Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как выбрать CRM-систему. Чек-лист
CRM-система нужна, чтобы организовать работу с клиентами: понять, откуда они приходят и как их удержать. Она полезна не только крупному бизнесу с большим отделом продаж. В малом и среднем сегменте с помощью CRM можно вести клиентскую базу, находить новые каналы привлечения клиентов и экономить рекламный бюджет. Мы составили чек-лист с основными критериями, на которые стоит обратить внимание при выборе CRM.
Ваша бизнес-модель
Есть случаи, когда CRM-система не нужна:
В остальных случаях CRM-система может быть полезна даже маленькому бизнесу, если он планирует развиваться и искать новые способы продаж.
Цели
Сформулируйте конкретную цель. Вариант «повысить продажи» — это слишком абстрактная формулировка. Сама CRM-система не увеличит объем продаж, но поможет улучшить процессы.
Кто будет работать в CRM
CRM-система ускорит процесс работы маркетолога и освободит часть времени под другие задачи, а для офис-менеджера или бухгалтера она может стать лишним инструментом, который отвлекает и съедает рабочее время. Также в компании могут быть сотрудники, которым вообще не придется работать с CRM, например бариста в кофейне или дизайнер, который работает на фрилансе.
Точный список сотрудников поможет выбрать оптимальный тариф. В современных системах есть тарифные планы для небольшого бизнеса, которые рассчитаны на 3-6 пользователей. Стоить они будут гораздо дешевле, чем решения для крупных корпораций. Например, у amoCRM есть тарифы «Микро-бизнес» и «Старт-ап» с доступом для 5 или 6 человек, а у Мегаплана есть пакеты «Команда» на 3 или 5 человек.
Возможность настроить или отключить функции
Вне зависимости от размера команды некоторые функции придется адаптировать, потому что у вас уже налажен свой процесс работы. Например, отчеты можно сделать доступными только для руководителя и маркетолога, если на работу других сотрудников они не влияют. Вот так этот функционал реализован в Мегаплане:
В Битрикс24 можно отменить публикации в ленте новостей, если для этого у команды уже есть чат в Telegram:
Интеграция с другими сервисами компании
В идеале CRM встраивается в систему работы компании так, чтобы не пришлось менять привычные инструменты и процессы, такие как:
Проверить совместимость можно на сайте конкретной CRM-системы. Например, на странице интеграций RetailCRM есть разделы «CMS для подключения сайтов», «Маркетплейсы», «Мессенджеры», «Боты», «Доставки», «Телефония» и «Кассы». У Planfix на сайте заявлены сервисы для обработки данных, email- и SMS-рассылок, облачные хранилища и привязка к онлайн-картам.
Тестирование перед покупкой
У большинства систем есть пробный период от 7 до 30 дней. Этого времени хватит, чтобы протестировать основные функции и настроить их под нужды компании. Tilda выложила в открытом доступе Google-таблицу с основными критериями, которая позволит сравнить сразу несколько систем. В числе прочего важно оценить:
После тестирования у вас появится несколько вариантов, из которых можно выбрать самый выгодный. Если изначально ориентироваться только на низкую цену, вы рискуете приобрести инструмент, который не будет работать и не поможет бизнесу.
Подключите сервис и переводите зарплату на любые карты без абонентской платы в один клик