Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Запатентовать название и логотип
Регистрировать название и логотип нужно, чтобы им не могли воспользоваться конкуренты и чтобы избежать исков. Кроме страховки от судебных разбирательств есть и чисто экономические причины — например, если вы хотите продавать франшизу и выставить свои товары на маркетплейсе. Рассказываем, что можно и нельзя запатентовать и прикладываем пошаговую инструкцию.
Какими бывают товарные знаки
И название, и логотип с точки зрения законодательства — товарные знаки. В России организация, которая выдает свидетельства на товарные знаки, называется Роспатент. Законодательство разграничивает понятия «регистрация» и «выдача патента», применяя к товарным знакам именно понятие «регистрация». Следовательно, по закону товарные знаки регистрируют, однако в обиходе допустимо использовать и термин «запатентовать».
Товарные знаки бывают нескольких видов, из них самые распространенные — словесные, изобразительные и комбинированные. К словесным товарным знакам относятся, собственно, названия, к изобразительным — логотипы, а к комбинированным — их сочетания.
С точки зрения Роспатента, название — это словесное коммерческое обозначение, любое сочетание букв и шрифта. Под это определение попадают названия компаний, внесенные в ЕГРЮЛ, фантазийные имена, названия литературных произведений и даже личные бренды индивидуальных предпринимателей.
Логотип — любая изобразительная или комбинированная композиция. Это может быть дизайн упаковки, векторная иллюстрация и так далее.
Требования к названиям и логотипам
Патентование названия и логотипа возможно только после его проверки на охраноспособность. При рассмотрении заявки Роспатент выясняет, соответствует ли обозначение определенным требованиям, и если нет — отказывает в регистрации. Полный перечень оснований для отказа есть в ст. 1483 ГК РФ. Вот семь основных требований, по которым обозначение:
1. Должно быть уникальным.
Название и логотип должны обладать различительной способностью, не походить до степени смешения на уже зарегистрированные по «своим» классам МКТУ.
Например, есть конкуренты с зарегистрированным товарным знаком Luxe Coach — магазин дизайнерских диванов (20 класс МКТУ).
Откажут в регистрации:
Luxe Coach: студия кухонной мебели (тоже 20 класс МКТУ). Мебель и диваны — однородные товары.
Зарегистрируют:
Luxe Coach: фабрика по производству специальной мебели для лабораторий (9 класс МКТУ). Диваны и мебель для лабораторий — разнородные товары.
2. Не должно содержать госсимволику.
В регистрации откажут, если элементы логотипа включают, копируют или подражают официальной символике, наименованиям, отличительным знакам. Например, запатентовать логотип с флагом, гербом или знаком валюты не получится.
3. Не должно включать географические названия.
Географическое название в наименовании товара или услуги будет основанием для отказа, если оно может ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения товара или места оказания услуги.
Например, Роспатент отказал в регистрации товарного знака NEAPOL одному российскому ИП, поскольку его компания не имела никакого отношения к итальянскому городу. С другой стороны, успешно прошел регистрацию знак «Донская кухня», потому что компания, владеющая им, действительно происходила из Ростовской области.
4. Должно соответствовать моральным и этическим нормам.
Роспатент откажет в регистрации, если обозначение оскорбляет группы граждан или вызывает негативные ассоциации. Не получится запатентовать название, содержащее нецензурную лексику, или логотип с оскорбительным образом.
Например, Роспатент отказал в регистрации товарного знака «Йошкин кот», поскольку данное выражение напоминает «Ёшкин кот», относящееся к бранной лексике.
5. Не должно включать аббревиатуры.
Аббревиатуры не должны быть доминирующими в товарном знаке, то же касается абстракций — геометрических фигур или общепринятых графических обозначений.
6. Должно быть осмысленным и содержательным.
Роспатент откажет в регистрации, если обозначение будет слишком расплывчатым или, наоборот, содержать общеупотребительные элементы для обозначения конкретных товаров и услуг.
7. Не должно описывать характеристики товара или услуги.
Не получится запатентовать название и логотип, которые описывают качество товара или услуги, назначение, способ производства или сбыта и так далее. Например, «Молоко» для производства молочной продукции или «Хлебная лавка» для пекарни.
Проверка на уникальность
Решая, уникально название и логотип или нет, Роспатент проверяет их на сходство с уже зарегистрированными знаками и ранее поданными заявками. Проверка довольно объемна: специалисты сличают с другими наименованиями не только написание названия, но и звучание и даже внешний визуальный образ.
При этом эксперты Роспатента учитывают, к какому классу МКТУ относится поданное на регистрацию наименование. МКТУ — это Международная классификация товаров и услуг. В нее входят 45 классов, к 36-ти из них относятся различные категории товаров, к 9-ти — услуги. Товарный знак, зарегистрированный для одного класса МКТУ, не нарушает права одноименного обозначения в другом классе.
Но есть нюанс. Во-первых, порой при подаче заявки в Роспатент сложно верно определить, к какому классу относится товар, потому что подробных характеристик или примеров продукции в описании классов нет. Во-вторых, существует такое понятие, как «корреспондирующие классы» — это классы, в которые входят «однородные» товары. Например, к 1-му классу МКТУ относят «замазки для трещин в деревьях», а к 17-му классу — «замазки», и они являются корреспондирующими.
Но от правильного выбора классов МКТУ при подаче заявки в Роспатент напрямую зависит не только сумма госпошлин (чем больше классов указано, тем она выше), но и результат проверки названия на уникальность.
Читайте: «Йух» и «Ёбидоёби». Как можно и как нельзя назвать свою компанию
Проверить, удастся ли запатентовать название, можно самостоятельно еще до подачи заявки в Роспатент. Для этого существует несколько бесплатных сервисов. Часть из них работают и с логотипами.
1. Открытый реестр Роспатента — основная база данных, которой пользуются остальные сервисы. Чтобы проверить название, нужно ввести его в строку поиска, и сайт выдаст все похожие наименования на кириллице и латинице. Однако к заполнению предлагается большое количество граф, что может сбить с толку нового пользователя. Поиск выдает много результатов, чтобы его сузить — можно выставить фильтры по классам МКТУ. Но поиск ограничен: он не выдает информацию о заявках, которые еще находятся на рассмотрении. В этом есть определенный риск — схожее с вашим наименование могут успеть зарегистрировать раньше.
2. Сервис WIPO предназначен для поиска схожих названий по всему миру. У него англоязычный интерфейс. Количество российских знаков в базе существенно ограничено: есть только те, которые выведены на международный уровень.
3. Сервис Linkmark.ru позволяет проверить не только названия, но и изобразительные товарные знаки, предварительно оценить, получится ли запатентовать логотип. Для такого поиска нужно описать изображение словами, что может быть затруднительно. Проверка по графическим элементам платная, как и проверка наименования на схожесть с теми, что еще не прошли регистрацию.
4. Сервис Legal-support.ru проводит проверку как по зарегистрированным знакам, так и по заявкам в РФ. Сервис не предоставляет возможность проверить графические элементы, но показывает вероятность регистрации названия.
5. Сервис msp-patent.ru представляет собой базу для проверки наименований, но не делает поиск по заявкам, которые еще находятся на рассмотрении в Роспатенте. Искать можно только названия.
Все эти сервисы полезны для проверки уникальности знака, но на охраноспособность название и логотип не проверит ни один сервис. Например, если поиск по названию «ABBA» не выдал никаких совпадений, это не означает, что знак можно зарегистрировать. Просто он не является охраноспособным, то есть не соответствует требованиям ГК.
Уникальность — это безусловный плюс, но еще не гарантия регистрации. Необходимо убедиться, что ваше наименование не противоречит законодательству. С этим помогают патентные поверенные.
Кто такие патентные поверенные?
Это специалисты, которые оказывают юридическую помощь с проверкой и регистрацией в области патентного права, в том числе защищают интересы клиента в суде.
Поверенные различаются по объектам патентования, они могут заниматься товарными знаками, изобретениями и полезными моделями, промышленными образцами, программами (ЭВМ, БД, ТИМС).
Проверить квалификацию ПП можно в реестре на сайте Роспатента.
Логотип и название не прошли проверку. Что делать?
Если предварительная проверка по какой-то из систем поиска показала, что ваше наименование схоже с чужим и не является охраноспособным, можно принять следующие меры:
1. Доработать логотип или название с учетом замечаний Роспатента.
2. Подобрать подходящие классы МКТУ.
3. Аннулировать знак, который препятствует получению патента на имя из-за неиспользования. Правовую охрану можно отменить, если знак не используют три года подряд (ст. 1486 ГК РФ).
4. Получить письмо-согласие на регистрацию от владельца схожего товарного знака.
5. Доказать, что ваш знак стал узнаваемым задолго до регистрации.
Доработка логотипа часто может решить проблему. Например, можно сделать одну из букв нечитаемой, заменить кириллицу латинскими символами или графическим элементом.
В практике «Гардиума» был интересный случай: нужно было убедить Роспатент, что клиент, Городская клиническая больница им. С. П. Боткина, может зарегистрировать обозначение «Боткинская больница, 1910» в качестве товарного знака. Наименование было неохраноспособным: прямо указывало на видовое назначение предприятия. Обычно это — абсолютное основание для отказа в патенте на наименование.
Для регистрации такого знака нужно было доказать, что обозначение уже известно потребителям и ассоциируется непосредственно с деятельностью организации. Юристы провели большую работу, предоставив в Роспатент доказательства интенсивного и многолетнего, с 1910 года, использования учреждением наименования. Роспатент одобрил регистрацию товарного знака «Боткинская больница, 1910».
Обязательно ли регистрировать название и логотип?
Патентование названия и логотипа — необязательная процедура, но это самый надежный способ защиты своего бизнеса. Получение патента на имя означает, что только его обладатель может использовать название и логотип в своей деятельности на законных основаниях. Использование аналогичных и схожих с зарегистрированными средств индивидуализации, в том числе в доменных именах, является нарушением патентных прав. Правообладатель может потребовать с нарушителя не только крупную компенсацию, но и отнять через суд доменное имя и запретить любые упоминания бренда-нарушителя.
Кроме того, есть некоторые законодательные и рыночные процессы, которые требуют обязательного наличия патента на наименование:
Как получить патент на название и логотип. Пошаговая инструкция
Заявки на патентование принимает Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). ФИПС базируется в Москве, но у него есть региональные отделения — в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Заявку можно отправить по почте, факсу, через сайт Роспатента или лично через представителя по доверенности.
На регистрацию товарного знака потребуется около полутора лет (или даже больше), независимо от того, что именно вы хотите запатентовать — логотип, название сайта, фирмы и так далее. Сделать нужно будет следующее:
1. Проверить знак на уникальность.
2. Обратиться к патентному поверенному или в патентное бюро по необходимости.
3. Сформировать заявку в Роспатент, оплатить госпошлину за ее регистрацию и формальную проверку.
4. Получить решение по итогам формальной проверки, если потребуется — доработать знак или заявку.
5. Оплатить пошлину за экспертизу.
6. Дождаться или добиться положительного решения о регистрации знака.
7. Оплатить пошлину за регистрацию и выдачу свидетельства.
8. Получить свидетельство о регистрации товарного знака на руки.
Убедиться в уникальности и охраноспособности названия и логотипа нужно до подачи заявки в Роспатент. Если вы сразу минимизируете риски, проверите ваше обозначение, проработаете слабые стороны вашей будущей заявки, то избежите серьезных финансовых и временных потерь.
Читайте: Опасно ли передавать права на товарный знак своему ООО?