i
×

Издание для бизнеса.

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Меньше хайпа, больше пользы!

Как составить краткий бизнес-план

Считаем, сколько денег нужно на бизнес, как быстро он окупится и как много прибыли принесет
28 октября
446
11
6

Читатель Сергей А. спрашивает:

Собираюсь открыть небольшой хостел для туристов в Москве. Хотел скачать готовый бизнес-план, но в интернете нашел только общие слова. Как мне написать бизнес-план с нуля? Что в нем должно быть? Может быть, вы можете дать образец бесплатно?

Отвечает Роман Сабиржанов, руководитель управляющей компании HotConsulting. Записалa Наталья Болдырева, редактор.

Бизнес-план лучше делать самому

Сергей, давайте откроем небольшой хостел прямо сейчас — назовем его «Сладкий пирожочек». Сначала немного общих слов, а затем напишем пример бизнес-плана.

По опыту, без бизнес-плана работать сложно. В нем считают, сколько денег нужно сразу и в следующих месяцах, когда бизнес окупится и начнет приносить прибыль. Без этого еще во время ремонта может оказаться, что деньги закончились. Или что вы вложились в заведомо убыточный проект.

В бизнесе человек всегда рискует деньгами, поэтому составлять бизнес-план нужно, но не обязательно расписывать его, как дипломную работу студента-экономиста.

Бизнес-план можно:

  • написать самому. Придется детально разбираться; возможно, будут ошибки — зато запомните на всю жизнь, как нужно делать;
  • скачать готовый. Использовать полностью чужой вариант не подойдет, потому что часто готовые бизнес-планы далеки от реальности, а вот скачать и адаптировать под себя можно;
  • заказать у консультантов по бизнесу или консалтинговой фирмы. Не рекомендую этот способ — вы сами ни в чём не разберетесь, а просто получите список непонятных цифр.

Скачать образец или заказать бизнес-план вы сможете без нас, поэтому остановимся на первом способе — расскажем, как составить его самому.

Финансовая часть — самая важная

У бизнес-плана есть две основные составляющие: финансовый раздел и маркетинговый. Маркетинговую часть в гостиничном бизнесе часто не расписывают, потому что больше всего клиентов приносит один канал — онлайн-агрегаторы вроде «Букинга» и «Островка».

С финансовой частью сложнее. Вот что нужно обязательно посчитать, чтобы иметь свой план открытия бизнеса:

1. Инвестиции в проект. Считают от стоимости вложений на квадратный метр. Это делают для удобства: когда ищут помещение, рассматривают несколько вариантов. Чтобы не считать смету под каждый, удобно один раз посчитать затраты на квадратный метр, а потом просто умножать на площадь помещений. Еще можно сразу понимать, какие помещения точно не подойдут, потому что итоговая сумма слишком большая.

Отремонтировать один метр обойдется в 7000 рублей, еще столько же уйдет на строительные материалы.

16 000 рублей потратим на мебель, сантехнику, текстиль, декор, пожарную безопасность.

Получается 30 000 рублей. Умножаем на площадь хостела, например, 250 м², получаем 7 500 000 рублей.

2. Постоянные операционные расходы. Это ежемесячные траты: аренда, зарплаты, коммунальные услуги, бухгалтер на аутсорсинге, обслуживание кассы, проценты по банковскому эквайрингу. Предположим, что у нас это 400 000 рублей.

3. Постоянные операционные доходы. Основной доход хостела — сдача номеров. Смотрим на цены в других хостелах, сравниваем ремонт, месторасположение и прикидываем, за сколько мы можем сдавать каждый номер и сколько номеров есть. Загруженность хостелов всегда разная, поэтому в среднем можно взять 85%, это по опыту. То есть 100% — полная круглогодичная загруженность, но так не бывает, поэтому в среднем по рынку берут 85%. Если номер приносит 1000 рублей в сутки, за месяц будет 25 500 рублей. По такому принципу считают, сколько можно заработать за год.

Здесь же учитывают дополнительный доход: продажу кофе и круассанов, услуг по перевозкам, но это в хостелах предлагают редко. Наш «Сладкий пирожочек» зарабатывает миллион рублей в месяц.

4. Переменные расходы. Они есть постоянно, но их сумма всегда разная, поэтому относим к переменным. Сюда относятся комиссия сервиса аренды отелей «Букинг», услуги прачечной, налоги. У нас это 150 000 рублей.

А теперь главное в разработке бизнес-плана: соотнести доходы и расходы. Вот что получилось у нас:

  • ежемесячные доходы — 1 000 000 рублей;
  • ежемесячные расходы — 550 000 рублей.

Прибыль «Сладкого пирожочка» — 450 000 рублей в месяц.

Через сколько окупится бизнес

Мы знаем прибыль и знаем, сколько вложили денег на открытие. Теперь посчитаем, через какое время затраты на хостел окупятся — это называется «считать прибыль нарастающим итогом». Для этого делим инвестиции на ежемесячный доход, получившееся число — это месяцы.

Чтобы открыть хостел, мы вложили 7 500 000 рублей.

Ежемесячная прибыль — 450 000 рублей.

7 500 000 / 450 000 = 17

17 месяцев — столько потребуется, чтобы выйти на окупаемость, или, как говорят, в ноль. Через 17 месяцев мы уже начнем зарабатывать.

Если оценить гостиничный бизнес в целом, наш «Сладкий пирожочек» неплохо выстрелил: его окупаемость — 17 месяцев. В среднем же при аренде помещения и небольшом формате до 50 номеров окупаемость составляет 2,5 года.

Это расчет для отеля на 275 м². В строчках, которые выделены розовым цветом, видно общую прибыль и прибыль после вычета вложений

Теперь подытожим. Сергей, чтобы написать краткий бизнес-план хостела, сделайте четыре колонки: инвестиции, постоянные расходы, постоянные доходы, переменные расходы. Распишите их максимально подробно: что и сколько стоит. И соотнесите по примеру: сколько вы будете зарабатывать и как быстро окупятся ваши инвестиции.

Отели и хостелы часто закрываются в первый год

Будем надеяться, что у «Сладкого пирожочка» всё будет хорошо, но обычно большинство новых хостелов и отелей не доживают до конца первого года. Причин этого несколько:

  • выбрали неудачную локацию. Например, далеко от станции метро или остановок общественного транспорта. Или открывают там, где формат не подходит: капсульные хостелы, которые больше подходят для привокзальных районов, открывают в туристических местах;
  • сделали плохую планировку и ремонт. Могли сделать 50 номеров, а сделали 45, на этом потеряли деньги. Открывали хостел для молодежи, а сделали ремонт в классическом стиле;
  • ошиблись с целевой аудиторией. Думали, что гостями будут богатые европейцы, а оказались бедные студенты, которые приезжают на сессии два раза в год.

Очень много факторов влияют на бизнес, и не всё возможно спланировать заранее. Еще в гостиничном бизнесе высокая конкуренция. Чтобы выжить, надо точно считать доходы и расходы, а еще заложить подушку безопасности в размере затрат на аренду на один-два месяца.

Свежак

Что делать с лишней едой в кафе

Каждый год в России выбрасывают 17 000 000 тонн еды. Эта еда не всегда испорченная, и ею можно было бы накормить бездомных и бедных, но ресторанам проще и безопасней еду утилизировать, а не раздавать. Разбираемся, почему так.
8 ноября
416
27
4
Вот так история

Пять дел о схемах с ИП

Одной компании присудили доплатить налоги и штрафы на миллион рублей, потому что она заключала договоры услуг с ИП, а надо было заключать трудовые.
25 сентября 2018
10203
18
14

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.