На сайт банка

Семнадцать лет назад Давид Папаскири открыл прачечную в Петербурге. Теперь в городе работает сорок прачечных, а сеть представлена в тринадцати городах.

Эксперт — Давид Папаскири, владелец сети прачечных. Записалa Евгения Нигматуллина, редактор.

Прачечная от 2,5 миллиона рублей

У меня сеть прачечных по России: люди приносят грязные вещи, а через два часа забирают сухими и чистыми в красивом пакете. Стираем одежду, пуховики, постельное белье, мебельные чехлы, горнолыжные костюмы, одеяла, попоны для лошадей. Стирка пяти килограммов вещей обходится в сто рублей.

Поначалу я совмещал бизнес и работу по найму, сейчас прачечные — основной источник дохода.

Прачечные открывали чикагские мафиози во времена Великой Депрессии. Гангстеры подмешивали криминальные деньги в выручку прачечных, потому что услуги оплачивались наличными и отследить, сколько человек воспользовались стиркой, было невозможно. С тех пор процесс превращения нелегальных денег в легальные называется отмыванием.

Застройщик в Америке строит новый дом — закладывает место под прачечную. Жильцы экономят силы на стирку и пространство в квартире, управляющая компания избавляется от протечек и коротких замыканий бытовых машинок. Прачечные берегут экологию: одной машиной пользуется двадцать семей — значит, двадцать домашних машинок не будут разлагаться на свалке.

Чтобы открыть прачечную с новым профессиональным оборудованием, нужны вложения от 2,5 миллиона рублей.

 

 

Разовые расходы для открытия

Оборудование

2 000 000 ₽

Реклама

100 000 ₽

Всего

2 100 000 ₽

Платить ежемесячно

Аренда

До 200 000 ₽

Коммуналка

До 20 000 ₽

Зарплата

60 000 ₽ на двоих

Расходники

8% от оборота

Всего

350 000 ₽

Мы берем на себя стирку и формируем новый рынок

За первой прачечной наблюдал год, пока не убедился, что бизнес работает. Сначала считали клиентов: сегодня пять пришло, завтра шесть, через месяц десять. Постепенно народ протоптал тропинку к нашей прачечной, оценил формат и рассказал своим — заработала сарафанка. Люди ездили через весь город стирать пуховики, потому что дома нельзя, а в химчистке в пять раз дороже. Сегодня наши прачечные работают в тринадцати городах России.

В прачечные люди приходят не только за стиркой, но и за впечатлением. Там светло, красиво, тепло встречают, оборудование такое, какого дома нет
Клиенты любят выбирать кондиционер для стирки белья по запаху, поэтому они у нас в свободном доступе
Есть клиенты, которые ненавидят гладить постельное белье. В большинстве прачечных у нас установлен каток для проглаживания наволочек и пододеяльников. Простыни на резинке не гладим, так как по краям выгладить их невозможно
Администратор регулирует очередь: если клиент придет, когда все машинки заняты, он не будет ждать, а оставит свои вещи

Культура потребления развивается: люди привыкают перекладывать домашние дела на других. Мы берем на себя стирку и формируем новый рынок.

В больших городах люди по-другому относятся к расходам: готовы заплатить за стирку, чтобы сэкономить время. Мы открыли прачечную в Мурино в Петербурге — вышли на оборотную окупаемость через два месяца. В небольшом городе прачечная через год будет только набирать обороты.

Прачечная в Приморском районе Петербурга. Бесхозные подвалы и цокольные этажи отлично подходят для прачечных: есть отдельный вход, удобно подводить необходимую мощность
Прачечная в Меге Парнас. Ашан дал нам специальную цену на аренду: пока клиенты ждут белье, они тратят деньги в гипермаркете

Прачечные окупаются за три-пять лет. Я ориентирую франчайзи смотреть на динамику продаж: если в первый месяц было тридцать стирок, а во второй сорок — дело движется. У нас есть мастер-франшиза: полностью отдаем город одному франчайзи.

Бюджет на открытие
Паушальный взнос
Роялти

От 3,5 млн ₽ (с новым оборудованием)

350 000 — 700 000 ₽ (зависит от города)

10 000 — 12 000 ₽ (фиксированная цена, не зависит от оборота)

На старте этот бизнес требует покупки профессионального оборудования — комплект обойдется в два миллиона рублей.

Иногда франчайзи думают так: поставим бытовые машинки, чтобы открыться, выйдем на окупаемость и тогда уже купим профессиональные. Идут на компромисс с качеством и совершают ошибку. Люди к ним не вернутся: клиентам изначально будет неинтересно, если в прачечной машинка, как дома. Нашим франчайзи мы даем оборудование в аренду или продаем машинки, на которых уже поездили.

Профессиональные машинки стоят два миллиона рублей из-за качества и долговечности. Срок службы профессионального оборудования — тридцать тысяч циклов стирки, а хорошего бытового — только две тысячи циклов
Это наша автоматическая система подачи жидкой химии: моющие средства подаются в 10-15 машин централизованно в соответствии с выбранной программой стирки

Сделать белье чистым можно разными способами: прокипятить на ста градусах или поместить в среду тяжелой химии. Прачечные — не химчистка и не домашний вариант, мы предлагаем другой формат стирки. Температура воды в наших машинках — 60 градусов, моющие средства впрыскиваются в барабан во время цикла стирки. Не используем агрессивную химию, поэтому ткань не изнашивается.

Раньше администратор сто пятьдесят раз в день подходил к машинкам, чтобы засыпать порошок, кондиционер и пятновыводитель. Чтобы освободить администратору руки, мы внедрили систему подачи жидкой химии: моющие средства из контейнеров самостоятельно попадают в барабаны машинок по шлангам. Рынок не смог предложить нам готовый вариант, поэтому систему придумали сами — планируем довести ее до ума и продавать технологию на сторону.

«После вашей стирки вещь пятнами пошла»

К нам приходят люди, которые живут по соседству. О прачечной узнают из флаеров в почтовом ящике, замечают яркие вывески и банеры. В первый раз приходят постирать пуховик по акции, узнают, что мы гладим пододеяльники на катке за двадцать рублей и приносят постельное белье — так прачечная обрастает постоянными клиентами.

Часто первые клиенты приходят с флаерами на скидку — акции устраиваем, когда открывается новая прачечная

Администраторов прачечных обучаем технологиям стирки, чтобы консультировали клиентов. Производители одежды не всегда дают верную информацию об уходе: стирать только руками, машинная стирка не подойдет. Мы такую одежду принимаем — наши машинки вещи не испортят. Пуховики с натуральным мехом стирать нельзя, если человек настаивает, администратор говорит: «Под вашу ответственность» и просит клиента написать расписку.

Китайский производитель выпустил на рынок недорогую, но некачественную партию пуховиков: для наполнения использовали пух не водоплавающей птицы, а обычной. Пух при нагреве выделил вещества, и вещь стала пупырчатой. Клиенты говорили: «Смотрите, пятнами вещь пошла после стирки». Это брак производителя, но проявился только после сушки, поэтому негатив достался нам.

Форс-мажоры с клиентами решаются в чате: управляющие проинструктировали администраторов, чтобы не принимали пуховики этого производителя. Если брак происходит по нашей вине — выплачиваем компенсацию.

Пятна бывают разные, бывает, что пятно разрушило структуру ткани и сделать ничего нельзя. Мы не можем давать 100% гарантии, что отстираем пятно. Но с каждым клиентом мы пытаемся найти общий язык

Нормы для прачечных обновляли в 1993 году

В начале двухтысячных открыть прачечную в университете было просто: проректор назначал цену аренды и выдавал ключи. В 2020 году нужно разрешение министерства образования. Получить разрешение трудно из-за бюрократии.

Без разрешения университеты работать боятся, но в изолированных студгородках негде стирать одежду. Иногда мы открываемся без согласования с министерством образования, заключаем договор аренды с университетом. Приходят проверки — показываем бумаги, что процесс идет. Иногда бумаг не хватает и работу приостанавливают, но чаще нет. Исполнительные органы понимают, что система несовершенна, и закрывают глаза на нарушения.

Прачечные — социально полезный бизнес. В 2016 году мы совместно с благотворительным фондом «Ночлежка» открыли бесплатную прачечную для бездомных

В нормативных документах, которые регулируют работу прачечных, не учитываются современные материалы и оборудование. Последний раз документы обновляли в 1993 году. Для сферы общепита нормы обновляются чаще, потому что ресторанов много, а прачечных нет.

Бизнес должен самостоятельно выстраивать диалог с властью. Для прачечных устарели нормы про размеры помещений, используемые материалы — составляем обращение в Роспотребнадзор о замене этих норм.

Когда решаешь проблему клиента, бизнес растет

За пятнадцать лет работы бизнес вырос: мы не только стираем одежду студентам, но и гладим постельное белье и костюмы, доставляем вещи на дом, приводим в порядок обувь. Хороший продукт появляется, когда решаешь конкретную проблему.

Мы отказывали людям в стирке старых бабушкиных подушек: перья разлетались по барабану и портили оборудование. Клиенты всё равно приносили подушки, и мы придумали, как очищать наперники сухим способом.

Сухая чистка подушек избавляет от перьевых клещей. Услуга стоит 500 рублей

Человек приносит в стирку кеды — сделать их чистыми в барабане машинки нельзя. Мы увидели потребность и запустили сервис по чистке обуви на базе наших прачечных. Почистить обувь клиенту удобно: вместе с очередной стиркой захватил пару грязных ботинок, а через пару дней забрал обновленную пару

В группе Вконтакте можно прислать фотографии и получить бесплатную консультацию, сколько будет стоить привести в порядок обувь. Чистка стоит от 600 рублей

Иногда нужно привести в порядок одежду из шелка или шерсти или почистить шубу из натурального меха — это хлеб химчисток. Во Франции, Германии и Италии химчистки запрещены, потому что они вредны для экологии и сотрудников: для чистки используют тяжелую химию, которую сливают в водосток. В России запретов на химчистки нет, но мы связываться с тяжелой химией не хотели.

Вместо химчистки запустили в Петербурге аквачистку — отходы от аквачистки безопасны, их можно сливать в водосток с меньшим вредом для экологии и сотрудников. Процесс похож на химчистку: ткань помещается в барабан, но обрабатывается не в среде тяжелой химии, а в воде с реагентами. Аквачистка дороже химчистки, но безопасность того стоит.

Мне интересно делать бизнес в России, даже когда я сталкиваюсь с несовершенством законодательства или постоянными проверками. Приятно быть первым и вдохновлять последователей.

Еще какие-то статьи
Все отрасли Легализация майнинга, реестр для блогеров, комиссия за СБП, электронный воинский учет и другое
Легализация майнинга, реестр для блогеров, комиссия за СБП, электронный воинский учет и другое
1 ноября
10 мин
Интервью «Как я отказалась от собственного производства одежды в пользу контрактного»‎
«Как я отказалась от собственного производства одежды в пользу контрактного»‎
Почему выгоднее производить по контракту и как выбрать предприятие, которое не подведет
30 августа
7 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Как бизнесу устанавливать цены на свои услуги
Советы

Как бизнесу устанавливать цены на свои услуги

Чтобы клиент не спрашивал: «Почему так дорого?»
Легализация майнинга, реестр для блогеров, комиссия за СБП, электронный воинский учет и другое
Дайджест

Легализация майнинга, реестр для блогеров, комиссия за СБП, электронный воинский учет и другое

Можно ли платить меньше на УСН с помощью налогового туризма?
Советы

Можно ли платить меньше на УСН с помощью налогового туризма?

О том, как работают льготные ставки по УСН сейчас и почему скоро все изменится
Деньги на ферму от государства: как устроен рынок грантов и субсидий для сельского хозяйства
Советы

Деньги на ферму от государства: как устроен рынок грантов и субсидий для сельского хозяйства

О том, какой бизнес и где может получить господдержку
Банк продает кофе. Зачем?
Рынок

Банк продает кофе. Зачем?

Зачем блогерам-десятитысячникам регистрироваться в Роскомнадзоре и при чем тут бизнес
Советы

Зачем блогерам-десятитысячникам регистрироваться в Роскомнадзоре и при чем тут бизнес

Объясняем, что за реестр теперь ведет Роскомнадзор и что случится, если в него не попасть
Как бизнесу устанавливать цены на свои услуги
Советы

Как бизнесу устанавливать цены на свои услуги

Чтобы клиент не спрашивал: «Почему так дорого?»
И такое бывает

Арендодатель не дает съехать из-за ремонта

Арендодатель потребовал у съемщика девятьсот тысяч рублей за просрочку аренды. По документам съемщик не съехал, а продолжал снимать помещение и не платил, вот и накопилась просрочка. Причина просрочки — в ремонте: арендодатель не отпускал съемщика, пока тот не сделает ремонт.
10 июля 2018
37257
7

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.