Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Сносить нельзя оставить. Чем отличается наружная реклама от вывески?
Реклама — двигатель торговли, вывеска — просто сообщение о том, чем и в какое время вы занимаетесь. Все просто? Отнюдь: один лишний знак может привести к штрафам, демонтажу конструкции, судебным тяжбам. Предпринимателю кажется, что он просто сообщил нужную информацию клиентам, а контролерам или конкурентам — что он рекламируется. Где кончается просто сообщение и начинается реклама? Рассказываем.
Уже реклама или еще «просто» информация?
Как закон определяет рекламу — ст. 3 Федерального законаот 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе»
Согласно закону, реклама — это любая информация, распространяемая с целью привлечь внимание неопределенного круга лиц к компании, товару, услугеи т. п. , вызвать и поддержать интерес к ней, помочь в продвижении.
Это официальная версия, но в каждом конкретном случае суды, РКН и ФАС могут толковать это определение по-разному. От их выводов зависит, будет ли на конкретную конструкцию распространяться законодательство о рекламе.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВСРФ от 31.05.2024 № 302-ЭС22-17 603 по делу № А33-12 112/2021
Ведь вывески как источник базовой информации о себе для клиентов бизнес обязан размещать, причем без разрешений, согласований и оплаты. Иногда бывают ситуации, когда согласование собственников зданий все же требуется, но это скорее исключение, чем правило.
А вот рекламную конструкцию можно ставить только с учетом множества нюансов: нужно специальное разрешение, надо соблюдать требования (по размеру, местуи т. д. ), а ещё нужно согласие владельца здания или помещений в многоквартирном жилом доме. Или хозяина территории, где размещена реклама.
Если установить рекламу незаконно — могут оштрафовать до 1 млн руб., заставить демонтировать за свой счёт, а хозяин здания или территории, где установлена конструкция, потребует компенсацию.
Вот пара примеров из жизни — и судебной практики.
Источник — постановление АС Поволжского округаот 20.08.20 № Ф06-64 039/2020
Аптека расположила на двух фасадах дома конструкции с указанием на сайт аптеки, телефон, а еще призыв к действию «Звони! Бронируй» размерами 3 х 7 кв. м и 3 х 5 кв. м. Суд счел конструкции рекламой и постановил, что лицо, их разместившее, должно уплатить собственнику помещения 279 000 руб. в счет неосновательного обогащения (т. е. дохода, полученного без законных оснований).
Источник — постановление АС Дальневосточного округаот 22.06.21 № Ф03-3015/2021
Или другой пример: ИП, занимая часть помещения по договору аренды в МКД, разместил на фасаде дома конструкцию в 15 кв. м со словами: «Честные пивоварни. Собственное производство в Хабаровском крае». На ней не было обязательных сведений о бизнесе, которые обычно размещаются на вывеске (ФИО, ОГРНИП, ИНН, местонахождение, режим работы). По мнению суда, представленные на конструкции образы и символы значительно превосходили скромную вывеску по местонахождению ИП. Суды признали конструкцию рекламной, спор закончился аналогичным образом с первым примером.
Что будет, если вывеску признают рекламой
Штраф за нарушение требований к установке рекламной конструкции — ст. 14.37 КоАП
Например, стоматолог разместил на баннере наряду с номером телефона и адресом сайта изображение нескольких счастливых пациентов и отменно здорового зуба — это еще вывеска или уже реклама? Или другая ситуация: когда жильцы дома вправе требовать от бизнеса платы за пользование их фасадом? Или контролеры — оштрафовать за нарушение требований к рекламной конструкции?
Если вывеску сочтут рекламой, то тот, кто ее установил, будет вынужден выложить немалые суммы:
К тому же, как мы убедились из примеров выше, хозяин здания, на котором размещена была якобы “вывеска”, может потребовать уплаты неосновательного обогащения,т. е. суммы, которая должна была быть уплачена, например, за аренду фасада, крыши дома.
Чем вывеска отличается от рекламной конструкции
Читайте также:
Ошибки в рекламе, за которые оштрафуют
Ключевое различие, по закону, заключается в целях:
Последнее — обязательное требование закона. До своих потребителей бизнес должен доносить базовую информацию о себе — например, фирменное наименование, адрес, режим работы. Если такой информации о бизнесе нигде нет, его оштрафуют за нарушение прав потребителей (это штрафы по ч. 1 ст. 14.8 КоАП, для ИП — до 1000 руб., для фирм — до 10 000 руб.).
О требованиях к информированию потребителей — п. 1 ст. 9 Закона РФот 07.02.92 № 2300-1
Как правило, все важное о себе бизнес сообщает на вывеске. Но вывеску можно изготовить так, что она будет яркой, красивой, привлекать внимание, порождать интереси т. п. Не будет ли такая вывеска рекламой? Все зависит от обстоятельств, места размещения, ее размеров. Но в общем случае вывеска, если она отвечает нормативным требованиям (их устанавливают, как правило, муниципалитеты) и содержит обязательные сведения, — не реклама. На нее не распространяется и закон о рекламе.
На размещение вывески не требуется разрешение, как для рекламной конструкции, хотя надо соблюдать требования местных властей. В Москве, например, действуют:
Также и в муниципалитетах могут быть установлены требования к вывескам (такое право дано им, в частности, ст. 45.1 Федерального законаот 06.10.03 № 131-ФЗ).
О признаках вывески и рекламы — Постановление Пленума ВАСот 08.10.12 № 58
А если на вывеске размещена не вся обязательная информация, выделено фирменное наименование, применен какой-то декоративный элемент?
Разберемся, как такие ситуации толкует ФАС.
Что говорит ФАС
Как закон разграничивает рекламу и вывеску — прил. № 2 к приказу ФАСот 21.06.24 № 412/24
ФАС подчеркивает, что вывеска — это информационная конструкция, содержащая сведения:
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц
Эти сведения обязательно размещать по закону и (или) в силу обычаев делового оборота. Такие вывески не считаются рекламой, даже если выполнены в яркой форме, содержат логотип, допускают динамическую смену изображений (например, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного судаот 11.02.2025 № 08АП-10 378/2024 по делу № А70-10 281/2024).
Однако вывеска становится рекламой, если содержит:
При оценке того, является ли информация рекламой или вывеской, ФАС предписывает учитывать и содержание, и обстоятельства размещения.
Например, информацию не посчитают рекламой, если:
ФАС предписывает считать рекламой, в частности:
и вообще любые сообщения, “направленные на продвижение, создание, поддержание интереса”.
Читайте также:
Маркировка рекламы в 2025 году: правила, нюансы, ответственность
Вот несколько примеров разграничения вывесок и рекламы.
Конструкция
Тип
Комментарий
Надпись «Стоматология» на фасаде соответствующей клиники
Вывеска
Не реклама, если указывает только на вид деятельности, режим работы
Надпись «Стоматология. Установка имплантов. От 15 000 руб.» на фасаде соответствующей клиники
Реклама
Есть описание услуги и цена — это продвижение
Стела АЗС с видами топлива, ценами на него
Вывеска
Указание на виды и цены — обычай делового оборота, соответствует требованиям закона (см. ст. 13 Федерального законаот 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Стела АЗС с надписью «Акция! Бесплатное ТО плюс кофе в подарок»
Реклама
Сообщение об акции, стимулирование спроса
Меню кафе на спикерфоне для заказа
Вывеска
Допустимо, находится в месте осуществления деятельности организации
Стела кафе на дороге с изображением бургера и надписью «Специальное предложение»и т. п.
Реклама
Находится не по месту нахождения, преследует цель привлечения внимания к товару
Суды говорят: размер имеет значение
Суды отделяют вывеску от рекламы по следующим критериям:
а также обязательно учитывают размеры конструкций.
Источник — определениеВС от 31.05.24 № 302-ЭС22-17 603
Например, ВС счел, что не могут рассматриваться как вывеска конструкции совокупной площадью 48,4 кв. м (два настенных панно и две каркасные конструкции), хотя нижестоящие инстанции никаких нарушений не увидели.
И, напротив, суды не признавали рекламными конструкциями:
Так как отличить рекламу от вывески?
Каждую ситуацию и каждую конструкцию надо оценивать индивидуально. Ведь и у судей нет единого мнения о том, в какой момент вывеска становится рекламной конструкцией. Но можно почти с уверенностью утверждать, что доказать, что конструкция — вывеска, будет легче, если на ней есть:
При этом сама конструкция не должна выходить за рамки размеров, соответствующих местным требованиям, предъявляемым к вывескам, и располагаться должна в непосредственной близости к занимаемому помещению. А еще не стоит размещать на ней призывы к действию вроде “покупайте” или “бронируйте”.
Напротив, объекты, которые превышают размеры допустимых вывесок и к тому же:
суды и контролеры с большой долей вероятности расценят как рекламные конструкции.
Итак, правильно оформленная вывеска поможет клиентам найти вас, а вам — не попасть на штрафы за нарушения. А корректно оформленная и установленная реклама сделает ваш бизнес заметным и конкурентоспособным. Главное — не перепутать.
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц