На сайт банка

Анализ рынка и конкурентов помогает примерно понять, стоит ли открывать бизнес в конкретной нише. Он не даст однозначного ответа, но поможет сориентироваться в вопросах:

  • какие товары и услуги востребованы на рынке;
  • сколько они стоят;
  • что интересного и уникального предлагают другие фирмы;
  • как много похожих предложений уже есть на рынке;
  • сможет ли ваша компания быть востребованной в этой сфере.

Самый простой анализ займет пару часов, в качестве примера мы возьмем зоомагазин.

Эксперт — Биньямин Литвин, директор по развитию сервиса управленческого учета и бизнес-аналитики «Финансист». Записалa Наталья Болдырева.

Шаблон таблицы для анализа рынка и конкурентов. Чтобы его использовать, создайте копию и сохраните к себе в документы

Мы подготовили шаблон таблицы для базового анализа — можно сохранить его к себе и использовать. Итак, предположим, мы хотим открыть зоомагазин в Санкт-Петербурге.

Шаг 1. Находим лидеров рынка

Сначала мы составляем список потенциальных конкурентов: гуглим зоомагазины в Петербурге, смотрим их в соцсетях и справочниках вроде Яндекс-карт или Дубльгиса. Для базового анализа хватит первой страницы поиска: там собраны сайты компаний, которые дают платную рекламу и активно продвигаются.

Теперь проверим деньги. На сайтах магазинов может быть написано что угодно: о пятнадцатилетнем опыте работы и сотнях успешных проектов. Звучит красиво, но нужно узнать, сколько денег они зарабатывают.

Это можно сделать по ИНН или названию компании:

В нашем шаблоне заполняем колонки с названием конкурентов, указываем ссылки на сайт и соцсети, заполняем блок с финансами. Чтобы было понятнее, мы сделали отдельную колонку «Образец» и заполнили ее. В образце — магазин «Петшоп» с годовой выручкой в 6,7 миллиарда рублей, основной конкурент.

Шаг 2. Смотрим, что предлагают конкуренты

Самый быстрый способ для анализа зоомагазинов — взять информацию с сайта или из соцсетей. Если вы сами владелец питомца, то как клиент вы уже примерно представляете, что предлагают ваши конкуренты и чего им не хватает.

Есть и другие способы проанализировать конкурентов:

  • обратиться к ним под видом клиента, журналиста или блогера и задать нужные вопросы;
  • устроиться на работу к основному конкуренту на месяц или больше;
  • пригласить сотрудника другой компании к себе якобы на собеседование или пообщаться с бывшими сотрудниками;
  • подружиться с кем-нибудь из компании-конкурента.

Не все способы кажутся нам честными, но пользоваться ими или нет — личный выбор каждого.

Мы выбрали три зоомагазина — «Петшоп», «Филя» и «Счастливый питомец» — и сравнили их предложения. Все три компании ориентируются на широкую аудиторию, работают с популярными брендами и предлагают всё разом — от корма для собак до террариумов.

Конкурировать с такими компаниями будет тяжело. Возможно, лучше открыть специализированный зоомагазин: например, магазинов аквариумистики на рынке меньше, чем универсальных зоомагазинов. Или делать универсальный магазин, но с упором на грызунов.

Узнать, чем интересуются люди — сервис Яндекс-вордстат

Выбрать нишу можно с помощью Вордстата — сервиса статистики запросов людей. Еще в выборе ниши помогут ваши знания: если вы разбираетесь в ящерицах лучше, чем во всем остальном, возможно, стоит открыть магазин для владельцев рептилий.

Шаг 3. Изучаем маркетинговую стратегию конкурентов

Теперь попытаемся понять, на кого ориентируются конкуренты, где находят аудиторию и как ее привлекают.

Основную информацию по сайту конкурента можно получить с помощью Симилар-веба — сервиса, который даст:

  • цифры по посещаемости сайта;
  • демографические данные;
  • количество времени, которые люди проводят на сайте, какие страницы смотрят;
  • откуда и по каким запроса приходят на сайт.

Сервис платный, но первые семь дней можно пользоваться бесплатно — этого хватит, чтобы собрать информацию по основным конкурентам.

Далее идем в соцсети компаний и смотрим:

  • какие посты они выкладывают;
  • на какие посты люди реагируют активнее всего: делают репосты, ставят лайки, комментируют.

Всё это берем себе на заметку, чтобы потом использовать: работающие идеи можно адаптировать под свою компанию или сделать что-то новое, чего не увидели ни у кого.

Также стоит подписаться на рассылки компаний, чтобы быть в курсе акций, новостей и любых изменений у конкурентов.

В случае с зоомагазином у того же «Петшопа» очень сильная маркетинговая стратегия: многотысячные группы в социальных сетях, Ютуб-канал, форумы и мобильные приложения. Очевидно, что у компании большой бюджет на продвижение, которого у начинающего магазина, скорее всего, не будет. Записываем в таблицу:

При анализе «Петшопа» мы заметили, что компания получает часть трафика с Яндекс-дзена и Ютуба. Возможно, вам стоит начинать не с самого магазина, а с небольшого блога — тогда на старте у вас уже будет лояльная к вам аудитория.

Шаг 4. Проводим SWOT-анализ себя и конкурентов

SWOT-анализ только выглядит страшно — на деле это простой способ оценить уже вашу компанию. SWOT-анализ помогает понять сильные и слабые стороны и ответить на вопрос: а почему клиент должен прийти именно ко мне?

SWOT-анализ заключается в честных ответах на четыре блока вопросов:

  • преимущества. Чем моя компания лучше конкурентов? Что есть у меня, а что у них по цене, качеству, опыту?
  • недостатки. Какие у меня слабые стороны? Могу ли я превратить их в преимущества?
  • возможности. Растет ли мой рынок сейчас? Есть ли какие-то новые тренды или возможности расширить каталог товаров и услуг?
  • угрозы. Что может помешать развитию бизнеса? Нападки конкурента? Кризис? Что будет, если на рынок придет федеральная сеть?

По опыту, ответы на эти вопросы помогают найти свое место на существующем рынке и подготовиться к возможным сложностям. Но нужно быть честным с собой: если угроз и недостатков много, а возможностей и преимуществ мало, возможно, лучше подумать о другом проекте. Даже если в вашем районе открывается уже третий зоомагазин.

В нашем случае мы понимаем, что на рынке Санкт-Петербурга работают крупные универсальные компании с большим ассортиментом и миллионными оборотами. Конкурировать с ними будет сложно, поэтому нужно искать собственную узкую нишу и привлекать клиентов специализированными товарами и услугами.

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Все отрасли Госдума приняла законопроект об упрощенном выходе из ООО
Госдума приняла законопроект об упрощенном выходе из ООО
25 июня
6 мин
Советы Как заработать на субаренде коммерческой недвижимости
Как заработать на субаренде коммерческой недвижимости
26 июня
3 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Кофе с характером: зачем нужны авторские напитки в меню
Советы

Кофе с характером: зачем нужны авторские напитки в меню

Это просто модно или эффективно?
Готовый бизнес-план для рекламного агентства
Бизнес-планы

Готовый бизнес-план для рекламного агентства

Основано на опыте трех предпринимателей
Маркетплейсы, проверки бизнеса и штрафы за рекламу: самое важное с ПМЭФ-2025 для малого и среднего бизнеса
Рынок

Маркетплейсы, проверки бизнеса и штрафы за рекламу: самое важное с ПМЭФ-2025 для малого и среднего бизнеса

Что нельзя продавать ИП в 2025 году
Советы

Что нельзя продавать ИП в 2025 году

Почему и какие за это штрафы
Сотрудник уволился и забрал базу клиентов компании. Что делать?
Советы

Сотрудник уволился и забрал базу клиентов компании. Что делать?

И можно ли наказать вора
Трудовая инспекция — на пороге. Проверьте, готов ли ваш бизнес к проверке
Тесты

Трудовая инспекция — на пороге. Проверьте, готов ли ваш бизнес к проверке

Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.