На сайт банка

CRM-система нужна, чтобы организовать работу с клиентами: понять, откуда они приходят и как их удержать. Она полезна не только крупному бизнесу с большим отделом продаж. В малом и среднем сегменте с помощью CRM можно вести клиентскую базу, находить новые каналы привлечения клиентов и экономить рекламный бюджет. Мы составили чек-лист с основными критериями, на которые стоит обратить внимание при выборе CRM.

Записалa Алина Закусина.

Ваша бизнес-модель

Есть случаи, когда CRM-система не нужна:

  • Если ваши клиенты — это люди, которые случайно проходят мимо. Так работают некоторые кофейни или корнеры со свежевыжатыми соками в торговых центрах. Такие предприятия не запускают рекламные кампании онлайн и не обзванивают клиентов, а делают упор на наружную рекламу. Собирать базу клиентов в таком случае нет смысла.
  • Если предприятие работает с государственными заказами. Это узкоспециализированные компании, у которых вообще нет цели привлечения клиентов.

В остальных случаях CRM-система может быть полезна даже маленькому бизнесу, если он планирует развиваться и искать новые способы продаж.

Цели

Сформулируйте конкретную цель. Вариант «повысить продажи» — это слишком абстрактная формулировка. Сама CRM-система не увеличит объем продаж, но поможет улучшить процессы.

  • Собрать всю информацию о клиентах в одной системе, то есть создать клиентскую базу. Так можно посчитать, сколько клиентов у компании уже есть, определить постоянных покупателей, средний чек и самые популярные позиции. Эта информация будет полезна при запуске программы лояльности или новой акции.
  • Меньше тратить на рекламную кампанию и привлекать больше клиентов. Если вы запускаете таргетированную или контекстную рекламу, CRM поможет определить ее эффективность: какие каналы приносят больше клиентов, во сколько компании обходится каждый лид на разных площадках. Это удобнее, чем собирать информацию из разных личных кабинетов в Excel.
  • Внедрить дополнительные инструменты, например email-рассылку. Без использования CRM ее тоже получится запустить, но в таком случае появится еще один личный кабинет, данные из которого придется переносить и обрабатывать вручную.

Кто будет работать в CRM

CRM-система ускорит процесс работы маркетолога и освободит часть времени под другие задачи, а для офис-менеджера или бухгалтера она может стать лишним инструментом, который отвлекает и съедает рабочее время. Также в компании могут быть сотрудники, которым вообще не придется работать с CRM, например бариста в кофейне или дизайнер, который работает на фрилансе.

Точный список сотрудников поможет выбрать оптимальный тариф. В современных системах есть тарифные планы для небольшого бизнеса, которые рассчитаны на 3-6 пользователей. Стоить они будут гораздо дешевле, чем решения для крупных корпораций. Например, у amoCRM есть тарифы «Микро-бизнес» и «Старт-ап» с доступом для 5 или 6 человек, а у Мегаплана есть пакеты «Команда» на 3 или 5 человек.

Возможность настроить или отключить функции

Вне зависимости от размера команды некоторые функции придется адаптировать, потому что у вас уже налажен свой процесс работы. Например, отчеты можно сделать доступными только для руководителя и маркетолога, если на работу других сотрудников они не влияют. Вот так этот функционал реализован в Мегаплане:

В Битрикс24 можно отменить публикации в ленте новостей, если для этого у команды уже есть чат в Telegram:

Интеграция с другими сервисами компании

В идеале CRM встраивается в систему работы компании так, чтобы не пришлось менять привычные инструменты и процессы, такие как:

Проверить совместимость можно на сайте конкретной CRM-системы. Например, на странице интеграций RetailCRM есть разделы «CMS для подключения сайтов», «Маркетплейсы», «Мессенджеры», «Боты», «Доставки», «Телефония» и «Кассы». У Planfix на сайте заявлены сервисы для обработки данных, email- и SMS-рассылок, облачные хранилища и привязка к онлайн-картам.

Тестирование перед покупкой

У большинства систем есть пробный период от 7 до 30 дней. Этого времени хватит, чтобы протестировать основные функции и настроить их под нужды компании. Tilda выложила в открытом доступе Google-таблицу с основными критериями, которая позволит сравнить сразу несколько систем. В числе прочего важно оценить:

  • простоту интерфейса;
  • скорость работы;
  • мобильную версию;
  • работу техподдержки;
  • качество данных (отсутствие дублей и ошибок при занесении информации).

После тестирования у вас появится несколько вариантов, из которых можно выбрать самый выгодный. Если изначально ориентироваться только на низкую цену, вы рискуете приобрести инструмент, который не будет работать и не поможет бизнесу.

Бесплатный зарплатный проект Модульбанка

Подключите сервис и переводите зарплату на любые карты без абонентской платы в один клик

Узнать
Еще какие-то статьи
Все отрасли Малый бизнес пожаловался на рост задержек оплаты от клиентов
Малый бизнес пожаловался на рост задержек оплаты от клиентов
28 июля
12 мин
Советы Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы
Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы
Собрали лучшие статьи Дела на самую горячую тему лета
29 июля
2 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы
Советы

Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы

Собрали лучшие статьи Дела на самую горячую тему лета
Шаурма по ГОСТу: как устроен рынок, сколько стоит открыть точку
Рынок

Шаурма по ГОСТу: как устроен рынок, сколько стоит открыть точку

И почему это не бизнес для всех
Хочу использовать легенду для продвижения кофейни. Так можно?
Советы

Хочу использовать легенду для продвижения кофейни. Так можно?

Как говорится, мы не осуждаем, но обсудим
Как установить пандус?
Советы

Как установить пандус?

Как штрафуют бизнес за нарушения в области персональных данных
Советы

Как штрафуют бизнес за нарушения в области персональных данных

Все штрафы в 2025 году — в одной статье
Тест, в котором вы угадываете, на что россияне спускают деньги на Wildberries
Тесты

Тест, в котором вы угадываете, на что россияне спускают деньги на Wildberries

Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.