Екатерина Егорова о том, как экологичный подход в бизнесе может приносить выгоду и привлекать клиентов и почему раздельный сбор мусора — это еще не всё.
Экологичность — это не просто баки для раздельного сбора мусора
У нас с партнером агентство, которое помогает бизнесу улучшать свои продукты так, чтобы они не вредили окружающей среде и приносили пользу людям.
В России это новое направление, хотя в Европе оно развито. Зайдите на сайт вакансий и наберите «менеджер по устойчивому развитию», и вы найдете одну-две вакансии. Но и у нас есть такие специалисты, их приглашают в основном крупные компании: Икея, Пятерочка, Эйчэндэм, недавно Ламода подключилась.
Клиентов чаще ищем сами, потому что понимаем: многие компании даже не догадываются, что есть агентство, которое может помочь им в вопросах экологии. И не просто баки для раздельного сбора отходов поставить, а придумать, как перестроить сервисы и улучшить продукты, чтобы это отвечало их экологическим ценностям.
Расскажу, как это работает. Приходит предприниматель и говорит: «Слушайте, я хочу быть экологичным. Что мне для этого нужно сделать?» Чтобы ответить на этот вопрос, мы сначала смотрим, что компания производит, какие ценности несет, что говорит клиентам и сотрудникам.
Затем анализируем процессы. Например, в кафе оцениваем, сколько еды остается и сколько выбрасывают. Иногда предприниматели отмахиваются: мне некогда возиться с отходами кухни — тогда мы объясняем, что он эти продукты купил, потратил деньги, потом потратил энергию и время, чтобы их приготовить, а потом еще заплатит за утилизацию. Если отходов много, мы анализируем договоры с поставщиками и объемы закупок, предлагаем идеи, как всё исправить.
Или, к примеру, разбираемся в самих продуктах: откуда они приезжают, кто их выращивает, сколько ресурсов уходит на закупку. Ведь если кафе хочет говорить клиентам, что у них экологически ориентированное меню и что они заботятся об окружающем мире, им лучше отказаться от авокадо, которое везут недозревшим с другой части земного шара.
Углеродный след — это все выбросы парниковых газов, которые производят человек или компания. Углеродный след меняет климат на планете, из-за чего погибают животные, портится воздух и поднимается уровень воды в океане
Чтобы его привезти, нужны самолет, машины, погрузчики, которые заправляют топливом, — всё это оставляет углеродный след. В этом случае мы бы рекомендовали авокадо заменить другим продуктом или вообще сделать меню из местных продуктов.
Есть нюансы и с поставщиками: важно, кто это — местные фермеры, которых можно поддержать, или крупные предприятия. Допустим, если решили, что поддерживаем фермы и хотим об этом сказать клиентам, то как это сделать. И здесь включается маркетинговая составляющая: какая тональность будет, какие посты разместим.
Другой пример. Мы работали над экологичной стратегией коворкинга, в том числе помогали отказаться от одноразовых стаканов и перейти на многоразовые кружки. Но люди и сотрудники привыкли пользоваться одноразовыми: их не нужно мыть, хранить, можно быстренько выкинуть. Поэтому нам нужно было сделать так, чтобы всем было удобно работать с многоразовой посудой.
Представьте, человек раз в месяц покупает кофе в кофейне у дома, но не хочет пользоваться одноразовыми стаканчиками и покупает термокружку, а ее сделали на китайском заводе из непонятного материала. Не уверена, что термокружка здесь экологичнее, чем одноразовый стакан. Иногда может оказаться, что даже одноразовая пластиковая бутылка лучше, чем многоразовая из стекла.
Смысл примера в том, что всё неоднозначно, хотя в большинстве случаев многоразовые вещи, если ими постоянно пользуются, конечно, лучше. Но не во всех сферах: в медицине много что нельзя использовать несколько раз, а в личной гигиене и уходе за детьми можно, но проблематично. Даже одноразовую посуду не всегда можно заменить на многоразовую альтернативу.
Допустим, завтра мы скажем жителям России: «Теперь у нас запрещены памперсы и прокладки, магазины больше не будут их продавать». А послезавтра все женщины выйдут на митинг, потому что не представляют свою жизнь без этих одноразовых вещей. У меня эти средства гигиены многоразовые, но я не могу требовать того же от других, и никто не может. Нельзя однозначно говорить: многоразовое — хорошо, а одноразовое — плохо.
Если кому-то нужны одноразовые вещи, это не повод говорить: «Вы неправильно живете». Это повод рассказать о плюсах многоразовых вещей или найти решение, которое подойдет человеку и будет безвредным для окружающей среды.
Бизнес может стать экологичным и без чьей-то помощи
Компании могут развиваться в сторону экологичности и без помощи со стороны. Для этого им нужно определить цели и проанализировать всё, что они видят вокруг себя. Цели можно выбрать из программы ООН «17 целей устойчивого развития», там есть такие цели:
- ликвидация нищеты;
- ликвидация голода;
- достойная работа и экономический рост;
- чистая вода и санитария;
- хорошее здоровье и благополучие.
Например, кафе хочет соответствовать этим целям, тогда оно смотрит на:
- поставщиков и их сертификаты. Смотрит, откуда привозят продукты, где ловят эту рыбу, на какой земле растут овощи. Решает, может ли поменять поставщиков, если они используют вредные химикаты, обрабатывают продукты;
- упаковку для блюд. Разбирается, что с ней дальше делают клиенты; решает, можно ли сократить количество упаковки или вернуть ее обратно, использовать многоразовую упаковку;
- меню и продукты. Решает, можно ли товары, которые привозят из других стран, заменить местными. Или можно ли отказаться от тепличных и обработанных продуктов в пользу сезонных;
- остатки продуктов. Решает, можно ли пересмотреть меню, — возможно, ввести блюдо дня, которое позволит задействовать все остатки;
- остатки на тарелках. Смотрит, сколько еды остается после посетителей — возможно, стоит уменьшить размер порций.
- б/у оборудование. Решает, может ли купить технику или мебель на кухню, которые уже использовали раньше, — это уменьшает использование ресурсов планеты;
- биоразнообразие. Возможно, кафе сможет предложить интересные блюда из лопуха и крапивы, рыжиков и груздей и любых других местных, но редких в меню общепита продуктов.
Всё это — личный выбор каждого предпринимателя. Бизнес может быть экологичным, может не быть, но хуже всего — экологичность для вида. Меня бомбит, когда я вижу пластиковый пакет из одного магазина, а на нем написано «Покупая этот пакет, ты помогаешь экологии» или «Этот пакет безопасен для окружающей среды». Но я знаю, что это неправда: я сама звонила производителю и знаю, из чего сделан этот пакет.
Компания «Виннау» из Великобритании помогает кафе, ресторанам и столовым уменьшить количество пищевых отходов и ведет статистику, как это влияет на бизнес. У них 600 клиентов, включая Икею, которые экономят 4300 тонн пищевых отходов ежегодно.
Виннау предлагает клиентам работать с помощью умных весов и приложения для них. Все данные анализирует алгоритм компании, который потом сообщает, какие пищевые отходы можно уменьшить.
Разработки Виннау помогли компаниям в течение года сократить пищевые отходы на 50% и на 3—8% снизить затраты на закупку еды.
Стоит задуматься, что будет с продуктом после использования
Когда производители создают вещи, они не задумываются, что будет с этими вещами, когда они станут не нужны или сломаются. Например, промышленники изобретают колготки или упаковку для шоколадок: они думают, как сделать колготки крепкими, упаковку — удобной и дешевой. Но они не говорят, что людям делать с этим, когда колготки порвутся, а шоколадка съестся.
То есть они создали продукт, но не продумали его дальнейшее использование. Если компания производит электронные книги, то должна создать систему, в которой эти книги после использования возвращаются к ней.
Получается некий трейд-ин вещей. Сейчас есть трейд-ин на смартфоны, ноутбуки и машины, но здорово, если бы можно было принести любые вещи.
Сейчас есть трейд-ин на смартфоны, ноутбуки и машины, но здорово, если бы можно было принести любые вещи
Допустим, производитель собирает с покупателей использованные вещи — не только технику, что угодно. Человек знает, что может сдать вещь или к нему приедут и заберут ее, а взамен он получит какие-то бонусы.
Бизнес эту вещь может разобрать на запчасти, использовать для производства новых товаров и так сэкономить на материалах. А еще он сможет изучить, почему вещь сломалась или покупатель перестал ей пользоваться и так сэкономить на маркетинговых исследованиях. И этот опыт использования применить, и тем самым улучшить продукт, и выстроить другую цепочку отношений с человеком, более лояльную и тесную.
К тому же так бизнес сможет возвращать своих покупателей назад. Человек пользовался вещью, сдал ее, взял новую, снова сдал — этот человек станет клиентом на долгое время.
У одного магазина есть похожая программа с детскими кроватками. Человек покупает кроватку, пользуется ей, а когда она становится не нужна, возвращает ее в магазин. Представим, что другие магазины тоже принимают старые вещи, ремонтируют и снова продают: не все могут позволить себе новые вещи, а б/у, но не с рук, а из магазина, будут пользоваться доверием. Это новая аудитория клиентов, это лояльность старых клиентов и это поддержка вторичного использования вещей.
А еще можно предлагать дополнительный сервис по вторичному использованию. Например, человек купил в магазине кресло, пользовался им несколько лет, оно вытерлось, теперь он хочет его перетянуть, а магазин может взять это на себя. Это повысит узнаваемость бренда, лояльность клиентов, они будут чаще возвращаться и рекомендовать этот магазин, плюс это возможность получать дополнительный доход на услугах ремонта.
Экологичный подход к бизнесу привлекает клиентов
Я работала в магазине без упаковки «Зиро вейст шоп» и поддерживаю идею безотходных товаров, но считаю, что не всегда от упаковки можно отказаться. Ведь сразу же встает вопрос безопасности и транспортировки продуктов, процент испорченного товара однозначно станет выше.
Помните, мы говорили, что всё неоднозначно, — тут то же самое. Что лучше: упаковка, которая защищает товар и продлевает срок годности, или отсутствие упаковки, которая вредит окружающему миру.
Упаковка — не всегда зло, она помогает сохранять продукты. Другой вопрос — что мы с ней делаем потом. Без упаковки часто можно обойтись, но она иногда нужна. А еще ее можно усовершенствовать — создать такую упаковку, которая не наносит вред окружающему миру, и ее легко собирать, сортировать и перерабатывать.
Я считаю, что бизнес может помочь людям производить меньше отходов уже сейчас, без изобретения суперупаковки. Например, если в магазине будет возможность арендовать многоразовые контейнеры для продуктов под небольшой залог. Пришел человек, взял контейнер, положил ягоды или куриные ножки, оплатил и забрал домой. В следующий раз пришел, бросил этот контейнер в отдельный бокс, взял новый.
Таким образом бизнес может внедрить одну из четырех моделей вторичного использования:
- свою упаковку. Покупатель приходит в магазин со своим контейнером и набирает продукты или со своей бутылочкой и наливает средство для мытья посуды. Так работает магазин без упаковки «Зиро вейст шоп» в Москве;
- депозитарную упаковку. Покупатель приходит без контейнера, берет его в магазине, оставляет депозит, а потом возвращает. В Германии есть кофейня, где дают стакан, а покупатель возвращает его на обратном пути;
- свою упаковку и доставку продукта. Покупателю привозят товары в его район, он приходит со своей упаковкой и покупает всё рядом с домом. Так привозят разливное молоко;
- доставку на дом без упаковки. Покупателю привозят товары домой, при этом не используют лишнюю упаковку.
Во всех случаях бизнес тесно взаимодействует с людьми: покупателям не нужно задумываться, где взять упаковку, или они точно знают, что должны принести ее с собой. Это экологичный бизнес с понятной для человека схемой. А сам бизнес экономит на лишней упаковке и привлекает новых клиентов, которые разделяют ценности компании.
Финская сеть розничных и интернет-магазинов предложила клиентам возможность выбирать, в какую упаковку положить заказ, — одноразовую или многоразовую.
Сначала они предложили клиентам покупать многоразовую упаковку, а после получения заказа класть ее в почтовый ящик, чтобы курьер компании мог забрать ее обратно. Взамен сеть давала скидку 10%.
Затем компания стала предлагать бесплатную многоразовую упаковку, но для заказов свыше 99 евро. И это сработало: люди, которые разделяли экологические ценности сети, стали покупать больше.
В результате средний чек заказов в многоразовой упаковке увеличился на 30%, а еще компания сократила затраты на одноразовую упаковку на 20%.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.