Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Бывший сотрудник оставил плохие отзывы о компании в интернете. Что делать?
«Копеечные зарплаты, босс-самодур и коллеги-сплетники. Никому не советую работать в этой конторе», — пишет на сайте с отзывами о работодателях недавно уволившийся сотрудник. Начальник в бешенстве, HR хватается за голову. Рассказываем, как быть, если кто-то в интернете поливает вашу компанию грязью.
Можно ли удалить отзыв
Первое, что хочется сделать, если о вашей компании плохо отозвались, — удалить негативный комментарий. Но вряд ли это удастся.
Читайте также:
О чем спросить сотрудника при увольнении
Самые популярные сайты с отзывами о работодателях — Dream Job и «Правда сотрудников» — изначально создавались для того, чтобы собирать впечатления работников о компаниях и честно публиковать их. В правилах этих сайтов прямо говорится, что сообщения не удаляются и не редактируются.
Можно удалить негативные комментарии, если их оставили на вашем корпоративном сайте. Но кандидаты, которые ищут работу, не смотрят отзывы там как раз потому, что их можно легко удалить.
Как работать с плохими отзывами
Подключите сервис и переводите зарплату на любые карты без абонентской платы в один клик
Ответы на плохие отзывы зачастую выглядят как оправдание. Но если вы все-таки решили ответить, будьте доброжелательны, извинитесь и расскажите, что компания сделала, чтобы решить проблему.
Работа с отзывами в компании должна быть системной. В больших фирмах этим может заниматься HR, в небольших — собственник или генеральный директор. Вот как работать с негативной обратной связью.
Оцените количество и качество сообщений. Небольшое число плохих отзывов — норма, ведь компания не может угодить всем. Но если жалоб намного больше, чем положительных и нейтральных сообщений, значит, с корпоративной культурой не все в порядке.
Проанализируйте отзывы. Особое внимание обратите на повторяющуюся информацию. Например, если в семи из десяти жалоб сотрудники недовольны графиком, то, вероятно, это реальная проблема в компании.
Работайте с причиной негатива, а не с самими отзывами. Скажем, если в нескольких комментариях упоминается, что руководство разговаривает матом, создайте кодекс корпоративной этики, который будет запрещать нецензурную брань на рабочем месте и предусмотрит ответственность для нарушителей.
Увеличивайте число положительных комментариев. Попросите сотрудников оставить отзыв о работе. Удобный момент — когда человек прошел испытательный срок, получил новые знания или повышение. В таком случае есть шанс, что он напишет о возможностях для роста и развития в компании.
Будет лучше, если сотрудники напишут отзывы не с одного и того же IP-адреса, к которому привязаны их корпоративные компьютеры, а со своих личных устройств.
Но ни в коем случае не просите работников оставлять положительные отзывы, если в компании действительно есть проблемы и руководство знает о недовольстве коллектива. Такие сообщения будут выглядеть написанными под диктовку.
Читайте также:
Как нанять эффективного руководителя отдела продаж
Игорь Шутов, HR-консультант, бизнес-тренер Moscow Business School:
Несколько лет назад я искал работу и меня заинтересовала вакансия руководителя отдела персонала в компании, которая продавала сантехнику. Я решил прочитать отзывы об этой компании.
В нескольких комментариях одни и те же сотрудники упоминались как антигерои, которые мешают остальным работать. У меня осталось неприятное впечатление, но я подумал, что коллеги написали отзывы из-за обиды после увольнения, а на самом деле сами плохо работали.
Я решил приехать на собеседование и пообщаться с собственником бизнеса. Встреча прошла хорошо. Я упомянул отрицательные отзывы и спросил, есть ли проблемы с корпоративной культурой. Собственник уверил меня, что у компании есть недоброжелатели, но коллектив дружный и условия почти идеальные. Я согласился на эту работу.
Уже через два месяца я понял, что отзывы на 90% правдивы. Некоторые коллеги действительно отличались самодурством, плели интриги, использовали свою власть не для решения рабочих задач, а для самоутверждения. Я пытался наладить взаимоотношения, помочь компании расти и развиваться, но у меня ничего не вышло. Я ушел, проработав на этом месте всего восемь месяцев.
Выходит, собственник компании, зная о негативных отзывах, ничего не предпринял, чтобы предотвратить уход новых сотрудников, — и это привело к очередному увольнению по собственному желанию.
Стоит ли судиться с тем, кто оставил плохой отзыв
Защита чести, достоинства и деловой репутации — статья 152 ГК РФ
Работодатель вправе подать иск в суд с требованием опровергнуть опубликованную информацию и возместить моральный вред. Но в таком случае придется доказать, что сотрудник своим отзывом навредил деловой репутации компании: например, что бизнес потерял клиентов. Суды часто отказывают в удовлетворении таких исков, потому что компании не могут доказать, что ухудшение деловой репутации отразилось на бизнесе.
Вот пример из судебной практики. Женщина работала руководителем отдела продаж и поссорилась с работодателем. В отместку она опубликовала о компании несколько гневных постов в соцсетях. Информация попала в СМИ. В то же время у бизнеса упали продажи — убытки составили 56 млн руб. Фирма обратилась в суд с требованием взыскать с сотрудницы половину этой суммы и опубликовать опровержение информации. Однако суд отказал в удовлетворении иска, посчитав посты сотрудницы субъективным мнением, справедливость которого нельзя проверить. Также суд не увидел связи между действиями женщины и убытками компании.
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц
В другом случае суд признал отзывы о компании порочащими и не соответствующими действительности. Женщина оставила в региональном интернет-справочнике организаций такие комментарии (орфография и пунктуация сохранены):
«… Зарплата выплачивается только при 100% сборе дебиторки (я еще молчу про то, что она вся черная, кроме 8000 рублей)…»
«…При расчете они мне выдали только официальную часть, а бонусную за 2 мес. 11 000 рублей сказали, что через 2 недели. В итоге ХРЕН — ее поделили среди оставшихся сотрудников склада. Знаете, воровать у таких людей как я — это то же самое, что у слепого у храма».
Суд счел, что в отзывах есть информация о нарушениях трудового и налогового законодательства, которая не соответствует действительности и вредит деловой репутации компании. С ответчицы взыскали 50 тыс. руб. в счет компенсации причиненного морального вреда.
Как подстраховаться
По словам HR-консультанта и бизнес-тренера Игоря Шутова, отзывы о компании перед собеседованием просматривают 90% кандидатов. Их интересует не только зарплата, но и отношения между сотрудниками. Вот что делать, чтобы снизить число плохих отзывов.
Создайте корпоративный кодекс и должностные инструкции. Пусть сотрудники ознакомятся с ними до заключения трудового договора. Тогда каждый из них будет знать, с чем придется иметь дело, и вероятность, что они разочаруются, будет меньше.
Упорядочите все этапы работы сотрудников. Продумайте, как должно проходить собеседование, испытательный срок и адаптация, какой может быть мотивация и развитие, порядок увольнения и финального интервью. Для всех этих процессов должны быть регламенты. Например, для испытательного срока и адаптации регламент может описывать длительность этого периода, обязанности наставника, результат. Если бросить новичка в незнакомую среду без инструкций и поддержки, у него может сложиться плохое мнение о компании.
Позаботьтесь о психологическом климате. Частые причины отрицательных отзывов — конфликты в коллективе и недопонимание между руководством и подчиненными. Чтобы выявить такие проблемы, проводите опросы сотрудников или личные встречи с ними, спрашивайте, что им мешает в работе, какие рабочие процессы они хотели бы изменить. Это снизит психологическую напряженность и подскажет, как улучшить условия для сотрудников.
Подключите сервис и переводите зарплату на любые карты без абонентской платы в один клик