Читатель Сергей А. спрашивает:
Моя жена ходит в солярий, а я считаю, что это вредно и можно заработать рак. В очередной раз мы спорили, и она сказала, что если бы было вредно, уже бы запретили, как те же кальяны. Я задумался: если не запретили, значит, всё в порядке? Почему вообще один бизнес запрещают, другой не запрещают?
Запреты лоббируют организации и бизнес
Сергей! Бизнес запрещают или не запрещают, потому что это кому-то выгодно. Формально в России нет института лоббизма, на деле за законами стоят организации или люди, которые их продвигают.
Лоббировать свои интересы могут общественные и научные организации, профсоюзы, ассоциации и бизнес. Есть даже специальные агентства, которые представляют интересы бизнеса в органах власти.
Ограничение кальянов и вейпов в общественных местах — на Консультанте
Возьмем кальяны. Их не запретили совсем, но приравняли к табаку, а значит, курить кальяны в общественных местах, кафе и ресторанах теперь нельзя. Но никто не запрещает ресторану получить лицензию на деятельность с оборудованием места для курения, но сделать это ложнее.
Закон об ограничении кальянов и вейпов могла пролоббировать Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
Эта служба работала с 2003 по 2016 год, потом была упразднена, а ее задачи взяло на себя Управление по контролю за оборотом наркотиков в структуре МВД.
О кетамине и наркоконтроле — статья на Коммерсанте
Служба по контролю за оборотом наркотиков вела жесткую политику, например, в 2003 году проводила рейды против ветеринаров и выступала за запрет кетамина в ветеринарии — недорогой и безопасной для животных анестезии. Позже кетамин в ветеринарии разрешили.
Госнаркоконтроль пытался взять под контроль всё, что только возможно. У службы были большие лоббистские возможности, и кальяны с вейпами просто попали под раздачу.
Как лоббируют законы
Алкоголь по ночам запретили не ради людей
О государственном регулировании алкоголя — в 171 ФЗ
Возьмем в качестве еще одного примера запрет продавать алкоголь в ночное время. Люди могут думать, что этот закон направлен на здоровье и благополучие общества: меньше выпивают по ночам, меньше хулиганят, на улицах становится безопаснее. На самом деле закон лоббировали легальные производители алкоголя и, возможно, Минфин и налоговая.
Дело в том, что продажа алкоголя в ночных ларьках и магазинчиках дает возможность проводить нелегальные схемы с неучтенным алкоголем. Деньги и алкоголь шли вне государственного оборота: государство недополучало налоги, а легальные производители — часть прибыли. Это много кого не устраивало, поэтому продажу алкоголя по ночам запретили.
Государственные запреты не всегда связаны с лоббированием внутри страны, иногда власти следуют общемировым трендам, например по вопросам курения сигарет.
В странах Европы и Америки курение давно уже не поддерживается: сформировался тренд против курения, подчеркивается связь между курением и раком. В России это поддерживают, потому что хочется соответствовать лучшим мировым практикам и даже превзойти другие страны.
Некоторые сферы бизнеса просто не интересуют государство
А теперь о том, почему никто не запрещает солярии. Возможно, потому что это слишком узкая и маленькая сфера бизнеса, которая никому не мешает, но и не интересна.
О меланоме в России — Vademecum
Государство тратит на лечение меланомы — рака кожи — 1,3 млрд рублей в год, это данные 2016 года. При этом за десять лет распространенность меланомы выросла на 52%, а смертность от нее — на 23%.
И несмотря на это, о запрете соляриев или контроле качества оборудования никто не задумывается, поскольку чаще всего в лоббировании законов речь идет не о здоровье людей, скорее об интересах определенных организаций и компаний. Если бы соляриями заинтересовалась серьезная компания, которая бы стремилась монополизировать рынок, вероятно, она бы начала лоббировать принятие ограничений в свою пользу.
В любых запретах государство взвешивает и выбирает что-то среднее между контролем и ограниченной свободой. Важно разом учесть свои интересы, интересы крупных организаций и бизнеса, мировые тренды и общественные настроения. Здоровье тут ни при чём.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.