Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как составить краткий бизнес-план
Читатель Сергей А. спрашивает:
Собираюсь открыть небольшой хостел для туристов в Москве. Хотел скачать готовый бизнес-план, но в интернете нашел только общие слова. Как мне написать бизнес-план с нуля? Что в нем должно быть? Может быть, вы можете дать образец бесплатно?
Бизнес-план лучше делать самому
Сергей, давайте откроем небольшой хостел прямо сейчас — назовем его «Сладкий пирожочек». Сначала немного общих слов, а затем напишем пример краткого бизнес-плана хостела.
По опыту, без бизнес-плана работать сложно. В нем считают, сколько денег нужно сразу и в следующих месяцах, когда бизнес окупится и начнет приносить прибыль. Без этого еще во время ремонта может оказаться, что деньги закончились. Или что вы вложились в заведомо убыточный проект.
Бесплатная бухгалтерия, перевод до 250 тыс. руб. на личную карту без комиссии и бесплатные платежки контрагентам
В бизнесе человек всегда рискует деньгами, поэтому составлять бизнес-план нужно, но не обязательно расписывать его, как дипломную работу студента-экономиста.
Бизнес-план можно:
Скачать образец с расчетами или заказать готовый бизнес-план вы сможете без нас, поэтому остановимся на первом способе — расскажем, как составить его самому.
Финансовая часть — самая важная
У бизнес-плана есть две основные составляющие: финансовый раздел и маркетинговый. Маркетинговую часть в гостиничном бизнесе часто не расписывают, потому что больше всего клиентов приносит один канал — онлайн-агрегаторы вроде «Букинга» и «Островка».
С финансовой частью сложнее. Вот что нужно обязательно посчитать, чтобы иметь свой бизнес-план открытия хостела:
1. Инвестиции в проект. Считают от стоимости вложений на квадратный метр. Это делают для удобства: когда ищут помещение, рассматривают несколько вариантов. Чтобы не считать смету под каждый, удобно один раз посчитать затраты на квадратный метр, а потом просто умножать на площадь помещений. Еще можно сразу понимать, какие помещения точно не подойдут, потому что итоговая сумма слишком большая.
Отремонтировать один метр обойдется в 7000 рублей, еще столько же уйдет на строительные материалы.
16 000 рублей потратим на мебель, сантехнику, текстиль, декор, пожарную безопасность.
Получается 30 000 рублей. Умножаем на площадь хостела, например, 250 м², получаем 7 500 000 рублей.
2. Постоянные операционные расходы. Это ежемесячные траты: аренда, зарплаты, коммунальные услуги, бухгалтер на аутсорсинге, обслуживание кассы, проценты по банковскому эквайрингу. Предположим, что у нас это400 000 рублей.
3. Постоянные операционные доходы. Основной доход хостела — сдача номеров. Смотрим на цены в других хостелах, сравниваем ремонт, месторасположение и прикидываем, за сколько мы можем сдавать каждый номер и сколько номеров есть. Загруженность хостелов всегда разная, поэтому в среднем можно взять 85%, это по опыту. То есть 100% — полная круглогодичная загруженность, но так не бывает, поэтому в среднем по рынку берут 85%. Если номер приносит 1000 рублей в сутки, за месяц будет25 500 рублей. По такому принципу считают, сколько можно заработать за год.
Здесь же учитывают дополнительный доход: продажу кофе и круассанов, услуг по перевозкам, но это в хостелах предлагают редко. Наш «Сладкий пирожочек» зарабатывает миллион рублей в месяц.
4. Переменные расходы. Они есть постоянно, но их сумма всегда разная, поэтому относим к переменным. Сюда относятся комиссия сервиса аренды отелей «Букинг», услуги прачечной, налоги. У нас это 150 000 рублей.
А теперь главное в разработке бизнес-плана: соотнести доходы и расходы. Вот что получилось у нас:
Прибыль «Сладкого пирожочка» — 450 000 рублей в месяц.
Через сколько окупится бизнес
Мы знаем прибыль и знаем, сколько вложили денег на открытие. Теперь посчитаем, через какое время затраты на хостел окупятся — это называется «считать прибыль нарастающим итогом». Для этого делим инвестиции на ежемесячный доход, получившееся число — это месяцы.
Чтобы открыть хостел, мы вложили 7 500 000 рублей.
Ежемесячная прибыль — 450 000 рублей.
7 500 000 / 450 000 = 17
17 месяцев — столько потребуется, чтобы выйти на окупаемость, или, как говорят, в ноль. Через 17 месяцев мы уже начнем зарабатывать.
Если оценить гостиничный бизнес в целом, наш «Сладкий пирожочек» неплохо выстрелил: его окупаемость — 17 месяцев. В среднем же при аренде помещения и небольшом формате до 50 номеров окупаемость составляет 2,5 года.
Теперь подытожим. Сергей, чтобы написать краткий бизнес-план хостела, сделайте четыре колонки: инвестиции, постоянные расходы, постоянные доходы, переменные расходы. Распишите их максимально подробно: что и сколько стоит. И соотнесите по примеру: сколько вы будете зарабатывать и как быстро окупятся ваши инвестиции.
Отели и хостелы часто закрываются в первый год
Будем надеяться, что у «Сладкого пирожочка» всё будет хорошо, но обычно большинство новых хостелов и отелей не доживают до конца первого года. Причин этого несколько:
Очень много факторов влияют на бизнес, и не всё возможно спланировать заранее. Еще в гостиничном бизнесе высокая конкуренция. Чтобы выжить, надо точно считать доходы и расходы, а еще заложить подушку безопасности в размере затрат на аренду на один-два месяца.
Бесплатная бухгалтерия, перевод до 250 тыс. руб. на личную карту без комиссии и бесплатные платежки контрагентам