i
×

Издание для бизнеса.

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Меньше хайпа, больше пользы!

Рекламные смски чужим клиентам

Всё, что доставляет удовольствие маркетологу, — дорого, незаконно или ведет к штрафам антимонопольной службы.
15 ноября
1406
28
2

Читатель Евгений спрашивает:

У меня салон красоты. Маркетолог говорит, что нам нужна смс-рассылка для потенциальных клиентов. Своей базы телефонов нет, поэтому хотим купить готовую. Я могу купить базу и разослать рекламу?

Эксперты — Максим Лагутин, основатель компании по защите персональных данных «Б-152», и Елена Янина, управляющий партнер юрфирмы «Янина и партнеры». Записалa Светлана Дучак, редактор.

Отвечаем: покупать базу номеров не стоит

Как рассылать смс без штрафа

Реклама в смс — это законно, но при условии, что клиенты дали согласие на обработку персональных данных и получение рекламных смс. Если салон красоты из нашего примера просто так разошлет смс, он рискует штрафом:

за нарушение закона о персональных данных — 75 000 рублей, статья 13.11;

закона о рекламе — до 500 000 рублей, статья 14.3 о рекламе.

Согласие и телефон клиентов можно собирать через анкету на скидочную карту или сайт, например вот так:

Есть компании, которые не хотят собирать свою базу телефонов, поэтому покупают готовую, и вот здесь начинаются проблемы. Чтобы купить и воспользоваться чужой базой, должно быть два согласия:

Запрещено продавать базы номеров без согласия — 7-я статья закона «О персональных данных»

сначала клиент соглашается, что его телефон передадут кому-то еще. Допустим, Марина отдает пуховик в химчистку и оставляет телефон, чтобы химчистка прислала смс, когда пуховик будет готов. Теперь у химчистки есть телефон Марины, но его нельзя передавать кому-то еще без разрешения Марины.

Для смс-рекламы нужно согласие абонента — 18-я статья закона «О рекламе»

потом дает согласие на рекламу от конкретной компании. Вот салон красоты покупает базу, а там — чьи-то телефоны. Для рассылки рекламы салону надо получить согласие от каждого, кто есть в базе.

Кажется, если телефон опубликован в открытом доступе, например, на Авито, его можно использовать для рекламы. Это не так. Марина, которая продает на Авито холодильник и оставила свой номер, не дала согласие на рекламу других компаний. Если салон красоты купит номер Марины и будет отправлять смс, он нарушит закон.

Продавец базы пишет, что собрал телефоны из открытых источников, в законе это называется «общедоступные данные». Такую базу купить можно, но нельзя сразу использовать. Придется заручиться согласием на рассылку рекламы

Возможно, продавец базы скажет, что он получил согласие на передачу телефона и заодно на рекламу от любых компаний. Даже если он такое пообещает, лучше, чтобы обещание оказалось в договоре на продажу базы. Если клиент пожалуется, придется доказывать, что это не вы взяли телефон откуда-то, а продавец базы. Причем он гарантировал, что с согласиями всё в порядке.

Насколько мы знаем, продавцы баз работают без договора. Вот письмо одной такой компании:

Обычно сделка с продавцом проходит так: вы платите на карточку физлица или киви-кошелек и получаете по почте базу. Без договора.

Смс-рассылка без покупки базы

Если готовы рассылать смс, есть способ обойтись без покупки базы. Для этого понадобится посредник. Посредник — компания, которая собирает телефоны и согласия на смс-рекламу, а потом рассылает сообщения. При этом базу телефонов никому не передает.

Чаще всего, посредники — операторы сотовой связи и компании, которые специализируются на рассылках, например, Поток-смс.

Для уверенности, что посредник не подведет, советуем проверить договор на рассылку. Например, МТС по договору гарантирует: отправляем сообщения только тем, кто дал согласие.

Посредник «Поток-смс» тоже дает гарантии:

Покупатель — салон красоты, и он не отвечает за согласие клиентов на смс

Елена Янина

Советую договориться с посредником, чтобы он рассылал смс от своего имени. Если человек согласился получать рекламу от компании «Смс-рассылки», пусть в строке отправителя будет «Смс-рассылки», даже если в рекламе речь о салоне красоты. Это поможет оспорить штраф, если что-то пойдет не так.

Есть компании, которые помогают технически разослать смс: загружаете базу телефонов и рассылаете смс через программу. При этом они не несут ответственность за рассылку.

Компания требует, чтобы заказчик рассылки получил согласие клиентов. Из соглашения «Смс-айро»

Если в договоре с компанией есть фраза, что она «предоставляет подключение к электросвязи» или «обеспечивает техническую возможность» — скорее всего, ответственность на заказчике рассылки. Салон красоты отправляет смс без согласия — ему и разбираться со штрафами.

Новое

Как зарегистрировать договор аренды в Росреестре

Бывает, предприниматель арендует помещение, а собственник в какой-то момент отказывается продлевать договор и просит съехать. Перспектива так себе, но ее можно избежать.
30 ноября
1110
20
2

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.