На сайт банка

Когда учредители регистрируют новую компанию, они должны внести вклад в уставный капитал для старта и дальнейшей работы. Такой вклад может быть в деньгах, а может — в виде имущества. И если с деньгами все понятно: они учитываются в сумме сделанного взноса, то с имуществом сложнее. Рассмотрим, зачем оцениваются активы от учредителей и как это происходит.

Записалa Светлана Сёмина, практикующий бухгалтер, кадровик, автор и редактор текстов для бухгалтерских порталов.

Как вносится уставный капитал

При регистрации компании учредители должны внести первоначальный взнос в уставный капитал (УК). Минимальная сумма для ООО — 10 тыс. руб. Если учредителей несколько, то минимальный размер делится на всех.

Пример

Сидоренко и Миронов собираются вдвоем учредить ООО. Размер уставного капитала — 10 тыс. руб. Сидоренко внес 7 тыс. руб., а Миронов — 3 тыс. руб. Их доля будет равна 70% и 30% соответственно.

О способах внесения вклада в УК — ст. 66.2 Гражданского кодекса

При регистрации ООО минимальный размер УК должен быть внесен именно деньгами. Если УК больше 10 тыс. руб., то его можно внести как деньгами, так и имуществом. Это же правило действует и в случаях, когда уставный капитал увеличивается — например, при входе в общество нового учредителя.

Какое имущество можно внести в уставный капитал

Участник общества может внести в УК движимое или недвижимое имущество, оборудование, а также объекты интеллектуальных прав, которые подлежат оценке. Главное — правильно провести оценку и оформить передачу взноса в УК компании.

Пример

ООО «Счастливый случай» будет заниматься сделками с недвижимостью. Чтобы вести клиентскую базу, один из учредителей разработал собственную CRM-систему. Ее можно внести в уставный капитал организации.

Нельзя вносить в уставный капитал:

Кроме этого, в учредительных документах можно прописать дополнительные критерии по имуществу, которое нельзя вносить в качестве доли в УК.

Как внести имущество в уставный капитал

Вот пошаговая инструкция.

Проверьте учредительные документы

В них должна быть прописана возможность внести долю в УК имуществом. Если этого нет, внесите изменения и зарегистрируйте их в ФНС. Направить новые учредительные документы в налоговую надо в течение семи дней после внесения изменений. Это можно сделать лично, в электронном виде, через нотариуса или МФЦ, а также по «Почте России». Не забудьте уплатить госпошлину в размере 800 руб. (исключение — подача через нотариуса или МФЦ).

Бухгалтерия для ИП и ООО

Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!

Подтвердите право на имущество

Учредитель или будущий участник общества должен доказать, что имущество или имущественные права принадлежат ему.

С недвижимостью или транспортным средством проще: на них есть документы о первоначальной регистрации. Если передается оборудование или объекты интеллектуальных прав, доказать право собственности можно чеком о покупке товара или патентом о регистрации ПО.

Оцените имущество

Как это сделать и кто должен инициировать оценку, расскажем ниже.

Подпишите акт приема-передачи

Полученные от оценщика документы отправляются учредителям, чтобы составить протокол общего собрания и принять решение о взносе в УК. После этого подписывается акт приема-передачи и имущество передается в компанию.

Как оценить имущество

Правила оценки имущества как взноса в УК — абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ

Способ оценки имущества зависит от суммы актива:

  • менее 20 тыс. руб. — оценивается на общем собрании учредителей, привлекать независимого оценщика не надо;
  • более 20 тыс. руб. — обязательно привлечение независимого оценщика.

Чтобы избежать споров с учредителями, лучше в любом случае обращаться к независимому оценщику для определения реальной стоимости актива.

Пример

Иванова решила внести долю в уставный капитал ООО «Заря» в виде МФУ HP LaserJet M141a. Она покупала его для дома, но не стала использовать из-за большого размера. Его стоимость в магазине — 17 тыс. руб. Учредители хотели принять его в уставный капитал за 10 тыс. руб. Иванова обратилась к независимому оценщику, который подтвердил реальную стоимость МФУ. За услугу она заплатила 700 руб. Итог: обращение к оценщику «сэкономило» Ивановой более 6 тыс. руб. Если бы она этого не сделала, то часть доли ей пришлось бы вносить деньгами.

Как выбрать оценщика

Закон разрешает оценщикам не получать лицензию на услуги. Но это не значит, что можно обратиться к любому специалисту: учредители и налоговая могут не принять документы по оценке, если нет страховки или аттестата.

О деятельности оценщиков — ст. 4 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ

Главное правило при выборе оценщика: выбирайте специалиста, который включен в реестр саморегулируемых организаций (СРО). В этом случае работа специалиста будет законна и застрахована.

Проверить, является ли специалист членом СРО, можно двумя способами.

Вариант № 1. На сайте СРО, если известно название организации

Для проверки переходим, например, на сайт «Русского общества оценщиков» (РОО) и проверяем оценщика по фамилии. Он является действующим членом РОО, а значит, его действия как специалиста будут законны и застрахованы.

Скрин с сайта РОО

При нажатии на фамилию можно посмотреть информацию о специалисте: ФИО, ИНН, место работы, стаж, аттестат, компенсационный фонд (страхование) и другие данные.

Есть другой способ, он тоже правильный.

Вариант № 2. На сайте Росреестра

Для этого откройте Сводный реестр членов СРО и найдите по фамилии выбранного специалиста. Посмотрите, включен он в реестр или нет.

Скрин с сайта Росреестра

При нажатии на фамилию можно посмотреть ту же информацию, что и в варианте № 1.

После проверки оценщика заключите договор на оказание услуг и предоставьте все необходимые документы по имуществу. Если надо — привезите актив к оценщику или организуйте доступ/выезд. Процедура оценки обычно длится от двух дней до трех недель в зависимости от объекта имущества.

Что будет, если не провести оценку имущества

Если имущество стоит более 20 тыс. руб., то при внесении изменений в учредительные документы в связи с увеличением уставного капитала надо предоставить и отчет оценщика. Если его не будет, ФНС откажет во внесении изменений. А значит, новый кандидат не войдет в состав учредителей.

В этом случае придется делать оценку по всем правилам, проводить собрание учредителей и повторно подавать заявление в налоговую. Только после это имущество будет считаться переданным в качестве доли в УК.

Обратите внимание: если имущество подлежит регистрации, то его надо перерегистрировать на имя компании и только потом подавать заявление в ФНС. Иначе налоговая не внесет изменения в учредительные документы. Такое может случиться, если будущий участник общества передает компании автомобиль или земельный участок.

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Все отрасли Бизнес по доставке стал трендом 2024 года: число таких компаний и ИП выросло на 19%
Бизнес по доставке стал трендом 2024 года: число таких компаний и ИП выросло на 19%
7 февраля
14 мин
Советы Как считать НДС на УСН в 2025 году
Как считать НДС на УСН в 2025 году
Изучаем в деталях упрощенку по новым правилам
7 февраля
1 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Что ждет бизнес в феврале 2025 года
Дайджест

Что ждет бизнес в феврале 2025 года

«Не успели заранее повысить цены». Уроки новогодних распродаж для предпринимателей
Рынок

«Не успели заранее повысить цены». Уроки новогодних распродаж для предпринимателей

Четыре истории с итогами самого горячего времени года для продавцов
Как оформлять в штат людей с инвалидностью
Советы

Как оформлять в штат людей с инвалидностью

Как ИП работать на маркетплейсах в 2025 году
Советы

Как ИП работать на маркетплейсах в 2025 году

Все о том, как выйти на «Озон», «Вайлдберриз» или «Яндекс Маркет» с учетом последних новшеств
Как селлеру маркетплейса разобраться с НДС в 2025 году?
Советы

Как селлеру маркетплейса разобраться с НДС в 2025 году?

Инструкция, как считать и все настроить в личном кабинете
Финансовая подушка для бизнеса в 2025 году: на чем сэкономить и куда вложиться
Советы

Финансовая подушка для бизнеса в 2025 году: на чем сэкономить и куда вложиться

Только рабочие лайфхаки и инструменты

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.