Издание для бизнеса.
Меньше хайпа, больше пользы!

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Проект Модульбанка

Написать в редакцию: editors@modulbank.ru

Проект ведут — Yellow Yeti

Дизайн — Интуиция

Веб-разработка — Кортекс

Рекламные смски чужим клиентам

Рекламные смски чужим клиентам

Всё, что доставляет удовольствие маркетологу, — дорого, незаконно или ведет к штрафам антимонопольной службы.
15 ноября 2018
21094
6

Читатель Евгений спрашивает:

У меня салон красоты. Маркетолог говорит, что нам нужна смс-рассылка для потенциальных клиентов. Своей базы телефонов нет, поэтому хотим купить готовую. Я могу купить базу и разослать рекламу?

Эксперты — Максим Лагутин, основатель компании по защите персональных данных «Б-152», и Елена Янина, управляющий партнер юрфирмы «Янина и партнеры». Записалa Светлана Дучак, редактор.

Отвечаем: покупать базу номеров не стоит

Как рассылать смс без штрафа

Реклама в смс — это законно, но при условии, что клиенты дали согласие на обработку персональных данных и получение рекламных смс. Если салон красоты из нашего примера просто так разошлет смс, он рискует штрафом:

за нарушение закона о персональных данных — 75 000 рублей, статья 13.11;

закона о рекламе — до 500 000 рублей, статья 14.3 о рекламе.

Согласие и телефон клиентов можно собирать через анкету на скидочную карту или сайт, например вот так:

Есть компании, которые не хотят собирать свою базу телефонов, поэтому покупают готовую, и вот здесь начинаются проблемы. Чтобы купить и воспользоваться чужой базой, должно быть два согласия:

Запрещено продавать базы номеров без согласия — 7-я статья закона «О персональных данных»

сначала клиент соглашается, что его телефон передадут кому-то еще. Допустим, Марина отдает пуховик в химчистку и оставляет телефон, чтобы химчистка прислала смс, когда пуховик будет готов. Теперь у химчистки есть телефон Марины, но его нельзя передавать кому-то еще без разрешения Марины.

Для смс-рекламы нужно согласие абонента — 18-я статья закона «О рекламе»

потом дает согласие на рекламу от конкретной компании. Вот салон красоты покупает базу, а там — чьи-то телефоны. Для рассылки рекламы салону надо получить согласие от каждого, кто есть в базе.

Кажется, если телефон опубликован в открытом доступе, например, на Авито, его можно использовать для рекламы. Это не так. Марина, которая продает на Авито холодильник и оставила свой номер, не дала согласие на рекламу других компаний. Если салон красоты купит номер Марины и будет отправлять смс, он нарушит закон.

Продавец базы пишет, что собрал телефоны из открытых источников, в законе это называется "общедоступные данные". Такую базу купить можно, но нельзя сразу использовать. Придется заручиться согласием на рассылку рекламы

Возможно, продавец базы скажет, что он получил согласие на передачу телефона и заодно на рекламу от любых компаний. Даже если он такое пообещает, лучше, чтобы обещание оказалось в договоре на продажу базы. Если клиент пожалуется, придется доказывать, что это не вы взяли телефон откуда-то, а продавец базы. Причем он гарантировал, что с согласиями всё в порядке.

Насколько мы знаем, продавцы баз работают без договора. Вот письмо одной такой компании:

Обычно сделка с продавцом проходит так: вы платите на карточку физлица или киви-кошелек и получаете по почте базу. Без договора.

Смс-рассылка без покупки базы

Если готовы рассылать смс, есть способ обойтись без покупки базы. Для этого понадобится посредник. Посредник — компания, которая собирает телефоны и согласия на смс-рекламу, а потом рассылает сообщения. При этом базу телефонов никому не передает.

Чаще всего, посредники — операторы сотовой связи и компании, которые специализируются на рассылках, например, Поток-смс.

Для уверенности, что посредник не подведет, советуем проверить договор на рассылку. Например, МТС по договору гарантирует: отправляем сообщения только тем, кто дал согласие.

Посредник "Поток-смс" тоже дает гарантии:

Покупатель — салон красоты, и он не отвечает за согласие клиентов на смс

Елена Янина

Советую договориться с посредником, чтобы он рассылал смс от своего имени. Если человек согласился получать рекламу от компании «Смс-рассылки», пусть в строке отправителя будет «Смс-рассылки», даже если в рекламе речь о салоне красоты. Это поможет оспорить штраф, если что-то пойдет не так.

Есть компании, которые помогают технически разослать смс: загружаете базу телефонов и рассылаете смс через программу. При этом они не несут ответственность за рассылку.

Компания требует, чтобы заказчик рассылки получил согласие клиентов. Из соглашения «Смс-айро»

Если в договоре с компанией есть фраза, что она «предоставляет подключение к электросвязи» или «обеспечивает техническую возможность» — скорее всего, ответственность на заказчике рассылки. Салон красоты отправляет смс без согласия — ему и разбираться со штрафами.

Полезные ссылки:
регистрация ип удаленно с помощью эцп перечень видов деятельности без регистрации ип алгоритм работы с недовольными клиентами отправка отчетности в электронном виде закрыть ип сразу после открытия деньги на бизнес с нуля от государства сайты для проверки контрагентов кого нельзя отправлять в командировку сообщение о незаконной предпринимательской деятельности spy сервисы для арбитража трафика работа с агрессивными клиентами как посчитать упущенную выгоду для суда образец блокировка на сайте налоговой проверить контрагента на сайте право автора на имя программа для выставления счетов и товарных накладных сообщение о смене директора сервисы для арбитража трафика ответственность за нарушение прав на товарный знак как ответить налоговой о низкой заработной плате тарифы таможенных пошлин реестр операторов пдн beru ru контакты как привлечь генерального директора к уголовной ответственности упрощенные системы налогообложения усн принцип работы можно ли торговать на улице без разрешения зачем нужен транзитный валютный счет ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность в рф 220 вольт фулфилмент фулфилмент тарифы кто несет ответственность за проведение лотереи кооперативные организации овердрафт отзывы паушальные цены терминал для расчета банковскими картами
Актуальное

Когда сотрудникам нужен медосмотр

Понятно, что медосмотр проходят все, кто работает с людьми или едой. И совсем неожиданно, что он нужен тем, кто печатает на компьютере, но это так.
23 ноября 2018
18095
3
Свежак

Как платить больничные и декретные в 2023 году

Что нужно знать предпринимателям, которые наняли работников по гражданско-трудовому договору
3 февраля
50
0

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста
Не получилось отправить :-|

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.