Если наличных нет, а оставить чаевые хочется, выручат специальные сервисы и приложения. Но не все удобны для посетителей и выгодны для официантов и заведений.
Как можно переводить чаевые
В 2020 году в сфере торговли 54% всех платежей сделали банковской картой, больше всего — в ресторанах, где были безналичными 77% платежей.
Получается, всё больше людей предпочитают расплачиваться картой и не держать наличные. Но если хочется оставить чаевые официанту, непонятно, как это сделать. Рестораны варианты не предлагают, а посетители решают, что лучше молча уйти, чем спрашивать у официанта.
К чаевым можно относиться по-разному, но посетителям удобно, а официантам выгодно, если в заведении можно оставлять и принимать безналичные чаевые. Вот как это можно сделать:
- переводом на банковскую карту. Вместе с чеком официанты могут класть визитку с номером карты. Посетителям нужно открывать мобильное приложение и вручную вводить номер карты или телефона. Если карты разных банков, еще платить комиссию;
- через специальные приложения, например Тагс или Сберфуд. Посетителям нужно устанавливать приложение на телефон и регистрироваться, официанту — платить комиссию за вывод денег на банковскую карту;
- с помощью банковских сервисов. Посетителю не нужно скачивать приложение, достаточно просканировать куар-код или приложить карту к терминалу. Официанты платят комиссию — обычно 5%.
Кафе не могут сами добавлять чаевые в счет — сайт Роспотребнадзора
Чаевые можно включить в счет по просьбе клиента — Консультант
Раньше чаевые могли включать в счет, но тогда деньги поступали на расчетный счет ресторана, и приходилось платить налог на прибыль и подоходный налог. К тому же некоторые заведения включали в счет строку «за обслуживание» и не говорили об этом посетителям. Теперь это незаконно: с 2021 года Роспотребнадзор запретил в одностороннем порядке добавлять в счет платежи, комиссии, доплаты, чаевые. Но если клиент сам просит, тогда можно, но всё равно придется платить налоги.
Письмо Минфина о налоге на чаевые — Гарант
Вообще чаевые считаются подарком, и, если деньги поступают не на расчетный счет заведения, а на карту официанту, то подоходный налог с них платить не нужно.
Банковские сервисы для чаевых
Самые удобные для заведения, официанта и посетителей — банковские сервисы. Вот некоторые из них:
- «Чаевые картой просто» вместе со Сбербанком и Московским индустриальным банком;
- Клауд типс от Тиньков-банка;
- совместный сервис платежной системы «Виза» и Русского стандарта.
Например, сервис «Чаевые картой просто» работает через куар-код. Официант приносит посетителю карточку или предчек с распечатанным куар-кодом, посетитель сканирует, вводит сумму и оплачивает с помощью карты, Эплпей или Гуглпей. Деньги поступают на счет официанта в сервисе, а тот выводит их на свою банковскую карту с комиссией в 5%. У каждого официанта свой счет, поэтому он может отслеживать, сколько чаевых заработал.
Сервис от Визы и Русского стандарта работает с помощью терминала. При оплате заказа картой официант может предложить оставить чаевые. Если посетитель согласен, он говорит, какой процент от заказа хочет оставить, и прикладывает карту к терминалу — списываются сразу деньги за заказ и чаевые. Но чаевые поступают не на расчетный счет, а в личный кошелек официанта, откуда их можно вывести на банковскую карту.
Это удобно, но сервис работает только для держателей карт «Виза», хотя Мастеркард планирует запустить свой сервис. А еще не все посетители смогут отказать в чаевых, когда их спрашивают лично, хотя не планировали оставлять. Это создает неприятную ситуацию.
«Посетители могли перевести чаевые официанту на карту, но это неудобно»
Рассказывает Кира Попович, управляющая рестораном «Маршал»
Сейчас мало у кого есть наличные деньги, а если есть, то в основном крупные купюры. Поэтому в один момент я решила, что нам нужна возможность принимать безналичные чаевые: посетители спрашивают, и официантам выгодно.
Первое время мы не возражали, если официанты получали чаевые на личную карту, но это неудобно самим посетителям: нужно заходить в мобильный банк, делать перевод.
Потом я стала изучать, какие еще способы есть, и выбрала сервис «Чаевые картой просто». Сервис работает так: посетитель наводит камеру на куар-код, переходит по ссылке, открывается окно. Там он оставляет чаевые и оплачивает их картой, а еще может оставить анонимный отзыв, который напрямую приходит руководству, но официант его не видит.
За пользование сервисом заведение ничего не платит, комиссию платит официант — 5% от всей суммы. Если посетитель хочет, он может отметить, что оплатит комиссию сам, тогда с его карты спишется чуть больше, а официант получит полную сумму.
Чтобы посетители узнали о новой возможности, мы напечатали флаеры с куар-кодом и сделали посты в инстаграме. Эти флаеры заметные, посетители получают их вместе со счетом и часто рассматривают. Вот как они выглядят:
У нас в Иркутске я ничего такого не видела. Есть несколько заведений, где можно оставлять безналичные чаевые, но они это сделали как-то незаметно. Куар-коды печатают на чеке, который выдают после оплаты, как правило, посетители эти чеки даже не смотрят. Если напечатать на предчеке, то куар-код тоже, скорее всего, не заметят, потому что посетители обычно смотрят позиции и сумму.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.