На сайт банка

«Представители банков объединились в ассоциацию, пришли на круглый стол в Госдуму и рассказали, какие проблемы есть в их бизнесе». Это нормальная тема для статьи в газете, никого не удивит и мало кого заинтересует.

А вот другая тема: «Владельцы крупных банков пролоббировали выгодный для себя закон». Она привлекает больше внимания. Хотя в обоих случаях речь о лоббизме — деятельности общественных организаций и компаний по продвижению своих интересов в органах власти.

В целом лоббизм не несет вреда, а наоборот, позволяет обществу и бизнесу говорить с властью и заявлять о своих потребностях. Сложности начинаются, когда лоббизм не регулируется законом и работает сам по себе, как в России.

Эксперт — Христина Вячеславовна Пешкова (Белогорцева), доктор юридических наук, профессор Воронежского института ФСИН России. Записалa Наталья Болдырева.

Лоббизм в России считают коррупцией

Конституция России — на Консультанте

Понятия лоббизма в российском законодательстве нет, хотя возможность лоббировать интересы заложена в Конституции. Каждый житель России может:

  • создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов — статья 30;
  • участвовать в государственных делах лично или через представителя — статья 32;
  • обращаться лично или направлять обращения в органы власти — статья 33;
  • защищать свои права всеми способами, которые не запрещены законом, — статья 45.

По сути Конституция дает правовую основу для лоббизма, но конкретных законов нет, хотя законопроекты о лоббировании создавались несколько раз. Например, в законопроекте 1994 года появилось понятие клиента — для кого проводится лоббистская деятельность. А в законопроекте 2003 года любая информация от лоббистов должна официально регистрироваться и ставиться на учет.

Проблема всех законопроектов в том, что государство и общество не были к ним готовы. Ни один законопроект не объяснял, как разграничить лоббирование и коррупцию, а еще с принятием такого закона пришлось бы менять другие законы и даже работу органов власти.

На конференцию собрались ученые, преподаватели, научная общественность. Они обсуждали налоговое право в решениях Конституционного суда. По итогам конференции организаторы составили резолюцию и направили ее в Конституционный суд. Если суд учтет мнение научной общественности в своей работе, это и будет лоббированием, но суд не обязан это делать.

Если бы в России приняли закон о лоббировании, органы власти были бы обязаны рассматривать такие обращения, а пока всё буквально зависит от того, к кому попадет конверт с предложением о законопроекте и не выбросит ли его секретарь.

Кажется, что лоббирование законов — это когда богатые и влиятельные просят своих друзей в Госдуме принять закон, чтобы они все стали еще более богатыми. Конечно, есть коррупция и личные связи, и нет закона, который регулирует всё это.

Легальная лоббистская деятельность как раз и помогает продвигать работающие и полезные обществу законы. В комитетах Госдумы недостаточно узких специалистов, и депутаты не понимают нюансов банковской системы, бизнеса, строительной сферы, транспортной промышленности.

И здесь появляются лоббисты — люди, которые представляют интересы профессиональных групп и рассказывают о проблемах отрасли и возможных решениях. По сути лоббирование — это свобода для организаций, возможность говорить. Сейчас органы власти не обязаны слушать всех, а с принятием закона о лоббировании будут обязаны прислушаться.

Важно, чтобы общественные объединения и бизнес могли доносить до власти свои интересы. Иначе появляются законы, которые просто оторваны от жизни и не работают.

По опыту, сейчас института лоббизма в России нет, а из-за коррупции и ряда законов, которые выгодны немногим, сама идея лоббизма воспринимается негативно.

За лоббирование платят от 10 000 долларов и выше

Официально в России лоббирования нет, но есть общественные организации, отделы в крупных компаниях и агентства, которые представляют собственные и клиентские интересы в органах власти. К примеру:

  • Российский союз предпринимателей;
  • Торгово-промышленная палата;
  • Опора России;
  • Ассоциация российских банков.

В крупных компаниях работают люди, которые отвечают за продвижение интересов бизнеса: GR-директоры, советники, директоры по взаимодействию с органами власти.

GR-директоры — это люди, которые налаживают отношения с властью и общественными организациями. Часто их роль выполняют первые лица компании, а не отдельные специалисты. GR-директоры — не совсем лоббисты, скорее люди, которые занимаются коммуникациями с органами власти.

Еще есть агентства, которые представляют интересы бизнеса, и частные лоббисты. Зачастую эти люди — бывшие сотрудники органов власти или экс-депутаты.

Например, агентство «Румянцев и партнеры», которое помогает российским и иностранным компаниям вносить законодательные инициативы, руководит бывший член Верховного Совета России, бывший помощник депутата Олег Румянцев. А бывший замглавы администрации президента Сергей Зверев открыл Компанию развития общественных связей.

Похожая история и с крупными компаниями. Например, Станислав Наумов был замглавой Минпромторга, а затем стал работать директором по взаимодействию с органами власти Х5 Retail Group.

Список услуг агентства, которое помогает представлять интересы бизнеса в органах власти

За свою работу по продвижению интересов в органах власти агентства берут гонорары: в среднем 10 000 — 15 000 долларов в месяц, а для больших проектов — от нескольких миллионов до любой суммы, потому что верхней границы не существует.

Если появится закон о лоббировании, российский рынок может составить от 10 до 20 миллиардов рублей в год.

Легальная лоббистская деятельность ведется в США с 1876 года, когда приняли первый федеральный законопроект. В середине прошлого века в стране ввели обязательную регистрацию лоббистов: в 1981 году было семь тысяч лоббистских организаций, в 2010 году — пятьсот. Такой спад объясняется ужесточением законодательства с целью ограничить деятельность лоббистов.

Сегодня работа лоббистов в США строго регламентирована. Лоббист регистрируется как представитель компании и указывает, чьи интересы он представляет и по какой конкретной задаче. Во время работы он обязан публиковать, сколько денег и на что именно потратил, чтобы решить вопрос.

В США запрещено делать подарки чиновникам, даже угощать в ресторане или давать скидку. За этим строго следят: к примеру, известного лоббиста Джека Абрамоффа посадили в тюрьму на четыре года за оплату поездки лидера республиканцев в конгрессе на отдых, его обедов в ресторанах и билетов на спортивные матчи.

Также регламентируют и механизмы работы лоббистов: что можно делать, к кому обращаться и как продвигать интересы клиента.

В США лоббированием интересов через представителя могут заниматься иностранные компании и даже другие государства. Например, в 2018 году банк ВТБ пытался добиться исключения из санкционных списков с помощью лоббистской компании.

В целом же в США отношение к лоббизму неоднозначное: некоторые лоббисты нарушают закон и этические нормы, занимаются непрямым лоббизмом вроде организации публикаций в СМИ, пользуются личными связями и встречами.

Какие законы могли пролоббировать

Сложно утверждать, какие именно законы были пролоббированы бизнесом. К примеру, есть мнение, что закон о запрете продажи алкоголя в пластике — один из примеров лоббирования в интересах бизнеса.

Авторы законопроекта написали в пояснительной записке, что алкоголь в пластике стоит дешевле и тем самым становится привлекательнее для молодежи. Происходит алкоголизация населения: люди покупают дешевое пиво в пластике, затем переходят на более крепкие напитки.

Но, возможно, есть и коммерческая сторона вопроса. Если пиво разливать только в стекло и алюминиевые банки, это выгодно производителям тары. А главный производитель алюминия — компания «Русал», которая на тот момент принадлежала Олегу Дерипаске.

Есть и другие примеры: лоббирование закона о детских автокреслах, полисах обязательного страхования для владельцев автомобилей или нормативов для жилищного строительства.

Сократили 30% строительных норм — Российская газета

К примеру, недавно упразднили треть обязательных строительных норм, что должно помочь сократить сроки строительства, снизить издержки, сделать строительство более прозрачным.

Возможно, строительные компании были заинтересованы в этом, ведь строить станет легче и дешевле. Это может быть выгодным и покупателям: жилья станет больше, снизится стоимость квартир. С другой стороны, неизвестно, как это скажется на качестве жилья.

В вопросах лоббирования законов часто всё неоднозначно: новые законопроекты не могут противоречить действующему законодательству или ограничивать права людей, но никто не запрещает поддерживать ту или иную отрасль.

Ольга С., бывший менеджер пиар-агентства

Я работала на проекте по продвижению тахографов и системы «Платон».

Тахографы — приборы контроля за скоростью автобуса, временем в пути и работы водителя. Требования к установке тахографов действуют приказом Минтранса с января 2018 года.

Система «Платон» — это система взимания платы с грузовиков свыше 12 тонн. Сбором этой платы занимается компания, которая принадлежит крупнейшим российским предпринимателям. За это ей платят ежегодно десять миллиардов рублей.

В мои обязанности входила работа со СМИ: я договаривалась, чтобы газеты и журналы публиковали заказные статьи под видом редакционных — без пометки о рекламе или партнерстве. Насколько я помню, за определенную сумму удалось договориться со многими известными изданиями.

Моя роль в агентстве была маленькой, я не знаю деталей, но нам перечисляли деньги на публикацию таких статей, а значит, были заинтересованные в этом люди.

Еще какие-то статьи
Все отрасли Предложили перевести аукционы на единую электронную платформу
Предложили перевести аукционы на единую электронную платформу
3 октября
15 мин
Обзор Итоги 2023 года: самые важные законы и новости
Итоги 2023 года: самые важные законы и новости
Новые законы, штрафы и правила для продавцов маркетплейсов
29 декабря 2023
1 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Счет-фактура, размен денег, маркировка, ОСАГО, льготы по налогам
Дайджест

Счет-фактура, размен денег, маркировка, ОСАГО, льготы по налогам

Что можно узнать по ИНН бизнеса
Советы

Что можно узнать по ИНН бизнеса

Проверяем контрагентов и разбираемся, не персональные ли это данные
Как малому бизнесу проводить маркетинговые исследования
Советы

Как малому бизнесу проводить маркетинговые исследования

И лучше узнавать клиентов и конкурентов
Эмодзи в деловой переписке — что думают суды?
Советы

Эмодзи в деловой переписке — что думают суды?

Почему эмодзи надо использовать с осторожностью
Какую ответственность понесет компания за ДТП с участием своего сотрудника?
Советы

Какую ответственность понесет компания за ДТП с участием своего сотрудника?

Как работать с персональными данными клиентов и сотрудников
Советы

Как работать с персональными данными клиентов и сотрудников

Разбираемся с точки зрения закона
Счет-фактура, размен денег, маркировка, ОСАГО, льготы по налогам
Дайджест

Счет-фактура, размен денег, маркировка, ОСАГО, льготы по налогам

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.