На сайт банка

Читатель Сергей А. спрашивает:

Моя жена ходит в солярий, а я считаю, что это вредно и можно заработать рак. В очередной раз мы спорили, и она сказала, что если бы было вредно, уже бы запретили, как те же кальяны. Я задумался: если не запретили, значит, всё в порядке? Почему вообще один бизнес запрещают, другой не запрещают?

Эксперт — Николай Кульбака, доцент института общественных наук РАНХиГС, кандидат экономических наук. Записалa Наталья Болдырева.

Запреты лоббируют организации и бизнес

Сергей! Бизнес запрещают или не запрещают, потому что это кому-то выгодно. Формально в России нет института лоббизма, на деле за законами стоят организации или люди, которые их продвигают.

Лоббировать свои интересы могут общественные и научные организации, профсоюзы, ассоциации и бизнес. Есть даже специальные агентства, которые представляют интересы бизнеса в органах власти.

Возьмем кальяны. Их не запретили совсем, но приравняли к табаку, а значит, курить кальяны в общественных местах, кафе и ресторанах теперь нельзя. Но никто не запрещает ресторану получить лицензию на деятельность с оборудованием места для курения, но сделать это ложнее.

Закон об ограничении кальянов и вейпов могла пролоббировать Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.

Эта служба работала с 2003 по 2016 год, потом была упразднена, а ее задачи взяло на себя Управление по контролю за оборотом наркотиков в структуре МВД.

О кетамине и наркоконтроле — статья на Коммерсанте

Служба по контролю за оборотом наркотиков вела жесткую политику, например, в 2003 году проводила рейды против ветеринаров и выступала за запрет кетамина в ветеринарии — недорогой и безопасной для животных анестезии. Позже кетамин в ветеринарии разрешили.

Госнаркоконтроль пытался взять под контроль всё, что только возможно. У службы были большие лоббистские возможности, и кальяны с вейпами просто попали под раздачу.

Алкоголь по ночам запретили не ради людей

Возьмем в качестве еще одного примера запрет продавать алкоголь в ночное время. Люди могут думать, что этот закон направлен на здоровье и благополучие общества: меньше выпивают по ночам, меньше хулиганят, на улицах становится безопаснее. На самом деле закон лоббировали легальные производители алкоголя и, возможно, Минфин и налоговая.

Дело в том, что продажа алкоголя в ночных ларьках и магазинчиках дает возможность проводить нелегальные схемы с неучтенным алкоголем. Деньги и алкоголь шли вне государственного оборота: государство недополучало налоги, а легальные производители — часть прибыли. Это много кого не устраивало, поэтому продажу алкоголя по ночам запретили.

Государственные запреты не всегда связаны с лоббированием внутри страны, иногда власти следуют общемировым трендам, например по вопросам курения сигарет.

В странах Европы и Америки курение давно уже не поддерживается: сформировался тренд против курения, подчеркивается связь между курением и раком. В России это поддерживают, потому что хочется соответствовать лучшим мировым практикам и даже превзойти другие страны.

Некоторые сферы бизнеса просто не интересуют государство

А теперь о том, почему никто не запрещает солярии. Возможно, потому что это слишком узкая и маленькая сфера бизнеса, которая никому не мешает, но и не интересна.

Государство тратит на лечение меланомы — рака кожи — 1,3 млрд рублей в год, это данные 2016 года. При этом за десять лет распространенность меланомы выросла на 52%, а смертность от нее — на 23%.

И несмотря на это, о запрете соляриев или контроле качества оборудования никто не задумывается, поскольку чаще всего в лоббировании законов речь идет не о здоровье людей, скорее об интересах определенных организаций и компаний. Если бы соляриями заинтересовалась серьезная компания, которая бы стремилась монополизировать рынок, вероятно, она бы начала лоббировать принятие ограничений в свою пользу.

В любых запретах государство взвешивает и выбирает что-то среднее между контролем и ограниченной свободой. Важно разом учесть свои интересы, интересы крупных организаций и бизнеса, мировые тренды и общественные настроения. Здоровье тут ни при чём.

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Все отрасли 10 предпринимателей до 30 лет из списка Forbes: они производят косметику, продукты, напитки, открывают кафе, создают ботов и проекты в метавселенной
10 предпринимателей до 30 лет из списка Forbes: они производят косметику, продукты, напитки, открывают кафе, создают ботов и проекты в метавселенной
14 мая
5 мин
Советы Можно ли раздавать листовки на улицах?
Можно ли раздавать листовки на улицах?
14 мая
8 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Дизайн-студия из Тюмени: «Мы беремся за один проект из десяти, стоим дорого, спорим, но к нам возвращается каждый третий клиент»
Интервью

Дизайн-студия из Тюмени: «Мы беремся за один проект из десяти, стоим дорого, спорим, но к нам возвращается каждый третий клиент»

Поговорили с Евгением Лепёхиным о том, как зарабатывать дизайном в Сибири
Подборка грантов для IT-бизнеса
Рынок

Подборка грантов для IT-бизнеса

Илья Чех, производство протезов «Моторика»
Биография

Илья Чех, производство протезов «Моторика»

Тест. Переживет ли ваш ресторан визит Роспотребнадзора?
Интерактив

Тест. Переживет ли ваш ресторан визит Роспотребнадзора?

Про горы за деньги, точки с кофе навынос и лучшие идеи бизнеса для детского досуга
Рынок

Про горы за деньги, точки с кофе навынос и лучшие идеи бизнеса для детского досуга

Самые читаемые статьи «Дела» в апреле
Что ждет бизнес в мае 2025 года
Дайджест

Что ждет бизнес в мае 2025 года

Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.