На сайт банка

Невозможно однозначно сказать, что для тех или иных профессий есть свои черты характера. Монтажник-высотник может бояться высоты, а человек, который любит плавать, необязательно станет хорошим водолазом или спортсменом.

Эксперты — Анастасия Мошенникова, психолог, консультант по карьерному развитию, Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner, Елена Теленова, генеральный директор компании «Финэксперт», налоговый консультант, и Юлия Садилова, основательца студии сладостей Tortsuper. Записалa Наталья Болдырева.

«Дочка купила набор ластиков, переупаковала и продала в два раза дороже»

Рассказывает Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner

Моей дочери тринадцать лет, и у нее однозначно есть предпринимательские способности.

Однажды меня вызвали в школу, потому что она продавала одноклассникам слаймы. Это такая тягучая паста, которую можно мешать, украшать блестками, делать из нее разные игрушки. Она заметила, что готовые слаймы продают, условно, по сто рублей, а паста и блестки стоят тридцать рублей. Она купила материалы, изготовила слаймы и стала продавать.

Еще в одиннадцать лет она купила набор ластиков, красиво упаковала с наклейками и продала в два раза дороже.

У нее такое бывает часто: например, в магазине она может заметить сладости, которые в столовой продают поштучно, и начать считать, сколько можно заработать, если купить, упаковать и так же, по штучкам, продавать.

У нее есть банковская карточка — она сама подошла и попросила ей оформить. Она постоянно задает вопросы про деньги, налоги, экономику: с какого возраста можно открыть ИП, как в разных странах считают налоги, на чём зарабатывают банки, можно ли не платить налоги. Я не отмахиваюсь, а откровенно и честно обо всём рассказываю, но на простых примерах.

Она получает карманные деньги с семи лет. Сейчас это тысяча рублей в неделю, которые можно тратить как угодно. Знаю, что эти деньги она копит, потом сама решает, на что потратить, часто покупает на них подарки.

Думаю, сильно влияет окружение: она слышит, как мы обсуждаем вопросы бизнеса, например, кредит на покупку офиса, покупать ли офис вообще или арендовать, какие ставки по банковским депозитам.

Возможно, ей хочется быть частью всего этого, и она переносит всё на свой детский уровень.

Я специально ничего для развития интереса к предпринимательству не делаю, но и не мешаю, а еще как могу поддерживаю. Когда учительница вызвала меня в школу за слаймы, она попросила, чтобы я провела с дочкой воспитательную беседу. Дочери я сказала: «Продолжай».

Интерес к предпринимательству важнее способностей

В России нет профстандарта, в котором описано, какие навыки, личные и деловые качества должны быть у предпринимателя.

Когда говорят о компетенциях предпринимателя, чаще подразумевают софт скиллс — набор социально-психологических навыков. К ним относят:

  • личную ответственность;
  • устойчивость к большим нагрузкам;
  • способность действовать в условиях перемен;
  • склонность вести переговоры и умение договариваться;
  • дисциплину и лидерские качества.

Все эти качества, если они есть у ребенка, в будущем могут помочь ему стать предпринимателем, но это необязательно.

Бывает, что качества есть, а предпринимателя нет, или наоборот, качеств нет, но ребенок вырос и стал успешным предпринимателем.

Всё потому, что кроме черт характера и навыков, нужно еще желание заниматься бизнесом. Это можно называть интересом или мотивацией, но суть одна: навыки не помогут, если нет интереса к предпринимательству. И наоборот: если каких-то навыков нет, при наличии интереса их можно развить в любом возрасте.

На одном семинаре по развитию предпринимательских навыков лектор попросил поднять руки тех, кто сдал на права с первого раза. Затем тех, кто сдал со второго или третьего раза. В итоге в зале оказался мужчина, который сдавал экзамен семнадцать раз. Лектор спросил его: «Зачем вам это нужно, если не смогли сразу сдать». Мужчина ответил: «Ну, все ездят, значит, и я смогу».

Эта история — реальная. Если человек видит на улице много машин, он понимает: раз все могут, я тоже смогу. У него отсутствует страх, и он пытается снова и снова. С предпринимательством это работает точно так же, но люди боятся и не пробуют.

Если обобщить, специальных предпринимательских качеств нет, но есть навыки, которые могут помочь в предпринимательстве. Эти навыки подходят и для других профессий. Они формируются в детстве, но ими можно овладеть в любом возрасте, если есть интерес и мотивация к этому.

«Моей дочери четыре года, и она уже интересуется деньгами»

Рассказывает Елена Теленова, генеральный директор компании «Финэксперт», налоговый консультант

У меня две дочери, обе растут в одной среде, но старшая — более творческая личность, а у младшей есть предрасположенность к предпринимательству. Это проявляется в разных вещах. Например, старшая была у меня на работе и сказала: «Чтобы я так работала, как вы, да никогда». Младшая, наоборот, шутит: «Я к вам на работу буду приходить работать».

В целом младшая больше интересуется моей работой, деньгами, хотя ей четыре года. Мы стараемся это поддерживать: рассказываем, как всё вокруг устроено, что быть предпринимателем — это хорошо.

Но я считаю, что давить на своих ребенка и настраивать в духе «ты должна быть только предпринимателем», — это неправильно. Что у детей откликнется, чем они заинтересуются, так и будет. Важно поддерживать то, к чему стремится сам ребенок, и не делать из него того, кем он не является.

Хотя также важно, чтобы родители научили детей обращаться с деньгами и рассказали, какие есть варианты заработка.

Чтобы развить у детей навыки, нужно им не мешать

Итак, мы разобрали, что интерес к предпринимательству важнее определенных черт и навыков. Но как понять, есть ли у ребенка этот самый интерес, как он проявляется и какие навыки ему сопутствуют?

Лучший способ это сделать — игра.

Почему мальчикам полезно играть в куклы, а девочкам можно играть в машинки — журнал «Свои»

Одни дети шьют платья куклам, другие играют в магазинчик, кто-то любит строить, а кому-то интереснее рисовать. Важно не мешать играм детей и давать им проявлять свои наклонности во время них. Если мальчик хочет шить одежду, не нужно ограничивать его интерес, и наоборот: если девочке интересно разбирать и собирать машинки, так она проявляет себя.

Иногда родители навешивают на детей свои сценарии: я не смог стать музыкантом, пусть сын попробует. Мне шестьдесят, уже поздно открывать бизнес, сделаю из ребенка предпринимателя. И вот этот ребенок вместо того, чтобы рисовать домики, целыми днями играет в монополию — по мнению родителей, это помогает развивать предпринимательские навыки.

На самом деле нет. Развить любые навыки можно, если не мешать детям проявлять свои интересы и поддерживать их начинания и фантазии. Если ребенок хочет рисовать, — покупать краски, водить в художественную школу и не заставлять заниматься чем-то другим.

В подростковом возрасте навыки и интерес хорошо тоже проявляются через игру, только игру по возрасту. Это могут быть мастер-классы, квесты, стажировки, компьютерные игры.

Дети с навыками предпринимателя заметны по тому, как они общаются. Прежде всего они умеют аргументировать и торговаться. Например, если ребенок хочет новый телефон, он может начать упрашивать, говорить, что у всех в школе крутые телефоны, а он ходит со старьем. Ребенок-предприниматель пойдет другим путем — скажет, что новый телефон нужен, потому что у него хорошая камера, он сможет снимать видео для своего канала на тиктоке.

Если давать деньги на бизнес, то не просто так

Родители могут поддерживать ребенка в его стремлении стать предпринимателем по-разному. Одни сами занимаются предпринимательством и подают личный пример, другие просто не мешают, третьи отводят к друзьям-предпринимателям, чтобы показать, как всё устроено.

Часто родители поддерживают деньгами. Например, ребенок хочет сделать мыло ручной работы и продать своим друзьям в соцсетях. Для этого ему нужны материалы, и он просит деньги у родителей. Родители дают деньги, ребенок начинает заниматься своим делом.

В этом случае родители делают ошибку: деньги, которые дают просто так, ребенок воспринимает как подарок.

Если хочется помочь ребенку стать предпринимателем, надо показать ему реальные условия: деньги дать не просто так, а как инвестицию или кредит — вернуть должен с процентами или дивидендами.

А еще важно научить ребенка обращаться с деньгами в целом, это нужно делать с 10-12 лет. С этого возраста важно приучать к самостоятельности: например, выдавать карманные деньги, чтобы ребенок мог сам распоряжаться ими. Можно обсуждать с ребенком траты на него. Так и говорить: у нас есть двадцать тысяч рублей, нужно купить тебе одежду, самокат, оставить на обеды в школе — давай вместе распределять, что важнее.

«У дочери нет интереса к деньгам, но это не значит, что она не станет предпринимателем»

Рассказывает Юлия Садилова, основательница студии сладостей Tortsuper

У меня двое детей, мальчик и девочка. Я не могу сказать, что вижу в них предпринимателей, но это и неважно: кем захотят, тем и будут.

Думаю, что детей нельзя делить по типам мышления и развивать что-то одно. Нужно, чтобы они занимались всем по чуть-чуть, не цеплялись за что-то, а интересовались всем. Мне кажется, нельзя с детства воспитать предпринимательское мышление. Взрослые не всегда знают, куда пойти учиться и кем они хотят работать, а дети тем более.

Год назад мы начали выдавать дочери, ей девять лет, карманные деньги — 200 рублей в неделю. В итоге поняли, что отношение к деньгам у нее никакое: хотя мы объясняли всё, что нужно, они валялись везде, как просто кусочки бумаги.

На ее день рождения гости ей подарили деньги, мы купили ей новый телефон, а всё, что осталось, это две тысячи, отдали ей. Она знала, что может потратить их, но решила подарить своей сестре на день рождения.

Еще мы пытались вместе с ней составить распорядок дня, чтобы она не тянула до последнего, а делала всё вовремя, но у нее это не пошло.

В итоге я думаю, что даже если сейчас у дочери нет интереса к деньгам и она не проявляет целеустремленность и дисциплинированность, это не значит, что в будущем она не сможет стать предпринимателем.

Еще какие-то статьи
Все отрасли Меры поддержки бизнеса: подборка ко дню женского предпринимательства
Меры поддержки бизнеса: подборка ко дню женского предпринимательства
Гранты, займы и кредиты в 2025 году
18 ноября
9 мин
Разбор Субсидиарная ответственность директора
Субсидиарная ответственность директора
3 августа 2023
17 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Тапочки по почте и девичья фамилия: как супруги делят бизнес при разводе
Советы

Тапочки по почте и девичья фамилия: как супруги делят бизнес при разводе

Если брачного договора нет, вступают в силу общие юридические правила
Меры поддержки бизнеса: подборка ко дню женского предпринимательства
Рынок

Меры поддержки бизнеса: подборка ко дню женского предпринимательства

Гранты, займы и кредиты в 2025 году
Как ИП открыть аптеку
Советы

Как ИП открыть аптеку

Объясняем, какие нужны разрешения и почему
Как принять на работу высококвалифицированного специалиста
Советы

Как принять на работу высококвалифицированного специалиста

Документы и требования, чтобы оформить ВКС правильно
Как бизнесу устанавливать цены на свои услуги
Советы

Как бизнесу устанавливать цены на свои услуги

Чтобы клиент не спрашивал: «Почему так дорого?»
Легализация майнинга, реестр для блогеров, комиссия за СБП, электронный воинский учет и другое
Дайджест

Легализация майнинга, реестр для блогеров, комиссия за СБП, электронный воинский учет и другое

Тапочки по почте и девичья фамилия: как супруги делят бизнес при разводе
Советы

Тапочки по почте и девичья фамилия: как супруги делят бизнес при разводе

Если брачного договора нет, вступают в силу общие юридические правила

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.