Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
«Первые полгода мы работали без названия»
Сеть барбершопов, в которую входят бренды «Kontora», «Кузьма» и ЦЕХ, появилась в Екатеринбурге в 2013 году, когда в регионе не было даже самой популярной франшизы Chop-Chop. Директор сети Николай Гулецкий рассказал, как можно проработать полгода без айдентики и почему важно не строить бизнес планы, а инвестировать в людей.
Концепция первого барбершопа
В 2012 году, когда мы с бизнес-партнером еще работали по найму в банковской сфере, то долгое время стриглись в салоне у одного мастера — Александра. У него был довольно высокий ценник за услуги, зато работа отличалась от большинства мастеров в городе. Тренд на барберов тогда только появился в Москве, и Александр рассказал о своей идее открыть барбершоп. Мы с партнером стали теми людьми, которые поверили в эту историю и вложили деньги.
В конце 2012 года выбрали площадку под первый салон, до которой всем было комфортно добираться. Первый салон до сих пор находится там, и арендодатель за это время не повышал нам ставку.
Мы точно не знали, как хотим оформить пространство. В салоне, где работал Александр, был античный интерьер с колоннами, гипсовыми бюстами и лепниной. Мы понимали, что нам нужно что-то противоположное, и нашли дизайнера, который смог уловить этот запрос.
В первом барбершопе был черно-белый пол, белое дерево на стенах и тяжелая мебель из массива. Эта черно-белая стилистика у нас сохранилась до сих пор. Туда же вписался мопед из Италии и объемный советский холодильник. Все эти элементы мы тщательно выбирали, перекрашивали и подстраивали под концепцию.
Как открыть салон без бизнес-плана
На тот момент мы потратили на открытие около 3 млн рублей. Бизнес-плана просто не было — только идея и деньги инвесторов, которые были готовы вкладываться в создание крутого пространства столько, сколько нужно.
Прайс на услуги мы не рассчитывали, а просто взяли за основу старые расценки главного мастера Александра. Внутренние процессы, то есть проценты мастерам, даты выплат и ведение учета, тоже переняли из салона, в котором он работал.
Всего на момент открытия в проекте было три инвестора, плюс доля Александра, так как это была его идея. Он пришел со своей клиентской базой, других гостей мы набирали по сарафану, в том числе приглашали банковских клиентов.
Как собрать коллектив в барбершоп
Администраторами в первое время работали учредители, но главной проблемой стали мастера. Концепция предполагала, что работать в барбершопе будут только мужчины, а в 2013 году было сложно найти хороших специалистов, которые бы соответствовали уровню заведения.
Подключите сервис и переводите зарплату на любые карты без абонентской платы в один клик
Сотрудников искали общими усилиями, например, через знакомых и через порталы с вакансиями. С кандидатами всегда знакомились лично. Саше, как старшему мастеру, были важны профессиональные навыки, а остальные инвесторы оценивали именно человеческие качества. Обращали внимание на коммуникацию, открытость, умение поддержать разговор, уместно пошутить и создать посетителю настроение.
Когда салон вышел на окупаемость
В течение весны-лета 2013 года мы поддерживали работу барбершопа собственными средствами, а первая прибыль появилась в сентябре. Тогда помимо Саши работало 2-3 мастера. Потом начали возвращаться гости, которые успели побывать у нас один раз, появились первые постоянники.
К декабрю была полная запись на месяц вперед. Тогда снова встал вопрос о том, как укрепить штат, потому что мастерам иногда приходилось работать в графике 6/1. Чтобы работать каждый день в четыре кресла, нам было необходимо 6-7 мастеров.
Все это время мы работали без названия. Над входом просто висела черная вывеска с усами. Мы объявили конкурс среди гостей: кто предложит лучший вариант названия, сможет бесплатно стричься у нас целый год. Так что название «Kontora» предложил один из постоянных посетителей. Мы единогласно решили, что оно нам подходит.
Вывеска с усами перекочевала в кружок. Сверху появилось название «Kontora», а снизу надпись «Barbershop». Так у нас появилась айдентика.
Как развивалась сеть
Так как в одном салоне была полная запись, мы понимали, что есть возможность расти. Поэтому в декабре 2014 года открылась вторая «Kontora», а в декабре 2016 года — третья. И мы снова столкнулись с тем, что хороших мастеров не хватает. В 2015—2016 годах хайп барбершопов пошел по стране, и в Екатеринбурге тоже открылось много новых заведений. Старшего барбера Сашу постоянно спрашивали, где взять мастеров.
У нас на тот момент был сформирован коллектив в трех салонах. Многие были не с профильным образованием, а например с педагогическим. Тем не менее, мы собрали лучшие кадры просто потому, что открывались первыми в городе. Тогда, одновременно с третьим салоном, мы решили открыть школу барберов «Manufactura».
В 2016 году мы начали продавать франшизу, и «Kontora» открылась в Новосибирске и Челябинске. Новые салоны в Екатеринбурге также открывались с интервалом в год: в 2017 году открылась четвертая «Kontora», и в 2018-м — пятая. В тот момент мы поняли, что конкуренция стала высокой и рынок перенасыщен, так что вместо открытия шестого салона «Kontora» мы решили реализовать другую идею.
Первый лоукост-барбершоп
В 2018 году стало понятно, что Школа барберов выпускает много хороших мастеров с большим потенциалом. Но мы не могли устроить их в сеть «Kontora», потому что они совсем зеленые, и не могли обеспечивать тот уровень сервиса, к которому привыкли гости. Им нужна была отдельная площадка, где они смогут профессионально расти и оказывать услуги по низкой цене.
В это время в Екатеринбурге один из московских предпринимателей закрывал барбершоп «Бородач». Он купил его по франшизе, но не смог выстроить работу, и продал нам его за 500 тыс. руб.
Название тоже придумали на букву «К» — «Кузьма». Мы отказались от администраторов, виски и кофе, плюс у той площадки была более дешевая аренда. Но в новом заведении мы оставили:
Большой приток новых гостей помогла сформировать низкая цена — от 500 руб.
Через 3-4 месяца работы он уже окупился и принес прибыль. И в 2017—2018 году мы открыли еще 5 таких салонов.
Третий бренд
Барбершоп ЦЕХ мы купили в 2019 году. Он проработал в Екатеринбурге три года, но владелица решила переезжать. Мы изучили его экономику и решили, что это будет выгодное вложение.
Дело в том, что «Kontora» — это заведение, в котором работают только парни, так как это особенность бренда. В «Кузьме» работают и парни и девушки, но это более демократичный сегмент. И мы хотели охватить аудиторию более высокого сегмента, которая принципиально хотела стричься у девушек. В ЦЕХе как раз сформировался смешанный коллектив, в котором, работают крутые мастера-девушки. Некоторые из них до этого работали в «Кузьме».
Как устроена работа сети барбершопов в 2022 году
Сейчас в Екатеринбурге у нас работает школа барберов «Manufactura» и 25 барбершопов:
В Челябинске работает четыре барбершопа «Кузьма», которыми управляем мы сами. По франшизе «Кузьма» и «Kontora» открылись салоны в нескольких городах:
Всей сетью руководит управляющая компания, также шеф-барберы и управляющие на местах. В общей сложности наша команда насчитывает более 170 человек, включая администраторов, колл-центр и мастеров.
В каждой точке есть шеф-мастера, которые отвечают за коллективы на местах, выполнение планов, сервис и отзывы. Это система, с большим уровнем доверия, высоким уровнем ответственности, внутренней системой развития, достойной мотивацией и вознаграждением.
Многие сотрудники остались в компании с открытия. Например, один из первых мастеров работает с нами уже 10 лет, и сейчас он — шеф-барбер филиала. Управляющая сети «Kontora» пришла работать администратором в первый салон в 2014 году. Управляющая школы «Manufactura» тоже была администратором салона. Младший партнер в «Кузьме» начинал работать менеджером в школе барберов, помогал искать моделей, набирать студентов и организовывать работу. Несколько опытных барберов являются инвесторами «Кузьмы».
То есть коллектив состоит из людей, которые поверили в дело и остались с нами. Вообще история брендов «Kontora», «Кузьма» и ЦЕХ — это история про ценность кадров.
У нас усложнилась система принятия решений, появилось четкое разделение обязанностей, но в целом мы до сих пор остались компанией, в которой не рисуют бизнес-планы и рассчитывают риски, а каждый день делают то, во что верят. Ядро коллектива состоит из людей, которые прошли с нами весь путь с самого открытия. Это живой организм, и он развивается по мере того, как позволяет рынок. Именно это мы планируем делать и дальше.
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов