i
×

Издание для бизнеса.

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Меньше хайпа, больше пользы!

Как накопить подушку безопасности

Когда началась пандемия и карантин, все вокруг говорили: «Что это за бизнес такой, если у него нет подушки безопасности и он не может месяц без клиентов продержаться?»
22 мая
425
20
0

Подушка безопасности — это финансовый резерв, который создают, чтобы компания себя чувствовала надежно, если что-то пойдет не так. Тот же принцип действует и для личных финансов: нужно всегда иметь запас денег на три — шесть месяцев, если вдруг потеряется доход. Мы поговорим о резерве для бизнеса.

Шаг 1. Посчитать постоянные расходы

Чтобы сформировать подушку безопасности для компании, нужно понять регулярные расходы.

Расходы компании бывают двух видов, постоянные и переменные. Переменные расходы зависят от продаж, например это сырье, банковский эквайринг или оплата услуг курьера. Чем больше компания продает, тем больше нужно сырья, денег на банк и курьера, а если продажи снижаются, то и эти расходы тоже.

Когда создают подушку безопасности, учитывают только постоянные расходы, потому что подушка нужна на случай потери прибыли. А нет прибыли — нет и переменных расходов.

К постоянным расходам относятся:

  • аренда офиса и коммунальные услуги;
  • зарплаты, налоги, взносы и пошлины;
  • банковское обслуживание, си-эр-эм, емейл-рассылки;
  • интернет и связь;
  • уборка и хозяйственные расходы;
  • проценты по кредитам.

У каждой компании есть индивидуальные расходы, их тоже нужно учитывать.

ООО «Золотко» печет и продает печеньки, которые в кофейнях бесплатно подают к горячим напиткам. В компании работает десять человек, она арендует небольшое заводское помещение, там же находится и офис. А еще Золотко оплачивает детский сад для работающих на производстве женщин, это важно для компании. Каждый месяц Золотко тратит на всё-всё 500 000 рублей.

Когда компания знает свои постоянные расходы, она сможет посчитать размер подушки безопасности. Об этом дальше.

Шаг 2. Определить, на какой срок нужна подушка

Подушку безопасности создают на основе сценариев — предположений, какие негативные события могут наступить. Каждый сам решает, к чему готовиться; чаще берут ситуации, когда компания теряет нескольких клиентов или у нее совсем нет прибыли.

Клиенты ООО «Золотко» — две сети и три небольших кофейни — закрылись на время пандемии коронавируса, печенья стали не нужны. Золотко потеряло всех клиентов в один день.

Такой сценарий называют апокалиптическим. Если бы компания потеряла не всех клиентов, а только часть, был бы негативный. В любом случае подушка безопасности должна покрывать три — четыре месяца постоянных расходов, но не больше.

Когда подушку собирают люди для себя, стремятся, чтобы она покрывала шесть месяцев постоянных расходов или больше.

С бизнесом так лучше не делать: вероятность, что наступит апокалиптический сценарий, та же пандемия, очень мала. Допустим, 10% из 100. Компания может отложить подушку на год, но в 90% случаев она выведет эти деньги из оборота — просто заморозит их и не сможет использовать для развития. И только в 10% случаев выиграет.

ООО «Золотко» тратит в месяц 500 000 рублей на постоянные расходы.

Компания планирует приобрести новую линию, что позволить выпускать больше печенья за то же время. Линия стоит 1 500 000 рублей.

Если Золотко решит создать подушку на шесть месяцев, ей придется отложить 3 000 000.

Лучше поступить так: накопить 1,5 млн на подушку безопасности, а еще 1,5 млн потратить на новую линию, чтобы больше зарабатывать.

По опыту, лучше придерживаться консервативного пути развития — не вкладывать все деньги в развитие. При такой схеме можно собрать подушку на три — четыре месяца и продолжить развиваться.

Шаг 3. Собрать подушку

Мы выяснили, что для подушки безопасности нужно определить постоянные расходы компании и умножить их на три — четыре месяца. Например, 500 000 * 3 = 1 500 000 рублей. Но эти деньги надо откуда-то взять.

Чтобы понять, откуда, нужно начать вести учет доходов и расходов — платежный календарь, его еще называют кассовым планом. С его помощью компании следят, чтобы не было кассового разрыва, — ситуации, когда доходы еще не поступили, а расходы уже нужно оплачивать.

По платежному календарю можно понимать, когда и какая сумма поступит, а какие расходы предстоят. Платежный календарь постоянно корректируют: уточняют сроки переводов, отмечают в файле.

По опыту, когда понимаешь, на что уходят деньги, можно сэкономить по ряду статей, перенести на более поздние сроки несрочные расходы — и так высвободить деньги на подушку безопасности.

Теперь о том, какую сумму лучше откладывать. Минимально это 5% или 10% от ежемесячного дохода, но и эта сумма может казаться слишком большой. В этом случае можно откладывать не раз в месяц, а с каждого поступления на счет.

Шаг 4. Решить, где и как хранить

Подушка безопасности — это активы компании, а активы имеют разную ликвидность.

Ликвидность — это способность быстро превратить актив в деньги, вот как они делятся:

  • высоколиквидные — деньги, акции, облигации и вклады;
  • среднеликвидные — краткосрочная дебиторская задолженность, товары на складе, сырье;
  • медленно ликвидные — деньги, которые взяли в долг и вернут через год;
  • трудно ликвидные — деньги, которые вне оборота компании, например недвижимость.

Самый высоколиквидный актив — сами деньги, их даже превращать не надо. А вот недвижимость для компании — это трудно ликвидный актив. Чтобы превратить недвижимость в деньги, нужно время, а цена может оказаться ниже рыночной.

Подушку безопасности нужно хранить только в виде высоколиквидных активов — чтобы, когда понадобится, она была рядом. Не буквально в сейфе компании, а на банковском счете — проценты, пусть и небольшие, частично покроют инфляцию, а система страхования вкладов сбережет деньги.

Акции считаются высоколиквидным активом, но не совсем подходят для подушки безопасности. Деньги могут понадобится срочно, а акции в моменте будут в упадке, и придется их продавать в минус. Или деньги потребуются в выходной день, а биржа будет закрыта.

Рассказывает Юлия Демина, юрист и предприниматель

Подушка безопасности нужна, но даже не на случай кризиса, а для личного спокойствия и безопасности компании. Сама придерживаюсь правила, что часть прибыли нужно откладывать как подушку безопасности, обычно это 10%. Эту сумму рекомендую откладывать и обычным людям.

Чтобы понять, откуда я могу взять эти деньги, слежу за доходами и расходами — веду таблицу. Чаще предприниматели считают только расходы, а ведь важно именно соотношение между доходами и расходами.

Планируете собирать финансовую подушку к следующему кризису?
Сохранить на всякий случай

Прекратить проверку с полицией

По закону налоговая или Роспотребнадзор могут прийти с проверкой и взять с собой полицию. Обычно такие проверки самые сложные, но есть способы пережить их с минимальными потерями.
14 декабря 2017
256
57

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста
Не получилось отправить :-|

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.