Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как ИП перейти на самозанятость
Читатель Никита спрашивает:
Я дизайнер-фрилансер, делаю макеты листовок, брошюр, меню и визиток для компаний и обычных людей. У меня ИП, но я хочу перейти на самозанятость, потому что устал платить взносы. Как мне это сделать? Обязательно ли закрывать ИП и расчетный счет в банке?
Никита, вы вправе не закрывать ИП, но перейти на самозанятость и не платить взносы. Самозанятость — это не отдельный статус, как ИП или юридическое лицо, а режим налогообложения, он называется НПД — налог на профессиональный доход.
В этой статье рассказали, как ИП перейти на самозанятость, — инструкция большая, но читать дольше, чем делать.
Шаг 1. Проверить критерии для работы на НПД
О критериях самозанятости в законе — ФЗ-422
Работать как самозанятые могут ИП, если подходят под девять критериев:
Eсли с критериями все в порядке, можно перейти к следующему шагу.
Шаг 2. Зарегистрироваться через приложение или сайт
Зарегистрироваться как самозанятый можно через приложение «Мой налог» или в личном кабинете на сайте налоговой. В обоих случаях не нужно идти в налоговую, писать заявления или платить пошлину.
Приложение «Мой налог» в AppStore и Google Play
В приложении «Мой налог». Для регистрации понадобятся паспорт и фронтальная камера на телефоне. Нужно скачать приложение «Мой налог» и зарегистрироваться — по паспорту или через личный кабинет физического лица на сайте ФНС или на Госуслугах.
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!
При любом способе регистрации нужно будет выбрать регион и указать номер телефона — налоговая пришлет код для подтверждения.
Личный кабинет на сайте налоговой для перехода на самозанятость
В личном кабинете на сайте налоговой. Есть отдельный кабинет для самозанятых. Регистрация в нем приравнивается к регистрации в качестве самозанятого.
Чтобы зарегистрироваться как самозанятый через личный кабинет, нужно нажать кнопку «Зарегистрироваться», ввести ИНН и придумать пароль.
После ввода ИНН налоговая регистрирует в качестве самозанятого.
Проверить, прошла регистрация или нет, можно через сервис налоговой:
Сервис проверки самозанятости
В первое поле нужно вбить свой ИНН, во второе — день проверки статуса, затем нажать кнопку «Найти», и сервис покажет, зарегистрирован ли человек как самозанятый.
ИП не на НПД должны платить взносы — статья 430 Налогового кодекса
После регистрации ИП становится плательщиком НПД — налога на профессиональный доход — или, проще говоря, самозанятым. Но НПД — это специальный налоговый режим, и нельзя одновременно находиться на двух специальных режимах, например, на НПД и упрощенке. Нужно отказаться от прошлого режима, иначе налоговая может доначислить налоги и взносы.
Шаг 3. Уведомить налоговую об отказе от упрощенки
Регистрация в качестве самозанятого — это переход предпринимателя с одного налогового режима на другой. Для примера возьмем упрощенку. По общим правилам, перейти с упрощенки на другой режим можно только в начале года, но для перехода на самозанятость правила другие:
Как отказаться от своего налогового режима и перейти на самозанятость — в письме налоговой
Итак, перейти на самозанятость можно в любой день года, после перехода нужно отправить в налоговую уведомление — в течение месяца (для УСН и ЕСХН) или десяти дней (для ПСН):
Если переходите на НПД с общей системы налогообложения уведомление подавать не нужно, но придется заплатить НДФЛ с НДС и сдать декларации по каждому налогу.
Форма называется пугающе — «Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения», но для налоговой она означает лишь то, что ИП больше не использует упрощенку.
В уведомлении об отказе от упрощенки указывают ИНН, имя, телефон предпринимателя, дату и ставят подпись.
Личный кабинет ИП
Заполненное уведомление можно отнести в налоговую лично, отправить по почте с описью вложений или отправить через кабинет ИП на сайте налоговой. А налоговая сама передаст информацию в фонды — социальный и медицинского страхования.
Шаг 4. Сдать декларацию
Чтобы не было путаницы и доначисления налогов, нужно сдать декларацию по старому налоговому режиму до 25-го числа следующего месяца. Например, если уведомить налоговую об отказе от упрощенки 12 ноября, декларацию нужно сдать до 25 декабря.
Декларацию можно сдать четырьмя способами:
Скачать бланк декларации для ИП на УСН на сайте налоговой
Читайте также:
Нулевая декларация для ИП на упрощенке
Декларацию заполняют как обычно, но не за весь год, а с 1 января до дня перехода на самозанятость.
Единственное отличие от предыдущих деклараций в поле «Налоговый период (код)» — в нем нужно вписать «95».
С налогами все. Осталось разобраться с расчетным счетом в банке и рассказать клиентам об изменениях.
Шаг 5. Разобраться с расчетным счетом в банке
У ИП, которые перешли на самозанятость, нет обязанности принимать платежи только на расчетный счет в банке. Они могут принимать деньги четырьмя способами:
Главное — всем клиентам выдавать чек из приложения «Мой налог».
ИП, который перешел на самозанятость, может не закрывать расчетный счет и принимать оплату на него или закрыть и получать деньги другим способом. Если счет уже есть, стоит уточнить в банке, работает ли он с ИП на НПД.
Шаг 6. Объяснить клиентам, что произошло
Если среди клиентов есть юрлица или ИП, нужно рассказать, что теперь вы самозанятый и вместо счетов и актов будете присылать один документ — чек из приложения «Мой налог». Этот чек компании будут использовать как подтверждающий документ для налоговой.
Но здесь важно иметь в виду, что налоговики рекомендуют заказчикам запрашивать у самозанятых не только чеки, но и акты о выполнении работ (оказании услуг), хотя такой нормы в законе и нет. Если заказчик запросил акт, то можно сделать его на основе той формы, которую ИП использовал ранее, до перехода на НПД.
ИП, которые работали на спецрежимах (УСН, ЕСХН, патент), могут ничего не менять в акте. А если вы раньше работали на общей налоговой системе, то нужно убрать из цены НДС.
Даже если ИП стал самозанятым, ему все равно нужен договор — без него контрагент не сможет платить за услуги с расчетного счета и учитывать их в расходах. Договор нужен и самому исполнителю, например, на случай, если при оказании услуг возникнет спорная ситуация.
Если договор уже есть, можно подписать дополнительное соглашение с новыми реквизитами.
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!