Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Малый бизнес надеется на весеннее оживление спроса и рост продаж
Источник — «Коммерсантъ»
В марте 2025 года повысилась деловая активность малого бизнеса, RSBI вырос до 52,7 пункта (с 51,7 пункта в феврале). Если прежние опросы начиная со второй половины 2024 года показывали пессимизм предпринимателей, то сейчас у них появились оптимистичные ожидания.
Читайте также:
Никаких волшебников продаж: как составить вакансию, на которую точно откликнутся
Компонента продаж в марте вышла на максимум за пять месяцев, но все равно осталась отрицательной — 47,3 пункта, что ниже средних 50 пунктов. Только 12% компаний сообщили о росте выручки, в то время как почти половина опрошенных (47%) отметила ее сокращение. 40% компаний рассчитывают на весеннее оживление спроса и восстановление уровня сбыта в начале второго квартала.
Доля компаний, которые расширяют штат, увеличилась до 11%, однако 20% сократили сотрудников. 29% МСП планируют нанять новых сотрудников, но из-за конкуренции с крупным бизнесом они могут столкнуться с трудностями в привлечении кадров.
Инвестиционная активность увеличилась с 56,3 пункта в феврале до 57 пунктов в марте. По мнению авторов исследования, она сдерживается тем, что малому бизнесу не хватает собственных средств, а заемное финансирование обходится дорого. 33% предпринимателей назвали препятствием для получения кредитов высокие процентные ставки. Кроме того, стала расти доля отказов в одобрении заявок: только половина МСП может кредитоваться.
Из-за высокой ключевой ставки предприниматели не заинтересованы в кредитовании. Это вынуждает их отказаться от реализации проектов, особенно в производственной сфере, где нужны масштабные инвестиции.
Индекс RSBI рассчитали «Промсвязьбанк», «Опора России» и Аналитический центр НАФИ по итогам опроса 1,8 тыс. компаний.
Делать бизнес проще — наше дело