На сайт банка

Бумажные документы уходят в прошлое, и все больше госведомств переходит на работу с электронными. Многие партнеры охотнее соглашаются сотрудничать с компанией, если она использует электронный документооборот. Рассказываем, как подключить ЭДО для своего бизнеса.

Записалa Юлия Иванова.

Зачем бизнесу ЭДО

Электронный документооборот (ЭДО) — это система обмена, хранения и обработки документов, при которой все происходит в онлайн-формате, без использования бумажных экземпляров.

Такая система:

  • экономит деньги, так как не нужно печатать, отправлять и хранить кучу бумаг;
  • ускоряет бизнес-процессы — документы быстро отправляются и подписываются онлайн;
  • упрощает контроль — легко найти нужный документ и проверить, кто и когда его подписал;
  • дает возможность запрашивать и сдавать отчеты и другие документы в госорганы онлайн;
  • упрощает участие в госзакупках.

Какой бывает ЭДО

Электронный документооборот бывает трех видов.

Внутренний

Подключается для общения и обмена документами внутри коллектива и решения корпоративных задач.

Пример

В ООО «Аврора» за год стало намного больше сотрудников — прибавилось сразу 56 человек. Из них половина просит перевести их на удаленку. Обмениваться бумажными оригиналами документов этим сотрудникам неудобно, как и самой компании, поэтому директор по персоналу принял решение подключить кадровый ЭДО.

Внешний

Нужен для работы с контрагентами: отправлять и получать документы, проводить сверки, заключать договоры.

Пример

Рекламное агентство получило большой заказ на мероприятие всероссийского масштаба. Чтобы выполнить заказ, нужно заключить сделки сразу с десятком контрагентов из разных регионов, и большинство из них откажутся работать, если агентство не наладит электронный обмен документами.

ЭДО с госструктурами

С помощью этого вида ЭДО бизнес сдает отчетность, торгует маркируемыми товарами и участвует в госзакупках — для некоторых процедур это и вовсе обязательное требование.

Пример

ИП Гордеев решил открыть кофейню. Для производства он будет закупать молоко, а еще планирует продавать молочные продукты в детском меню. Все перечисленное — маркируемые товары, а для работы с такими нужно обязательное подключение ЭДО.

Как подключить ЭДО: пошаговая инструкция

Шаг 1. Выбираем поставщика

Речь идет о лицензированном провайдере, который будет отвечать за электронный документооборот между бизнесом и его контрагентами: поставщиками, покупателями, сотрудниками, налоговой, Росстатом и т. д. Поставщика ЭДО еще называют оператором.

При выборе поставщика учитывайте:

  • его надежность — отдавайте приоритет провайдерам из реестра ФНС;
  • функциональность — можно ли подключить обмен документами и переписку с поставщиками и подрядчиками, сервис сдачи отчетности, кадровый ЭДО;
  • возможности сервиса — интеграция с «1С», возможность обмена с контрагентами, у которых другой оператор ЭДО (роуминг), наличие и объем облачного хранилища;
  • техподдержку — наличие, режим работы, доступные каналы связи (телефон, выезд специалиста, чаты в мессенджерах и т. д.);
  • скорость вашего интернета, технические характеристики компьютеров, с которых будет возможен доступ;
  • стоимость подключения, доступа и обслуживания.

Бесплатных сервисов мало, и большинство из них ограничены по функционалу, но многие операторы предоставляют бесплатный тест-драйв своих систем. Поэтому бизнес может попробовать ЭДО от разных поставщиков и выбрать наиболее подходящий под свои конкретные условия и задачи.

Пример бесплатного ЭДО — портал «Работа в России». Через него работодатели могут решать многие кадровые вопросы и подписывать кадровые документы с сотрудниками.

Бухгалтерия для ИП и ООО

Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!

Шаг 2. Подписываем договор с оператором ЭДО

Заключите договор и получите доступ к системе: логин и пароль для входа в сервис.

Пример обозначения оператора ЭДО в договоре с партнером (контрагентом):

Шаг 3. Настраиваем систему

Обычно это делают через личный кабинет, где компания или предприниматель могут задать свои настройки для работы с документами.

Вот как может выглядеть личный кабинет у одного из операторов:

Шаг 4. Устанавливаем программное обеспечение

Чаще всего это онлайн-сервисы, которые не нужно устанавливать на компьютер. Но могут понадобиться и программы, например «КриптоПро» — для работы с электронными подписями.

Если вашему бизнесу требуется интеграция с учетными системами, то этот шаг займет больше времени. Но в итоге пользователи смогут создавать и редактировать документы без переноса данных вручную, а также получать, отправлять и подписывать документы, не переключая окна программы и браузера.

Шаг 5. Изготавливаем электронные подписи

Чтобы безопасно и легально работать с электронными документами, компании нужна электронная цифровая подпись (ЭЦП). Она подтверждает, что именно вы подписали документ.

Об электронной подписи — Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ

Количество и характеристики цифровых подписей зависят от того, сколько сотрудников будут работать с ЭДО, какие у них будут полномочия и какие документы предстоит подписывать.

Чтобы подключиться к ЭДО для работы с контрагентами и госорганами, нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) — это самый защищенный вид ЭЦП. Для нее нужны программа на компьютере и специальная флешка (токен). Программа шифрует документы, а на флешке хранится секретный код (ключ), который подтверждает вашу подпись. Чтобы получить УКЭП на ИП или руководителя ООО, обратитесь в Удостоверяющий центр (УЦ) ФНС или к их доверенному лицу.

Для других сотрудников, подписывающих документы от имени ООО, потребуются УКЭП и доверенность, которая подтвердит право подписи сотрудника. УКЭП для физических лиц можно заказать в любом аккредитованном УЦ.

Открыть счет
для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Бизнесу могут понадобиться и другие подписи:

  1. простая электронная подпись (ПЭП) — подходит для внутренних документов, но не для официальных дел; такую подпись изготавливают для работников для подписания некоторых кадровых документов, она состоит из логина и пароля.
  2. усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП) — более серьезная, но подходит не для всех официальных документов; создается с использованием криптографических средств, которые не сертифицируются государством, поэтому некоторые документы ей подписать нельзя (например, УНЭП не подойдет для финансовой отчетности и регистрационных документов ИП и юрлица).

Шаг 6. Издаем локальный акт об ЭДО

Точнее, локальных актов должно быть два. Первый — положение, в котором будут прописаны все внутренние правила компании в части работы с ЭДО:

  • через какие ПО и сервисы будет реализован электронный документооборот;
  • кому будет предоставлен доступ;
  • какие документы будут проходить через ЭДО;
  • правила работы с этими документами;
  • политика информационной безопасности и т. д.

В интернете можно найти образец готового положения, но лучше доработать его с учетом специфики именно вашего бизнеса.

Часто положение об ЭДО включают в состав учетной политики организации. Но даже если положение — отдельный документ, в учетной политике зафиксируйте переход на ЭДО как введение нового способа учета.

Второй локальный акт — это приказ с точной датой, с которой бизнес переходит на ЭДО.

Если речь идет о кадрах, потребуется также письменное согласие каждого работника.

Пример согласия работника на кадровый ЭДО:

Шаг 7. Обучаем сотрудников

Многие операторы предлагают бесплатные обучающие материалы и помощь, чтобы пользователи освоили работу с системой. Также компания может самостоятельно обучить своих сотрудников работе с электронными документами.

Шаг 8. Сообщаем контрагентам

Условие об ЭДО в договорах с контрагентами обычно необязательное, но лучше включить пункт об этом при составлении документа.

Пример формулировки об использовании ЭДО в договоре с поставщиком: «Стороны соглашаются при наличии технической возможности обмениваться первичными и прочими документами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи посредством электронного документооборота, организованного оператором электронного документооборота. Стороны соглашаются применять при осуществлении юридически значимого электронного документооборота квалифицированные электронные подписи, формы, форматы и порядок, установленные действующим законодательством».

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Все отрасли Малый бизнес пожаловался на рост задержек оплаты от клиентов
Малый бизнес пожаловался на рост задержек оплаты от клиентов
28 июля
12 мин
Советы Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы
Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы
Собрали лучшие статьи Дела на самую горячую тему лета
29 июля
2 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы
Советы

Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы

Собрали лучшие статьи Дела на самую горячую тему лета
Шаурма по ГОСТу: как устроен рынок, сколько стоит открыть точку
Рынок

Шаурма по ГОСТу: как устроен рынок, сколько стоит открыть точку

И почему это не бизнес для всех
Хочу использовать легенду для продвижения кофейни. Так можно?
Советы

Хочу использовать легенду для продвижения кофейни. Так можно?

Как говорится, мы не осуждаем, но обсудим
Как установить пандус?
Советы

Как установить пандус?

Как штрафуют бизнес за нарушения в области персональных данных
Советы

Как штрафуют бизнес за нарушения в области персональных данных

Все штрафы в 2025 году — в одной статье
Тест, в котором вы угадываете, на что россияне спускают деньги на Wildberries
Тесты

Тест, в котором вы угадываете, на что россияне спускают деньги на Wildberries

Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.