i
×

Издание для бизнеса.

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Меньше хайпа, больше пользы!

Что произошло у героев Дела за 2019 год

Что произошло у героев Дела за 2019 год

Отбились от банкроства, завели Трелло, вышли на прибыль и продали франшизу благодаря интервью в Деле. Истории с фотографиями и Илоном Маском
26 декабря 2019
430
16
0

Вместе с предпринимателями Дела подводим итоги года: как бизнес пережил 2019 год, что удалось сделать, а что нет. Кто-то планировал закрываться, но выбрался, кто-то нашел время на личную жизнь, а кому-то совсем не повезло.

Были на грани закрытия

Рассказывает Анна Кадикова, владелица независимой книжной лавки

В сентябре мы объявили о закрытии. У нас было долгов на 600 000 рублей — чтобы их выплатить, я выставила магазин на продажу и подумывала продать квартиру. Еще мы начали распродавать книги со скидкой 35% и приостановили договоры с поставщиками.

Чтобы выплатить долги, я выставила магазин на продажу и подумывала продать квартиру

Постоянные клиенты и друзья в местных СМИ стали узнавать об этом и делиться с другими — так о закрытии узнали в нашем небольшом городе и в департаменте инвестиций местной администрации. Чтобы поддержать магазин, они пригласили нас на форум «Дело за малым».

На форуме нам дали стенд, куда мы привезли книги из магазина. В первый же день мы сделали месячную выручку, во второй — половину месячной, всего же продали на 200 000 рублей. Этому помог Илон Маск: на форуме должна была пройти онлайн-конференция с ним, ее ждали 25 000 человек, а до начала конференции организаторы рассказали всей аудитории о нашем магазине.

В итоге за два дня мы продали почти весь запас книг, пришлось размораживать договоры с поставщиками и покупать новые книги в магазин.

В сентябре в Калифорнии возле офиса Илона Маска появился вот такой банер. На нем — известный интернет-мем и приглашение принять участие в форуме для малого бизнеса в Краснодаре. Илон Макс приглашение принял, провел онлайн-конференцию и тем сам помог нашей героине. Фотография из статьи vc.ru

После этого меня пригласили на консультации к маркетологам, которые рассказали, как перестроить финансовую модель магазина, выйти из долгов. Например, мы расширили ассортимент: теперь у нас не только избранная литература, но и более массовая. Это позволило привлечь новую аудиторию и поднять продажи, но всё же мы соблюдаем баланс и не скатываемся только в популярную литературу.

Раньше я боялась привозить в магазин дорогие книги — вдруг не продам. Сейчас смело беру книги по две тысячи рублей, и люди их покупают. К Новому году заказала много красивых подарочных книг — сделала это заранее, чтобы перестраховаться и получить их в срок.

Также стали проводить в магазине книжные клубы: недавно была лекция о том, как ориентироваться в книжном рынке и узнавать о новых книгах. На лекцию пришли люди, которые потом еще купили у нас книги — так мы одновременно занимаемся просвещением и поднимаем продажи.

Нам удалось избежать закрытия, но пока остаются долги в 500 000 рублей. Надеюсь, что в следующем году мы их выплатим.

Подумали о личной жизни и отдыхе

Рассказывает Дария Каменская, владелица автомастерской

В этом году я стала больше думать о личном времени. Раньше все клиенты звонили на мой номер телефона, теперь же мы завели второй номер, на который отвечаю или я, или сотрудники, Саша и Миша.

Еще мы больше не пишем дела мелом на доске, а завели Трелло. Там у нас списки: кто клиент, какая машина, что надо сделать и когда, кто отвечает. Если что-то сделано, мы ставим метки: заказать запчасть, запчасть заказана, заказ выполнен.

Это очень удобно, если нужно синхронизировать работу и не бегать друг за другом с вопросами: «А ты вот это сделал?» В Трелло я пишу и личные дела, например по вторникам у меня психолог. Саша и Миша это видят и понимают, что меня в это время в гараже не будет.

В этом году мы стали работать с новыми поставщиками, один из них — разборка «Евроавто». На разборках продают запчасти, которые уже использовали на разных машинах, это очень удобно: не надо искать каждую запчасть на «Авито», созваниваться с частными владельцами, еще можно вернуть запчасть, если что-то не так.

К концу года я заметила, что люди стали беднее. Приезжает человек, который раньше не экономил на запчастях и ремонте, и говорит: «У меня только пять тысяч рублей, давай сделаем самое необходимое, а остальное подождет». И таких людей много, поэтому в целом стало казаться, что люди живут хуже. В этих случаях и выручают б/у запчасти: например, потек радиатор, новый китайский стоит 7000 рублей, а б/у — 2500 рублей.

А еще мы впервые столкнулись со скандальным клиентом. Весь год человек чинил машину, просил делать всё максимально бюджетно, мы придумывали, как выкрутиться и залатать машину подешевле. В какой-то момент потребовался дорогостоящий ремонт, мы согласились сделать за полцены, чтобы выручить человека. В итоге получили пост на Фейсбуке о том, как мы всё плохо делаем, а берем дорого. Больше входить в чьё-то положение и делать дешевле я не хочу.

Мы мало отдыхали в этом году и почти всё время работали, поэтому на Новый год планирую закрыть гараж на пять дней — всё равно клиентов мало, а так сэкономим на электричестве и сами отдохнем. Думаю, единственный способ получить себе отпуск — сделать его для всех.

Перестали вкладывать личные деньги

Рассказывает Элеонора Никифорова, владелица гастропаба «Маяк»

Я открыла гастропаб «Маяк» в Рязани только в 2018 году, поэтому этот год получился переходным. Наконец-то у нас выровнялся коллектив: больше нет такой текучки, нет токсичных работников, а появились люди, которым можно доверять.

Повара мы повысили до администратора — теперь он отвечает за бар в целом. Продумали систему мотивации для барменов: раньше платили за выход на смену, теперь собираемся ввести оклад и процент от продаж определенных напитков.

Думаю, проблемы были, потому что это специфика общепита: люди воспринимают работу в кафе как временную. Я заметила, что часто люди нормально работают первый месяц, а потом начинаются воровство или пьянство.

Долгое время о нас не знали в городе, поэтому мы вложились в рекламу. Лучше всего сработал Инстаграм и розыгрыш сертификата. 30 ноября бару исполнился год, и мы разыграли сертификат на 50 000 рублей, который можно потратить на путешествие.

Еще на праздник мы пригласили музыкальную группу — очень переживали, но в итоге у нас была полная посадка в 40 человек, и всё прошло отлично.

После этого к нам стало приходить больше гостей: например, обычная выручка по понедельникам — 5 000 рублей, теперь же 11 000 рублей. А во время праздника мы собрали 100 000 рублей — рекорд за всё время работы.

Я замечаю, что люди стали заранее бронировать столы на выходные, спрашивать о корпоративах и новогодних праздниках.

Обычная выручка по понедельникам — 5 000 рублей, теперь же 11 000 рублей

Еще мы попробовали формат доставки обедов в офисы: за 280 рублей мы привозим закуску, первое и второе. Такая услуга помогает нам тестировать новые блюда и вводить их в меню.

В этом году я стремилась выйти на чистую прибыль в 50 000 рублей в месяц, к концу года получилось только 20 000 рублей. Но впервые со дня открытия я не вкладываю личные деньги: гастропаб перестал быть дырой в кармане, а стал окупать себя.

Дошли до пятнадцати похоронных домов

Рассказывает Илья Болтунов, владелец похоронной компании

В этом году мы продали две франшизы похоронных домов, сейчас они строятся, но не без проблем: в Мосальске Калужской области против строительства выступают местные власти и полиция, а в Козельске Калужской области мы не смогли зарегистрировать похоронный дом, пришлось его разбирать и перевозить в другой город.

Но две проданные франшизы — это здорово, причем один из франчайзи узнал о нас из моего интервью Делу. Еще у нас идут переговоры с потенциальными франчайзи из Ленинградской и Брянской областей, Пермского края, Саранска. Надеюсь, с тремя самыми активными уже в начале следующего года подпишем договоры.

Со следующего года у нас изменится цена франшизы, с 1,5 млн рублей до 2 млн, и паушальный взнос. Размер паушального взноса всегда зависит от прибыли: чем больше человек сможет заработать, тем выше взнос. За год у всех похоронных домов выросли обороты и прибыль, поэтому мы меняем размер взноса.

Сейчас у нас 15 филиалов, еще два уже строятся, получается 17 филиалов. Надеюсь, что в следующем году их станет 27 — это наша цель.

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста
Не получилось отправить :-|

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.