На сайт банка

Предприниматель Сергей Соловьев открыл несколько независимых книжных в Екатеринбурге, а в 2017 году решил, что этот бизнес можно вести и в малых городах. Так в Верхней Пышме с населением 70 тыс. человек появился один из лучших книжных магазинов в стране — с лекторием и кофейней. Рассказываем, каким был изначальный бизнес-план и как руководство планирует развиваться в 2022 году.

Эксперт — Сергей Соловьев, предприниматель. Записалa Алина Закусина.

Где есть независимые книжные магазины

Столица независимых книжных магазинов — это Санкт-Петербург. Там есть известные магазины «Подписные издания» и «Все свободны». Но даже без Питера и Москвы в регионах много маленьких, несетевых магазинов. Есть классные книжные в Иркутске, в Тюмени, Ростове-на-Дону, Новосибирске. Даже на Камчатке есть независимый магазин, причем они возят книги морем, потому что туда не ходят поезда и на автомобиле тоже не проехать.

Зачем открывать книжные в малых городах

В 2013 году в Первоуральске я курировал книжную программу в проекте Дома новой культуры (ДНК). Потом в этом же городе мы решили сделать свою программу на городском фестивале в парке. Несмотря на то что это был День металлурга, лекции и стеллажи с книгами были очень востребованы. Среди людей был заметен «культурный голод». Тогда я подумал, что книжные в маленьких городах — это довольно перспективная история. Тем более что там ниже конкуренция.

У меня сформировалась концепция того, как это может выглядеть. Как раз тогда через знакомых я узнал, что в Верхней Пышме есть полузаброшенный книжный магазин, который работает на грани закрытия. Собственники думали делать из него ресторан, но пока не отбрасывали вариант сохранить магазин. И я пришел к ним со своей концепцией.

Как относятся горожане

Наше здание — это старейший книжный магазин Урала. Он открыт с 1978 года и с тех пор не менял своего назначения. Поэтому в городе к нему сформировалось особое отношение. Есть горожане, которые считают, что это одна из достопримечательностей Верхней Пышмы, но кому-то магазин не нравятся. Так, у нас появилось народное название — «Крематорий». Скорее всего, из-за темного цвета и крупных модернистских треугольников на фасаде.

При этом мы были номинантами архитектурных премий и побеждали во всероссийских конкурсах на лучший книжный магазин. За последний год мы получили:

  • звание «Лучший офлайн книжный магазин региона» от издательства МИФ;
  • премию «Лучший управляющий» в конкурсе Российской книжной палаты;
  • номинацию на премию «Золотой Трезини» как «Лучший реализованный проект интерьера общественного пространства».

То есть как минимум мы лучший книжный магазин в регионах и один из лучших книжных магазинов в России.

Но многие люди не понимают, что мы книжный магазин, и думают, что мы библиотека. В массовом сознании книжных магазинов не существует. Мы развращены бесплатным образованием, поэтому многие люди воспринимают его как повинность. Вот в том числе из-за того, что оно навязанное. Человеку сложно представить, что есть люди, которые приходят в магазин и покупают там книгу, чтобы ее почитать. Скорее, в массовом сознании эту книгу тебе должны выдать в школе и заставить тебя ее прочитать.

Обеспечение вашего бизнеса с CafeStore

Экономьте до 40% на закупках кофе, кофейного оборудования и сопутствующих товаров

Узнать

Как менялся бизнес-план

Мы закрыли магазин на реконструкцию в 2017 году и первый бизнес-план тоже написали в этом году. Изначально здесь планировался коворкинг, а не кофейня. Но уже в 2019 году мы точно знали, что никакого коворкинга не будет, просто потому что кофейня выгоднее. Насколько зашел бы формат коворкингов в Пышме, было совсем неочевидно. Кофейню сначала планировали сдавать в аренду, но потом поняли, что хотим сделать свою.

С самого начала мы понимали, что будет лекторий. Он воспринимался как статья рекламных расходов. Мы считали, что создаем его не столько для заработка, сколько для привлечения трафика в магазин и кофейню. Через лекторий мы считали лиды — количество людей и средний чек. Потом поняли, что таким образом экономика не сходится, и начали переводить лекторий на самоокупаемость.

Как изменились продажи за последние полгода

Относительно выручки аналогичных периодов прошлых лет в этом году мы заработали больше. То есть плановая динамика у нас есть, и она даже чуть выше, чем ожидалось. Но насколько мы были бы выше этой цифры, если бы в сентябре не объявили мобилизацию, — мы не знаем. Можем мечтать о том, что, скорее всего, было бы выше, но не факт.

Проблемы с поставками книг

С поставщиками стало сложно еще во время ковида. В 2020 году сломалась логистическая связь по всему миру, и стало сложно доставлять не только книги, но и бумагу для типографии, и реагенты. Все это стало дороже и даже начался издательский коллапс, когда в типографиях просто не успевали печатать тиражи и, соответственно, повышали цены.

Очень много заказов тогда перенаправили в Китай. Это вообще передовая издательская страна. Там самые лучшие книжные магазины, самые лучшие издательства, самые оперативные переводы и огромный объем рынка по деньгам и по динамике. Поэтому издатели стали налаживать логистику в этом направлении.

Хотя многие продолжают печататься в Европе. Сейчас этот канал перекрыт, но все равно есть выходы на издательства и возможность привозить книги через параллельный импорт. У нас с февраля сильно повысились цены на европейские книги, в какой-то момент мы даже прекратили закупки. Сейчас постепенно возобновляем, но сколько это продлится — пока тоже неизвестно. Главный вопрос для нас сейчас — будет ли спрос.

Стоит ли сейчас открывать книжный магазин

Наверное, сейчас я бы советовал диверсифицироваться. В те же 90-е люди открывали фирмы и торговали всем — от компьютеров до подсолнечного масла. Например, у нас получилось довольно диверсифицированное пространство: это лекторий, книжный магазин и кофейня. Плюс лекторий мы сдаем в аренду и организуем выездные мероприятия. То есть мы стараемся делать все, что в наших компетенциях, расширять их и искать новые форматы, которые тоже смогут приносить доход.

Кстати, сейчас у нас строится еще один книжный магазин. Поэтому я не могу ответить на вопрос, стоит ли кому-то открывать книжный магазин. Но мы будем.

Вообще наш проект запустился в 2020 году, поэтому мы такие «дети чумы» За тот период мы выработали стратегию и определили базовые вещи, которые точно должны делать. Мы научились быть более предприимчивыми и подвижными. Поэтому 2022 год для нас уже не так страшен.

Развитие книжного магазина в 2022 году

План развития заключается в том, чтобы увеличивать торговые площади. Здание спроектировано в семидесятые годы как муниципальный объект, и никто не думал о том, как это будет окупаться. Поэтому сейчас у нас большой земельный налог и для обслуживания здания наших торговых площадей недостаточно.

Возможно, таких проблем бы не было, если бы мы открыли ресторан или переориентировались с продажи книг на продажу чего-то другого. Но мне сейчас сложно представить, что это могло бы быть. Если бы я знал, мы бы это уже сделали.

Сегодня кроме основного магазина в Пышме у нас есть магазин в Екатеринбурге и сувенирная лавка в музее в Верхней Пышме. Плюс еще один магазин строится. То есть при сохранении управленческого персонала и всей площади основного магазина мы можем держать эту большую сеть, базируясь на этом здании.

Конечно, это не совсем стандартная история независимых магазинов. Мы все-таки большой независимый книжный, даже по сравнению со столичными. Например, сейчас мы планируем увеличивать продажи кофейни. Когда мы открывались, кофейня имела выручку в два раза меньше, чем книги, сейчас продажи кофе уже сравнялись с книгами. И если по продажам книг мы вышли на максимальные значения, которых можем достигнуть, то у кофейни еще есть потенциал.

По-настоящему бесплатный тариф для бизнеса!

Бесплатная бухгалтерия, перевод до 250 тыс. руб. на личную карту без комиссии и бесплатные платежки контрагентам

Узнать
Еще какие-то статьи
Все отрасли Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?
Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?
9 февраля
10 мин
История Я не хочу, но участвую в «черной пятнице»
Я не хочу, но участвую в «черной пятнице»
Селлер — о наболевшем: почему распродажи — это не манна небесная
16 ноября 2023
14 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?
Интерактив

Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?

Как выйти из невыгодной распродажи на маркетплейсе
Советы

Как выйти из невыгодной распродажи на маркетплейсе

Следить за продажами, медленно повышать цену, запускать рекламу
Новые требования к хостинг-провайдерам, проверки пивоваров и ужесточение контроля за взысканием долгов
Дайджест

Новые требования к хостинг-провайдерам, проверки пивоваров и ужесточение контроля за взысканием долгов

Сможете ли вы вести бизнес в 2024 году?
Интерактив

Сможете ли вы вести бизнес в 2024 году?

Пять ситуаций, когда бизнес может снизить административный штраф
Советы

Пять ситуаций, когда бизнес может снизить административный штраф

Или избежать его вовсе
Как не допустить выгорания сотрудников
Советы

Как не допустить выгорания сотрудников

И что делать, если кто-то из них уже выгорел
Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?
Интерактив

Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?

Актуальное

Когда сотрудникам нужен медосмотр

Понятно, что медосмотр проходят все, кто работает с людьми или едой. И совсем неожиданно, что он нужен тем, кто печатает на компьютере, но это так.
23 ноября 2018
19722
3
Свежак

Как устроен рынок крафтовых сыроварен

Сколько стоит ошибка сыровара при отборе молока и как туризм влияет на продажи сыра
15 февраля
287
0

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.