i
×

Издание для бизнеса.

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Меньше хайпа, больше пользы!

Ошибки в трудовом договоре с продавцом

Главная ошибка — не заключать с продавцом трудовой договор, но есть еще пять. Каждая может обойтись в двести тысяч рублей.
26 октября
1352
6
11

Итак, в магазине — продавцы, у продавцов трудовой договор с магазином. Вроде бы всё в порядке. Оказывается, риск всё равно есть: ошибешься, и трудовая инспекция закроет магазин на три месяца. Чтобы такого не случилось с вами, мы попросили Анну Моргун рассказать о частых ошибках в трудовом договоре.

Анна Моргун
Эксперт — Анна Моргун, руководитель департамента кадрового учета для клиентов «Яшин и партнеры».
Записалa Светлана Дучак.

Санкции за ошибки в договоре

Штрафы за ошибки в договоре с продавцом — статья 5.27 КоАП

За договорами с сотрудниками следит трудовая инспекция, или, сокращенно ГИТ. Если на договор пожаловался продавец или инспектор заметил ошибки во время проверок, магазин ждут санкции.

Штрафы за нарушение трудового законодательства:

  • для директора — от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация;
  • ИП — от 5000 до 40 000 рублей;
  • компании — от 50 000 до 200 000 рублей.

Разбирательства с инспекцией. Продавец вправе пожаловаться на магазин на что угодно: задержали зарплату, не отпустили в отпуск, требуют работать сверх обязанностей по договору. Всё это — повод для проверки магазина как работодателя.

Для жалобы на магазин необязательно стоять в очереди и заполнять ворох бумаг. Можно зайти на сайт Роструда и оставить заявление. Сервис для жалоб на работодателей от Роструда

Проблемы с увольнением. Трудовой договор помогает объяснить сотруднику условия и обязанности. Условия могут быть любыми: работа начинается в 8:00, перерыв на обед в 12:00, среди обязанностей — забота о цветах.

Если в договоре неправильно описаны условия, есть риск, что директор магазина не сможет уволить продавца.

В магазине одежды «Люкс-бутик» два продавца. По договору начало рабочего дня в 9:00.

Один из продавцов не успевал раскладывать одежду до открытия магазина, поэтому директор попросил приходить на полчаса раньше. Продавец на словах согласился, а сам приходил к девяти.

Даже если продавец устно согласился, согласие ничего не значит. Если директор попробует его уволить за опоздание, то не выйдет. Официально начало рабочего дня в девять, — значит, можно приходить в девять.

Увольнение — большая тема, и мы о ней еще поговорим. Самое важное в увольнении — причина, которую сотрудник не оспорит в суде, а для причины как раз нужны доказательства. Договор без ошибок помогает собрать доказательства для увольнения.

В статье рассказываю о частых ошибках из трудового договора, они же встречаются в должностных инструкциях. К должностной инструкции в Трудовом кодексе нет жестких требований, но если ссылаетесь на нее в трудовом договоре, здорово убедиться, что она без ошибок.

Обязанности общими словами

Запрещено требовать работу, которая не описана в трудовом договоре — 60-я статья Трудового кодекса

В любом трудовом договоре есть обязанности сотрудника. Обязанности — задачи, которые продавец должен выполнять в рабочее время.

Проблема в описании обязанностей. Чаще всего в договорах — общие формулировки, что-то вроде: «Продавец обязан добросовестно исполнять трудовую функцию». Вместо «продавца» можно поставить «водитель», «швея» или «бухгалтер», и фраза ко всем подойдет, а так не должно быть.

Директор «Люкс-бутика» прописал в договоре продавца: «Сотрудник обязан добросовестно исполнять трудовую функцию».

Для директора фраза означает, что продавец отвечает на вопросы клиентов, помогает подобрать одежду по цветотипу и предлагает аксессуары. Для продавца Елены «добросовестно» — это быстро принимать деньги за покупку, чтобы не создавать очередь, и не забывать выдавать чек.

В договоре нет требования помогать клиентам, поэтому директор не сможет уволить Елену только потому, что она не подсказывает клиентам, что выбрать, а читает фейсбук с телефона.

Чтобы избежать недопонимания с продавцом, советую описывать обязанности с конкретикой. В Трудовом кодексе запрета на такое нет.

Обязанности общими формулировками
Обязанности конкретными формулировками

Добросовестно исполнять трудовую функцию, возложенную на сотрудника трудовым договором

Отвечать на вопросы покупателей о выборе одежды

Предлагать покупателям свою помощь при выборе

Находиться в зале во время рабочего дня

Не использовать личный сотовый и планшет во время рабочего дня. Исключение — обеденное время

Отчитываться о проделанной работе и вести документацию

Сдавать письменные отчеты за прошлую неделю по понедельникам. В отчете — сумма продаж за неделю и распределение продаж по категориям. Формат — в приложении №1

Вот так обязанности продавца могут выглядеть в договоре:

Бывает, что в трудовом договоре обязанности описываются в нескольких пунктах, а подробности — в должностной инструкции. В Трудовом кодексе нет запрета на ссылку на инструкцию, поэтому ссылайтесь, если так удобнее. Главное, чтобы в одном из документов обязанности продавцов были с конкретикой.

Не все обязанности описаны в договоре

Совмещение должностей или профессий — 151-я статья Трудового кодекса

В обязанности продавца может входить разное: продавать, вести страничку магазина на Фейсбуке, одевать манекены в одежду из новой коллекции. Если обязанности есть в договоре и продавец его подписал, магазин вправе требовать эти обязанности.

Может быть такое: в трудовом договоре основные обязанности — всё, что связано с продажами. Допустим, ответы на вопросы покупателей или помощь с выбором пальто. А остальные обязанности — на словах.

Продавцы «Люкс-бутика» сами вели страницу магазина в фейсбуке: фотографировали и выкладывали платья, делали селфи с клиентами и писали посты. Продавцам такое нравилось, поэтому не возражали из-за дополнительной обязанности.

В магазин пришла новый продавец Елена. Она отказалась вести страницу: мол, с фейсбуком не дружит и ничего выкладывать не будет.

В трудовом договоре продавца нет обязанности вести соцсети, поэтому формально директор не вправе требовать от Елены заниматься СММ.

Если появились новые обязанности, есть два варианта: добавить обязанности в трудовой договор и подписать его или сделать допсоглашение к договору.

C допсоглашениями есть ограничение. Если написать, что продавец выполняет обязанности другого специалиста: юриста, бухгалтера или грузчика, это уже будет совмещением должностей, и за совмещение придется доплачивать, но это тема другой статьи.

Можно подписывать сколько угодно допсоглашений в год, это законно. Поэтому мой совет: появились новые задачи и директор договорился о них с сотрудником — подписывайте допсоглашение. Это быстрее, чем спорить с продавцом из-за обязанностей.

Нет графика работы или ошибки в часах

Трудовой кодекс о графике работы — 100-я статья

Одна из частых ошибок в трудовом договоре — отсутствие графика работы или ошибки в графике.

Нет графика. Я не знаю, почему график не всегда есть в договоре, но, как поняла из разговоров с магазинами, причина — в гибком графике. Сначала продавец работает два дня через два, а потом меняет смены и выходит два через три. Непонятно, как фиксировать.

Если график часто меняется, советую в трудовом договоре оставить фразу: «Продавец работает по графику, который описывает Приложение №1», а в приложении давать сам график. Смены продавца меняются — вы меняете описание, и в этом случае не нужно трогать трудовой договор.

Неважно, где описываете график — в договоре или приложении, на документах должны быть подписи: ваша и продавца.

Ошибки в графике. В Трудовом кодексе есть требования к графику работы, они действуют и для продавцов:

  • не больше 40 рабочих часов в неделю — 91-я статья Трудового кодекса;
  • перерыв на обед — от 30 минут до 2 часов. Сколько времени будет длиться перерыв, решает директор магазина — 108-я статья Трудового кодекса;
  • раз в неделю — непрерывный отдых на 42 часа — 110-я статья Трудового кодекса. Непрерывный отдых — формулировка из закона. Это значит, что продавец уходит отдыхать на 42 часа и в это время не появляется на работе. Можно так: смена заканчивается в 14:00 в среду, а следующая начинается в пятницу в 08:00.

Чтобы было проще составить график, вот пример:

Продавец из примера работает по-разному: три дня через один, три через два, а иногда по две смены. Скачать пример графика работы продавца

Как платить за работу в праздники — статья в «Деле»

За работу в праздники и выходные полагается двойная оплата. Бухгалтер вышел в воскресенье, он получает за день не три тысячи рублей, а шесть. Это примерный расчет, но принцип такой же. В правиле есть исключения.

Оплата продавцов в праздники и выходные — 153-я статья Трудового кодекса

Продавцы не получают двойную оплату за работу по субботам и воскресеньям. Смена по графику приходится на субботу, и магазин работает, у продавца — обычный рабочий день. Если планируете график и видите, что работа попадает на выходные, здорово предупредить продавца о стандартной оплате. Вдруг он не знает.

Запланированная переработка

Нельзя работать больше 40 часов в неделю — 91-я статья Трудового кодекса

По закону рабочая неделя длится 40 часов. Всё, что больше сорока часов, считается переработкой и оплачивается по двойному тарифу.

Час работы продавца Елены стоит 200 рублей.

Елена отработала положенные 40 часов в неделю — получает 40 * 200 = 8 000 рублей.

Если на этой неделе Елена работала 45 часов, она получает 8000 рублей за 40 часов нормы и 2000 рублей — оплата в двойном размере за 5 часов переработки.

Есть магазины, которые требуют больше рабочих часов, при этом не готовы за них платить. Часто встречаю: пять смен в неделю по 12 часов — это 60 часов. Кажется, если написать в трудовом договоре, что рабочая неделя — шестьдесят часов, доплачивать за переработку не придется. Это не так.

На сверхурочную работу можно вызывать при внезапных обстоятельствах: сменщица заболела или поставщик задержал доставку, поэтому магазин не успел провести учет. При этом сверхурочная работа должна укладываться в лимит: не больше 4 сверхурочных часов за два дня подряд и не более 120 часов в год.

Если нельзя сократить часы в смене и продавец готов к работе, есть способ не нарушать закон. Для этого есть правило «учетного периода». По трудовому кодексу рабочие часы можно считать не за неделю, а за месяц или даже год. Это и есть учетный период.

Количество рабочих часов за учетный период

Правила учетного периода — тема отдельной статьи, пока вот самое главное. Допустим, магазин определяет учетный период — месяц. Теперь для него не действует лимит на 40 рабочих часов в неделю. Вместо этого магазин может взять часы всех недель в месяце, сложить и перераспределить внутри месяца как удобно.

В реальной жизни с расчетами всё сложнее, показываю принцип:

Директор «Люкс-бутика» хочет, чтобы в первую неделю месяца продавцы работали по 70 часов, при этом лимит за неделю — 40.

Чтобы избежать переработки, директор использует принцип учетного времени, и в качестве учетного времени взял месяц.

В октябре 184 рабочих часа. Это значит, что неважно, сколько часов продавцы отработают в какую-то неделю, важно, чтобы за месяц набежало не больше 184 часов. Выходит, продавцы могут отработать в первую неделю месяца 70 часов.

В трудовом договоре условие об учетном периоде может звучать так:

Правило учетного времени вправе использовать любая компания: магазин, аптека или пиццерия. В Трудовом кодексе ограничений нет.

Премия есть, а положения и приказа нет

Если в трудовом договоре с продавцом есть пункт о премиях, у магазина должен быть документ, где об этом говорится. Такие документы называются «внутренними локально-нормативными актами». Обычно это положение о премии.

В положении — как считается премия, за что выплачивается и когда. Допустим, в «Люкс-бутике» премия зависит от выполнения плана продаж. Продавец выполнил план на 100% — премия 10 000 рублей, на 80% — 8000 рублей, на 70% — 7000 рублей. В положении о премиях директор указывает эти условия.

Продавец знакомится с положением под подпись. Скачать пример положения о премиях

Чтобы бухгалтерия выдала премию сотруднику, понадобится еще один документ — приказ. На каждого сотрудника директор готовит приказ о премии:

В приказе — имя сотрудника, подразделение, должность и размер премии. Скачать шаблон приказа о премии с сайта Консультанта

Еще статьи о сотрудниках:

Материальная ответственность сотрудников;

Работа с несовершеннолетними;

Коммерческая тайна работодателя.

Свежак

Получить неустойку с поставщика

Это только в романах простить долг — поступок благородного человека с широкой душой. В бизнесе всё по‑другому.
16 ноября
61
0
0
Новое

Всем компаниям: обязательно индексировать зарплату

Некоторые предприниматели думают, что индексация зарплаты — это необязательно. Но закон считает иначе.
9 ноября
1015
51
0

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.