На сайт банка

Реклама — двигатель торговли, вывеска — просто сообщение о том, чем и в какое время вы занимаетесь. Все просто? Отнюдь: один лишний знак может привести к штрафам, демонтажу конструкции, судебным тяжбам. Предпринимателю кажется, что он просто сообщил нужную информацию клиентам, а контролерам или конкурентам — что он рекламируется. Где кончается просто сообщение и начинается реклама? Рассказываем.

Эксперт — Алена Солянкина, консультант, инхаус-юрист. Записалa Анна Тарасенкова, практикующий юрист.

Уже реклама или еще «просто» информация?

Согласно закону, реклама — это любая информация, распространяемая с целью привлечь внимание неопределенного круга лиц к компании, товару, услуге и т. п., вызвать и поддержать интерес к ней, помочь в продвижении.

Это официальная версия, но в каждом конкретном случае суды, Роскомнадзор (РКН) и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) могут толковать это определение по-разному. От их выводов зависит, будет ли на конкретную конструкцию распространяться законодательство о рекламе.

Ведь вывески как источник базовой информации о себе бизнес обязан размещать для клиентов, причем без разрешений, согласований и оплаты. Иногда бывают ситуации, когда согласование собственников зданий все же требуется, но это скорее исключение, чем правило.

А вот рекламную конструкцию можно устанавливать только с учетом множества нюансов: нужно специальное разрешение, надо соблюдать требования (по размеру, месту и т. д.), а еще нужно согласие владельца здания или помещений в многоквартирном жилом доме либо хозяина территории, где размещена реклама.

Если установить рекламу незаконно — могут оштрафовать на сумму до 1 млн руб., заставить демонтировать за свой счет, а хозяин здания или территории, где установлена конструкция, потребует компенсацию.

Вот пара примеров из жизни — и судебной практики.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.08.2020 г. № Ф06-64 039/2020

Аптека расположила на двух фасадах дома конструкции размерами 3 х 7 м и 3 х 5 м с указанием на сайт аптеки, телефон, а еще с призывом к действию: «Звони! Бронируй!» Суд счел конструкции рекламой и постановил, что лицо, их разместившее, должно уплатить собственнику помещения 279 тыс. руб. в счет неосновательного обогащения (то есть дохода, полученного без законных оснований).

Постановление АС Дальневосточного округа от 22.06.2021 г. № Ф03-3015/2021

Или другой пример: ИП, занимая часть помещения по договору аренды в многоквартирном доме, разместил на фасаде дома конструкцию в 15 кв. м со словами: «Честные пивоварни. Собственное производство в Хабаровском крае». На ней не было обязательных сведений о бизнесе, которые обычно размещаются на вывеске (Ф. И. О., ОГРНИП, ИНН, местонахождение, режим работы). По мнению суда, представленные на конструкции образы и символы значительно превосходили скромную вывеску по местонахождению ИП. Суды признали конструкцию рекламной, спор закончился аналогично первому примеру.

Что будет, если вывеску признают рекламой

Штраф за нарушение требований к установке рекламной конструкции — ст. 14.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Например, стоматолог разместил на баннере наряду с номером телефона и адресом сайта изображение нескольких счастливых пациентов и отменно здорового зуба — это еще вывеска или уже реклама? Или другая ситуация: когда жильцы дома вправе требовать от бизнеса платы за пользование их фасадом? Или контролеры — оштрафовать за нарушение требований к рекламной конструкции?

Если вывеску сочтут рекламой, то тот, кто ее установил, будет вынужден выложить немалые суммы:

  • за демонтаж конструкции;
  • в качестве штрафа по ст. 14.37 КоАП РФ (для организаций — до 1 млн руб.).

К тому же, как мы убедились на примерах выше, хозяин здания, на котором была размещена «вывеска», может потребовать уплаты суммы неосновательного обогащения, то есть суммы, которая должна была быть уплачена, например, за аренду фасада, крыши дома.

Чем вывеска отличается от рекламной конструкции

Ключевое различие, согласно закону, заключается в целях размещения:

  • рекламная конструкция монтируется, чтобы привлечь, сформировать, поддержать интерес к рекламируемому объекту (п. 1 ст. 3 закона о рекламе);
  • вывеска же размещается для того, чтобы довести до потребителя необходимую информацию.

Последнее — обязательное требование закона. До своих потребителей бизнес должен доносить базовую информацию о себе — например, фирменное наименование, адрес, режим работы. Если такой информации о бизнесе нигде нет, его оштрафуют за нарушение прав потребителей (это штрафы по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ: для ИП — до 1 тыс. руб., для фирм — до 10 тыс. руб.).

О требованиях к информированию потребителей — п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1

Как правило, все важное о себе бизнес сообщает на вывеске. Но вывеску можно изготовить так, что она будет яркой, красивой, привлекать внимание, порождать интерес и т. п. Не будет ли такая вывеска рекламой? Все зависит от обстоятельств, места размещения, ее размеров. Но в общем случае вывеска, если она отвечает нормативным требованиям (их устанавливают, как правило, муниципалитеты) и содержит обязательные сведения, не реклама. На нее не распространяется и закон о рекламе.

На размещение вывески не требуется разрешение, как для рекламной конструкции, хотя надо соблюдать требования местных властей. В Москве, например, действуют:

Также и в муниципалитетах могут быть установлены требования к вывескам (такое право дано им, в частности, ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ).

О признаках вывески и рекламы — Постановление Пленума ВАС от 08.10.2012 г. № 58

А если на вывеске размещена не вся обязательная информация, выделено фирменное наименование, применен какой-то декоративный элемент?

Такого рода конструкции — вывеска или реклама?

Разберемся, как такие ситуации трактует ФАС.

Что говорит ФАС

Как закон разграничивает рекламу и вывеску — прил. № 2 к Приказу ФАС от 21.06.2024 № 412/24

ФАС подчеркивает, что вывеска — это информационная конструкция, содержащая сведения:

  • о наименовании организации;
  • о режиме работы;
  • о виде деятельности (скажем, «Аптека», «Парикмахерская»);
  • о профиле оказываемых услуг или реализуемых товаров (изображение зуба, кружки, батона хлеба и т. п.);
  • о контактах (телефон, сайт).
Модульюрист

Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц

Эти сведения обязательно размещать по закону и (или) в силу обычаев делового оборота. Такие вывески не считаются рекламой, даже если выполнены в яркой форме, содержат логотип, допускают динамическую смену изображений (см., например, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2025 г. № 08АП-10 378/2024 по делу № А70-10 281/2024).

Однако вывеска становится рекламой, если содержит:

  • слоганы, лозунги, девизы;
  • информацию об акциях, скидках, спецпредложениях;
  • описание преимуществ товаров или услуг;
  • изображения конкретных товаров или их характеристики;
  • информацию, не обязательную по закону и направленную на привлечение внимания и формирование интереса.

При оценке того, является ли информация рекламой или вывеской, ФАС предписывает учитывать и содержание, и обстоятельства размещения.

Например, информацию не посчитают рекламой, если вывеска:

  • размещена непосредственно над входом в помещение, занимаемое организацией;
  • находится в границах окон помещения, где работает организация;
  • указывает на местонахождение — например, табличка у входа в ТЦ;
  • расположена на территории АЗС, содержит информацию о видах топлива, ценах на него, классах экологичности (но без указаний на акции, допуслуги и т. п.).

ФАС предписывает считать рекламой, в частности:

  • стелы и баннеры с акциями, скидками, предложениями;
  • меню с изображением блюд, ценой и описанием;
  • крышные установки, если компания занимает не всё здание;
  • информацию вне места нахождения организации;

вообще любые сообщения, «направленные на продвижение, создание, поддержание интереса».

Вот несколько примеров разграничения вывесок и рекламы.

Конструкция

Тип

Комментарий

Надпись «Стоматология» на фасаде соответствующей клиники

Вывеска

Не реклама, если указывает только на вид деятельности, режим работы

Надпись «Стоматология. Установка имплантов. От 15 000 руб.» на фасаде соответствующей клиники

Реклама

Есть описание услуги и цена — это продвижение

Стела АЗС с видами топлива, ценами на него

Вывеска

Указание на виды и цены — обычай делового оборота, соответствует требованиям закона (см. ст. 13 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)

Стела АЗС с надписью «Акция! Бесплатное ТО плюс кофе в подарок»

Реклама

Сообщение об акции, стимулирование спроса

Меню кафе на спикерфоне для заказа

Вывеска

Допустимо, находится в месте осуществления деятельности организации

Стела кафе на дороге с изображением бургера и надписью «Специальное предложение» и т. п.

Реклама

Установлена не по месту нахождения, преследует цель привлечения внимания к товару

Суды говорят: размер имеет значение

Суды отделяют вывеску от рекламы по следующим критериям:

  • Что за информация содержится: только ли общеобязательная или «продвиженческая», направленная на информирование, — или все-таки на создание, поддержание интереса, сообщение об акциях и т. п.
  • Где расположена информация: одно дело — непосредственно над местом, занимаемым ИП или фирмой, иное — на большом расстоянии от входа.

Также обязательно учитывают размеры конструкций.

Определение ВС от 31.05.2024 г. № 302-ЭС22-17 603

Например, Верховный суд счел, что не могут рассматриваться как вывеска конструкции совокупной площадью 48,4 кв. м (два настенных панно и две каркасные конструкции), хотя нижестоящие инстанции никаких нарушений не увидели.

И, напротив, суды не признавали рекламными конструкциями:

  • наименование заведения (ООО «Пышечная») непосредственно над входом в заведение (постановление АС Западно-Сибирского округа от 15.07.2021 г. № Ф04-2882/2021);
  • размещение изображения зуба в качестве декоративно-художественного элемента, расположенного рядом с текстовой частью вывески (постановление АС Поволжского округа от 11.06.2021 г. № Ф06-4897/2021);
  • световые короба над входом в помещение, над окнами, на балконе второго этажа, содержащие слова «ОПТИКА», «ВРАЧ», «Сеть салонов оптик “Счастливый взгляд”» (постановление АС Западно-Сибирского округа от 15.07.2021 г. № Ф04-2882/2021, оставлено в силе ВС, определение от 11.11.2021 г. № 304-ЭС21-20 640).

Так как отличить рекламу от вывески?

Каждую ситуацию и каждую конструкцию надо оценивать индивидуально. Ведь и у судей нет единого мнения о том, в какой момент вывеска становится рекламной конструкцией. Но можно почти с уверенностью утверждать, что доказать, что конструкция — вывеска, будет легче, если на ней есть:

  • название ИП, компании, адрес, телефон, сайт;
  • режим работы;
  • указание на вид деятельности (например, «Парикмахерская», «Стоматология») и (или) его символ (ножницы, зуб и т. п.);
  • иная информация, которую обязательно следует размещать по закону.

При этом сама конструкция не должна выходить за рамки размеров, соответствующих местным требованиям, предъявляемым к вывескам, и располагаться должна в непосредственной близости к занимаемому помещению. А еще не стоит размещать на ней призывы к действию вроде «Покупайте!» или «Бронируйте!».

Напротив, объекты, которые превышают размеры допустимых вывесок и к тому же:

  • содержат лозунги, слоганы, девизы;
  • подчеркивают конкурентные преимущества;
  • заостряют внимание на спецценах, «акциях» и т. п.,
  • расположены далеко или вообще вне места реального размещения ИП, организации,

суды и контролеры с большой долей вероятности расценят как рекламные конструкции.

Итак, правильно оформленная вывеска поможет клиентам найти вас, а вам — не попасть на штрафы за нарушения. А корректно оформленная и установленная реклама сделает ваш бизнес заметным и конкурентоспособным. Главное — не перепутать.

Модульюрист

Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц

Узнать больше
Еще какие-то статьи
Законы Утечки персональных данных в 2025 году: что это такое и что делать
Утечки персональных данных в 2025 году: что это такое и что делать
А еще все про новые штрафы и как их избежать
14 июля
11 мин
Советы Нужна ли ИП учетная политика?
Нужна ли ИП учетная политика?
И что будет, если ее нет
11 июля
23 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Нужна ли ИП учетная политика?
Советы

Нужна ли ИП учетная политика?

И что будет, если ее нет
Подборка грантов для бизнеса на одежде в 2025 году
Рынок

Подборка грантов для бизнеса на одежде в 2025 году

Что делать, если сотрудник ушел в запой
Советы

Что делать, если сотрудник ушел в запой

Заголовок смешной, ситуация страшная
Озеленение балконов, лагеря для взрослых и аудиоквесты — необычные способы зарабатывать летом
Рынок

Озеленение балконов, лагеря для взрослых и аудиоквесты — необычные способы зарабатывать летом

Подборка нестандартных сезонных бизнесов
Наталья Брянцева, бренд ювелирных украшений Avgvst
Биографии

Наталья Брянцева, бренд ювелирных украшений Avgvst

Как сменить коды ОКВЭД
Советы

Как сменить коды ОКВЭД

Готовая инструкция, чтобы все сделать правильно
Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.