i
×

Издание для бизнеса.

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Меньше хайпа, больше пользы!

Как ИП перейти на самозанятость

Как ИП перейти на самозанятость

Предприниматель может перейти на самозанятость, чтобы платить меньше налогов и не платить обязательные взносы. Рассказываем, как это сделать за шесть шагов.
13 октября
1058
40
3

Читатель Никита спрашивает:

Я дизайнер-фрилансер, делаю макеты листовок, брошюр, меню и визиток для компаний и обычных людей. У меня ИП, но я хочу перейти на самозанятость, потому что устал платить взносы. Как мне это сделать? Обязательно ли закрывать ИП и расчетный счет в банке?

Никита, вы вправе не закрывать ИП, но перейти на самозанятость и не платить взносы. Самозанятость — это не отдельный статус, как ИП или юридическое лицо, а режим налогообложения, он называется НПД — налог на профессиональный доход. НПД ближе к понятию упрощенки или вмененки: предприниматель может работать на упрощенке, а может работать на НПД.

В этой статье рассказали, как ИП перейти на самозанятость — инструкция большая, но читать дольше, чем делать.

Записалa Светлана Дучак, редактор.

Шаг 1. Проверить критерии для работы на НПД

Работать как самозанятые могут ИП и физические лица, если подходят под четыре критерия:

  • живут в одном из 23 регионов, в которых проводится эксперимент с самозанятыми. Например, в Омской, Самарской, Челябинской или Московской областях, или живут где угодно, но работают только в интернете;
  • не нанимают сотрудников — самозанятые могут работать только в одиночку;
  • не занимаются чем-то из списка запрещенного для самозанятых, например, не продают готовые товары или полезные ископаемые;
  • зарабатывают не больше 2,4 млн рублей в год.

Eсли с критериями всё в порядке, можно перейти к следующему шагу.

Шаг 2. Зарегистрироваться через приложение или сайт

Зарегистрироваться как самозанятый можно через приложение «Мой налог» или в личном кабинете на сайте налоговой. В обоих случаях не нужно идти в налоговую, писать заявления или платить пошлину.

Приложение «Мой налог» в Апсторе и Гугл-плее

В приложении «Мой налог». Для регистрации понадобятся паспорт и фронтальная камера на телефоне. Нужно скачать приложение «Мой налог» и зарегистрироваться по паспорту или через личный кабинет физического лица или Госуслуг.

В поиске Апстора по словам «мой налог» нужное приложение будет вторым в списке
При любом способе регистрации нужно будет выбрать региона и указать номер телефона — налоговая пришлет код для подтверждения

В личном кабинете на сайте налоговой. Есть отдельный кабинет для самозанятых. Регистрация в нем приравнивается к регистрации в качестве самозанятого.

Чтобы зарегистрироваться как самозанятый через личный кабинет, нужно нажать кнопку «Зарегистрироваться», ввести ИНН и придумать пароль
После ввода ИНН налоговая регистрирует в качестве самозанятого

Проверить, прошла регистрация или нет, можно через сервис налоговой:

В первое поле нужно вбить свой ИНН, во второе — день проверки статуса, затем нажать кнопку «Найти», и сервис покажет, зарегистрирован ли человек как самозанятый. Сервис проверки самозанятости

ИП не на НПД должны платить взносы — статья 430 Налогового кодекса

После регистрации ИП становится плательщиком НПД — налога на профессиональный доход — или проще говоря, самозанятым. Но НПД — это специальный налоговый режим, и нельзя одновременно находится на двух специальных режимах, например на НПД и упрощенке. Нужно отказаться от прошлого режима, иначе налоговая может доначислить налоги и взносы.

Шаг 3. Уведомить налоговую об отказе от упрощенки

Регистрация в качестве самозанятого — это переход предпринимателя с одного налогового режима на другой. Для примера возьмем упрощенку. По общим правилам перейти с упрощенки на другой режим можно только в начале года, но для перехода на самозанятость правила другие:

  • перейти на самозанятость можно с упрощенки, единого сельскохозяйственного налога или вмененки;
  • перейти можно в любой день года;
  • уведомить налоговую о переходе нужно в течение месяца после регистрации в качестве самозанятого.

Итак, перейти на самозанятость можно в любой день года, но в течение месяца после перехода нужно отправить в налоговую уведомление об отказе от прошлого режима налогообложения:

Форма называется пугающе — «Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения», но для налоговой она означает лишь то, что ИП больше не использует упрощенку.

В уведомлении об отказе от упрощенке указывают ИНН, имя, телефон предпринимателя, дату и ставят подпись

Заполненное уведомление можно отнести в налоговую лично, отправить по почте с описью вложений или отправить через кабинет ИП на сайте налоговой. А налоговая сама передаст информацию в фонды — пенсионный, социального и медицинского страхования.

Шаг 4. Сдать декларацию

Чтобы не было путаницы и доначисления налогов, нужно сдать декларацию по старому налоговому режиму до 25-го числа следующего месяца. Например, если уведомить налоговую об отказе от упрощенки 12 ноября, декларацию нужно сдать до 25 декабря.

Декларацию можно сдать четырьмя способами:

  • распечатать и отнести в налоговую лично;
  • отправить через онлайн-бухгалтерию банка или программу электронной отчетности, например Сбис;
  • выслать Почтой России с описью вложений;
  • отправить через сервис налоговой — понадобится электронная подпись.

Декларацию заполняют как обычно, но не за весь год, а с 1 января до дня перехода на самозанятость.

Единственное отличие от предыдущих деклараций в поле «Налоговый период (код)» — в нем нужно вписать «95»

С налогами всё. Осталось разобраться с расчетным счетом в банке и рассказать клиентам об изменениях.

Шаг 5. Разобраться с расчетным счетом в банке

У ИП, которые перешли на самозанятость, нет обязанности принимать платежи только на расчетный счет в банке. Они могут принимать деньги четырьмя способами:

  • наличными;
  • на карту физлица;
  • электронный кошелек;
  • расчетный счет.

Главное — всем клиентам выдавать чек из приложения «Мой налог».

ИП, который перешел на самозанятость, может не закрывать расчетный счет и принимать оплату на него или закрыть и получать деньги другим способом. Если счет уже есть, стоит уточнить в банке, работает ли он с ИП на НПД.

Шаг 6. Объяснить клиентам, что произошло

Если среди клиентов есть юрлица, нужно рассказать, что теперь вы самозанятый и вместо счетов и актов будете присылать один документ — чек из приложения «Мой налог». Этот чек компании будут использовать как подтверждающий документ для налоговой.

Даже если ИП стал самозанятым, ему всё равно нужен договор — без него юрлицо не сможет платить за услуги с расчетного счета и учитывать их в расходах. Если договор уже есть, можно подписать дополнительное соглашение с новыми реквизитами.

Подробнее о работе с самозанятыми мы рассказывали в другой статье.

Войти через
А теперь — комментарии! Как думаете, стоит ли ИП переходить на самозанятость?
Актуальное

Когда сотрудникам нужен медосмотр

Понятно, что медосмотр проходят все, кто работает с людьми или едой. И совсем неожиданно, что он нужен тем, кто печатает на компьютере, но это так.
23 ноября 2018
18
2

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста
Не получилось отправить :-|

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.