Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
«Многие люди думают, что мы — библиотека»
Предприниматель Сергей Соловьев открыл несколько независимых книжных в Екатеринбурге, а в 2017 году решил, что этот бизнес можно вести и в малых городах. Так в Верхней Пышме с населением 70 тыс. человек появился один из лучших книжных магазинов в стране — с лекторием и кофейней. Рассказываем, каким был изначальный бизнес-план и как руководство планирует развиваться в 2022 году.
Где есть независимые книжные магазины
Столица независимых книжных магазинов — это Санкт-Петербург. Там есть известные магазины «Подписные издания» и «Все свободны». Но даже без Питера и Москвы в регионах много маленьких, несетевых магазинов. Есть классные книжные в Иркутске, в Тюмени, Ростове-на-Дону, Новосибирске. Даже на Камчатке есть независимый магазин, причем они возят книги морем, потому что туда не ходят поезда и на автомобиле тоже не проехать.
Зачем открывать книжные в малых городах
В 2013 году в Первоуральске я курировал книжную программу в проекте Дома новой культуры (ДНК). Потом в этом же городе мы решили сделать свою программу на городском фестивале в парке. Несмотря на то что это был День металлурга, лекции и стеллажи с книгами были очень востребованы. Среди людей был заметен «культурный голод». Тогда я подумал, что книжные в маленьких городах — это довольно перспективная история. Тем более что там ниже конкуренция.
У меня сформировалась концепция того, как это может выглядеть. Как раз тогда через знакомых я узнал, что в Верхней Пышме есть полузаброшенный книжный магазин, который работает на грани закрытия. Собственники думали делать из него ресторан, но пока не отбрасывали вариант сохранить магазин. И я пришел к ним со своей концепцией.
Как относятся горожане
Наше здание — это старейший книжный магазин Урала. Он открыт с 1978 года и с тех пор не менял своего назначения. Поэтому в городе к нему сформировалось особое отношение. Есть горожане, которые считают, что это одна из достопримечательностей Верхней Пышмы, но кому-то магазин не нравятся. Так, у нас появилось народное название — «Крематорий». Скорее всего, из-за темного цвета и крупных модернистских треугольников на фасаде.
При этом мы были номинантами архитектурных премий и побеждали во всероссийских конкурсах на лучший книжный магазин. За последний год мы получили:
То есть как минимум мы лучший книжный магазин в регионах и один из лучших книжных магазинов в России.
Но многие люди не понимают, что мы книжный магазин, и думают, что мы библиотека. В массовом сознании книжных магазинов не существует. Мы развращены бесплатным образованием, поэтому многие люди воспринимают его как повинность. Вот в том числе из-за того, что оно навязанное. Человеку сложно представить, что есть люди, которые приходят в магазин и покупают там книгу, чтобы ее почитать. Скорее, в массовом сознании эту книгу тебе должны выдать в школе и заставить тебя ее прочитать.
Экономьте до 40% на закупках кофе, кофейного оборудования и сопутствующих товаров
Как менялся бизнес-план
Мы закрыли магазин на реконструкцию в 2017 году и первый бизнес-план тоже написали в этом году. Изначально здесь планировался коворкинг, а не кофейня. Но уже в 2019 году мы точно знали, что никакого коворкинга не будет, просто потому что кофейня выгоднее. Насколько зашел бы формат коворкингов в Пышме, было совсем неочевидно. Кофейню сначала планировали сдавать в аренду, но потом поняли, что хотим сделать свою.
С самого начала мы понимали, что будет лекторий. Он воспринимался как статья рекламных расходов. Мы считали, что создаем его не столько для заработка, сколько для привлечения трафика в магазин и кофейню. Через лекторий мы считали лиды — количество людей и средний чек. Потом поняли, что таким образом экономика не сходится, и начали переводить лекторий на самоокупаемость.
Как изменились продажи за последние полгода
Относительно выручки аналогичных периодов прошлых лет в этом году мы заработали больше. То есть плановая динамика у нас есть, и она даже чуть выше, чем ожидалось. Но насколько мы были бы выше этой цифры, если бы в сентябре не объявили мобилизацию, — мы не знаем. Можем мечтать о том, что, скорее всего, было бы выше, но не факт.
Проблемы с поставками книг
С поставщиками стало сложно еще во время ковида. В 2020 году сломалась логистическая связь по всему миру, и стало сложно доставлять не только книги, но и бумагу для типографии, и реагенты. Все это стало дороже и даже начался издательский коллапс, когда в типографиях просто не успевали печатать тиражи и, соответственно, повышали цены.
Очень много заказов тогда перенаправили в Китай. Это вообще передовая издательская страна. Там самые лучшие книжные магазины, самые лучшие издательства, самые оперативные переводы и огромный объем рынка по деньгам и по динамике. Поэтому издатели стали налаживать логистику в этом направлении.
Хотя многие продолжают печататься в Европе. Сейчас этот канал перекрыт, но все равно есть выходы на издательства и возможность привозить книги через параллельный импорт. У нас с февраля сильно повысились цены на европейские книги, в какой-то момент мы даже прекратили закупки. Сейчас постепенно возобновляем, но сколько это продлится — пока тоже неизвестно. Главный вопрос для нас сейчас — будет ли спрос.
Стоит ли сейчас открывать книжный магазин
Наверное, сейчас я бы советовал диверсифицироваться. В те же 90-е люди открывали фирмы и торговали всем — от компьютеров до подсолнечного масла. Например, у нас получилось довольно диверсифицированное пространство: это лекторий, книжный магазин и кофейня. Плюс лекторий мы сдаем в аренду и организуем выездные мероприятия. То есть мы стараемся делать все, что в наших компетенциях, расширять их и искать новые форматы, которые тоже смогут приносить доход.
Кстати, сейчас у нас строится еще один книжный магазин. Поэтому я не могу ответить на вопрос, стоит ли кому-то открывать книжный магазин. Но мы будем.
Вообще наш проект запустился в 2020 году, поэтому мы такие «дети чумы» За тот период мы выработали стратегию и определили базовые вещи, которые точно должны делать. Мы научились быть более предприимчивыми и подвижными. Поэтому 2022 год для нас уже не так страшен.
Развитие книжного магазина в 2022 году
План развития заключается в том, чтобы увеличивать торговые площади. Здание спроектировано в семидесятые годы как муниципальный объект, и никто не думал о том, как это будет окупаться. Поэтому сейчас у нас большой земельный налог и для обслуживания здания наших торговых площадей недостаточно.
Возможно, таких проблем бы не было, если бы мы открыли ресторан или переориентировались с продажи книг на продажу чего-то другого. Но мне сейчас сложно представить, что это могло бы быть. Если бы я знал, мы бы это уже сделали.
Сегодня кроме основного магазина в Пышме у нас есть магазин в Екатеринбурге и сувенирная лавка в музее в Верхней Пышме. Плюс еще один магазин строится. То есть при сохранении управленческого персонала и всей площади основного магазина мы можем держать эту большую сеть, базируясь на этом здании.
Конечно, это не совсем стандартная история независимых магазинов. Мы все-таки большой независимый книжный, даже по сравнению со столичными. Например, сейчас мы планируем увеличивать продажи кофейни. Когда мы открывались, кофейня имела выручку в два раза меньше, чем книги, сейчас продажи кофе уже сравнялись с книгами. И если по продажам книг мы вышли на максимальные значения, которых можем достигнуть, то у кофейни еще есть потенциал.
Бесплатная бухгалтерия, перевод до 250 тыс. руб. на личную карту без комиссии и бесплатные платежки контрагентам