кандидат экономических наук, предприниматель. Записалa Наталья Болдырева.

Шаг 1. Рассчитать постоянные расходы

Для формирования подушки безопасности компания должна знать свои расходы.

Они бывают двух видов: постоянные и переменные. Переменные расходы зависят от продаж, например это расходы на сырье, банковский эквайринг или услуги курьеров. Чем больше компания продает товаров, тем больше нужно сырья для производства, денег на банковское обслуживание и курьеров, а если продажи снижаются, то и расходы тоже падают.

Постоянные расходы не зависят от объемов продаж, всегда стабильны и должны быть оплачены: например, аренда офиса, зарплаты, проценты по кредитам, интернет.

Подушка безопасности потребуется в случае потери прибыли, поэтому при ее создании учитываются только постоянные расходы.

У каждой компании есть индивидуальные расходы, их тоже нужно брать в расчет. Оптимальный размер подушки безопасности должен обеспечить несколько месяцев работы предприятия, если прекратятся все продажи.

ООО «Золотко» печет и продает печеньки, которые в кофейнях бесплатно подают к горячим напиткам. В компании работает десять человек, она арендует небольшое заводское помещение, там же находится и офис. А еще «Золотко» оплачивает детский сад для работающих на производстве женщин, это важно для компании. Каждый месяц «Золотко» тратит на все 500 тыс. руб.

Когда компания знает свои постоянные расходы, она может посчитать размер финансовой подушки. Об этом дальше.

Бухгалтерия для ИП и ООО

Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!

Шаг 2. Определить, на какой срок нужна подушка

Подушку безопасности создают на основе сценариев — предположений, какие негативные события могут наступить. Каждый сам решает, к чему готовиться; чаще берут ситуации, когда компания теряет нескольких клиентов или у нее совсем нет прибыли.

Клиенты ООО «Золотко» — две сети и три небольших кофейни — закрылись на время пандемии коронавируса, печенье стало не нужно. «Золотко» потеряло всех клиентов в один день.

Такой сценарий называют апокалиптическим. Если бы компания потеряла не всех клиентов, а только часть, сценарий был бы просто негативным.

Другой сценарий: ООО «Золотко» открыло кофейни в спальных районах. У компании появились конкуренты, которые предлагают своим гостям к кофе не печенье, а конфеты. Часть клиентов ООО «Золотко» ушла к ним.

Это и есть негативный сценарий. Если немного подумать, то можно вернуть клиентов, а пока не закрыться компании поможет подушка безопасности.

Когда подушку собирают люди для себя, они стремятся, чтобы она покрывала шесть (или больше) месяцев постоянных расходов.

С бизнесом так лучше не делать. Компания может отложить подушку на год, но в 90% случаев она выведет эти деньги из оборота — просто заморозит их и не сможет использовать для развития. И только в 10% случаев выиграет.

ООО «Золотко» тратит в месяц 500 тыс. руб. на постоянные расходы. Компания планирует купить новую линию и выпускать больше печенья за то же время. Линия стоит 1,5 млн руб. Если «Золотко» решит создать подушку на шесть месяцев, ей придется отложить 3 млн руб. Лучше поступить так: накопить 1,5 млн руб. на подушку безопасности, а еще 1,5 млн руб. потратить на новую линию, чтобы больше зарабатывать.

По опыту, лучше придерживаться консервативного варианта — не вкладывать все деньги в развитие. При такой схеме можно собрать подушку на три-четыре месяца и продолжить развиваться.

Шаг 3. Собрать финансовую подушку

Мы выяснили, что для финансовой подушки безопасности нужно определить постоянные расходы компании и умножить их на три-четыре месяца (например, 500 000 * 3 = 1 500 000 руб.). Но эти деньги надо откуда-то взять.

Чтобы понять, откуда, нужно начать вести учет доходов и расходов — платежный календарь. Это план всех денежных потоков в организации. С его помощью компании следят, чтобы не было кассового разрыва — ситуации, когда доходы еще не поступили, а счета уже нужно оплачивать.

Платежный календарь позволяет рассчитать и оценить эффективность бизнеса. С его помощью можно понять, когда и какая сумма поступит, а какие расходы предстоят. Платежный календарь постоянно корректируют: уточняют сроки переводов, отмечая в файле.

По опыту, когда понимаешь, на что уходят деньги, можно отказаться от ненужных трат, перенести на более поздние сроки несрочные расходы — и так высвободить деньги для подушки безопасности.

Теперь о том, какую сумму лучше откладывать. Минимально это 5% или 10% от ежемесячного дохода, но и эта сумма может казаться слишком большой. В этом случае можно откладывать не раз в месяц, а с каждого поступления на счет.

Шаг 4. Решить, где и как хранить

Подушка безопасности — это активы компании, а активы имеют разную ликвидность.

Ликвидность — это способность быстро превратить актив в деньги. Выделяют такие типы активов:

  • высоколиквидные — деньги, акции, облигации и вклады;
  • среднеликвидные — краткосрочная дебиторская задолженность, товары на складе, сырье;
  • медленноликвидные — деньги, которые взяли в долг и вернут через год;
  • трудноликвидные — деньги, которые вне оборота компании, например недвижимость.

Самый высоколиквидный актив — сами деньги, их даже превращать не надо. А вот недвижимость для компании — это трудноликвидный актив. Чтобы превратить недвижимость в деньги, нужно время, а ее цена может оказаться ниже рыночной.

Подушку безопасности нужно хранить только в виде высоколиквидных активов — чтобы, когда понадобится, она была рядом. Не буквально в сейфе компании, а на банковском счете: проценты, пусть и небольшие, частично покроют инфляцию, а система страхования вкладов сбережет деньги. Средства лучше хранить в рублях, потому что валютный курс нестабилен и в момент, когда они вам понадобятся, обменный курс может оказаться невыгодным.

Акции считаются высоколиквидным активом, но не совсем подходят для подушки безопасности. Деньги могут понадобиться срочно, а акции в моменте будут в упадке, и придется их продавать в минус. Или деньги потребуются в выходной день, а биржа будет закрыта.

Рассказывает Александр Зимовец, кандидат экономических наук, предприниматель

Более 20 лет веду собственный бизнес. Формирование финансовой подушки безопасности считаю ключевым инструментом, который помогает предприятию быть более гибким и устойчивым. Ежемесячно выделяю небольшой процент от прибыли и скидываю его на специальный банковский счет, предназначенный исключительно для финансовой подушки. Примерно раз в квартал оцениваю размер финансовой подушки (оптимально она должна обеспечить 3−4 месяца бесперебойной работы предприятия), если денег хватает, то на этом останавливаюсь. Остальные деньги не должны лежать мертвым грузом — они должны работать.

В обычной жизни также стараюсь держать некоторую сумму денег про запас. Мне придает уверенности наличие финансов, которых хватит или на дорогую покупку, или на 2−3 месяца безбедной жизни. Деньги так же держу на банковском счете, чтобы не было соблазна их быстро потратить.

Рассказывает Юлия Демина, юрист и предприниматель

Подушка безопасности нужна, но даже не на случай кризиса, а для личного спокойствия и безопасности компании. Сама придерживаюсь правила, что часть прибыли нужно откладывать как подушку безопасности, обычно это 10%. Эту сумму рекомендую откладывать и обычным людям.

Чтобы понять, откуда я могу взять эти деньги, слежу за доходами и расходами — веду таблицу. Чаще предприниматели считают только расходы, а ведь важно именно соотношение доходов и расходов.

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Все отрасли Какую ответственность понесет компания за ДТП с участием своего сотрудника?
Какую ответственность понесет компания за ДТП с участием своего сотрудника?
20 сентября
2 мин
Инструкция Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей
Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей
2 мая
7 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Что можно узнать по ИНН бизнеса
Советы

Что можно узнать по ИНН бизнеса

Проверяем контрагентов и разбираемся, не персональные ли это данные
Как малому бизнесу проводить маркетинговые исследования
Советы

Как малому бизнесу проводить маркетинговые исследования

И лучше узнавать клиентов и конкурентов
Эмодзи в деловой переписке — что думают суды?
Советы

Эмодзи в деловой переписке — что думают суды?

Почему эмодзи надо использовать с осторожностью
Какую ответственность понесет компания за ДТП с участием своего сотрудника?
Советы

Какую ответственность понесет компания за ДТП с участием своего сотрудника?

Как работать с персональными данными клиентов и сотрудников
Советы

Как работать с персональными данными клиентов и сотрудников

Разбираемся с точки зрения закона
Как оформить сотруднику зарубежную командировку
Советы

Как оформить сотруднику зарубежную командировку

Готовим документы и считаем оплату такой поездки
Что можно узнать по ИНН бизнеса
Советы

Что можно узнать по ИНН бизнеса

Проверяем контрагентов и разбираемся, не персональные ли это данные

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.