Сколько бизнес продержится в кризис. Считаем в экселе
Считаем расходы компании и узнаем, сколько она продержится без выручки
Чтобы у компании всё было хорошо, нужно больше зарабатывать или меньше тратить. Когда рынок в упадке и на выручку надеяться не приходится, остается резать расходы.
Как посчитать
В таблице мы собрали основные расходы и соотнесли их с возможностями компании — это называется финансовой устойчивостью. К возможностям отнесли высоколиквидные и среднеликвидные активы — то, что быстрее всего можно превратить в деньги.
В таблице для наглядности указали цифры:
Компания продает кактусы в горшках. У нее есть высоколиквидные активы на 6000 рублей: счет и вклад в банке, акции. А еще завтра придут деньги от партнера, он уже прислал платежное поручение — это среднеликвидные активы, их 2000 рублей.
У компании есть постоянные расходы: аренда офиса, зарплаты, банковские комиссии. В месяц набегает 4000 рублей.
В кризис кактусы никому не нужны, поэтому компания не рассчитывает на «авось кто-то что-то закажет», а планирует работу из нулевой выручки.
Со своими активами компания сможет работать как обычно два месяца.
Вот как это выглядит:
Рассчитать финансовую устойчивостьВам нужно заполнить цифры, которые выделены синим, — указать, какие активы у вас есть и сколько вы тратите по каждой статье расходов. Если расходов нет, поставьте ноль, а если есть расходы, которых нет в калькуляторе, — впишите их в графу Другое.
В итоге вы узнаете, сколько месяцев сможете проработать в условиях нулевой выручки.
Что делать с результатами
Теперь о том, что делать с результатами. Если у вас получилось:
- меньше месяца, один или два месяца — возможно, бизнес стоит заморозить до лучших времен;
- от трех до шести месяцев — придется урезать расходы;
- от шести и больше — можно работать как обычно.
Чаще пытаются урезать только крупные платежи, думая, что оплата интернета на общую картину не влияет. Но, по опыту, небольшие суммы в совокупности могут забирать треть постоянных расходов, поэтому мы и включили мелкие расходы в калькулятор.
Сложнее всего с зарплатами сотрудников, на них уходят большие суммы, а просто так их не урезать: закон запрещает. Увольнять часть сотрудников стоит, когда станет совсем плохо, иначе вы напугаете оставшихся и вместо работы они начнут смотреть сайты вакансий. К тому же рано или поздно экономика восстановится, придется заново искать и обучать людей.
Вот что можно сделать:
сократить оклад, увеличить ки-пи-ай или перевести на сделку. Вы сократите постоянные затраты, а у сотрудников появится мотивация работать, чтобы сохранить прежний доход;
убрать оклад, оставить процент от прибыли. Это подходит не всем, но может помочь, если у вас, например, бухгалтерская фирма. По сути это предложение партнерства важным сотрудникам;
предложить отпуск без содержания с компенсацией после кризиса. Вы получите передышку, не потеряете сотрудника, а когда всё наладится, сможете выплатить ему эти деньги.
По остальным расходам можно действовать так: вписывать в список всё-всё, а потом решать, от чего можно избавиться, а где попросить скидку.
После того, как удалось уменьшить часть расходов, впишите новые цифры в таблицу и посмотрите, что делать дальше. Если снова будет один—два месяца в итогах, расходы нужно урезать еще или ставить бизнес на паузу.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.