Мы уже рассказывали, как написать текст вакансии, чтобы найти хорошего специалиста и не нарушить закон. И говорили, что вакансии, в которых указана зарплата, обычно собирают больше откликов, чем те, где написано загадочное «зарплата по результатам собеседования». А в этой статье вместе с эйчаром разбираемся, почему компании публикуют вакансии без зарплаты.
Компания готова платить больше или меньше
Обычно у работодателей есть вилка зарплат: например, готовы платить менеджеру по продажам от 50 000 рублей до 100 000 рублей. Но компания ее не указывает в вакансии по двум причинам:
- чтобы не отпугивать сильных кандидатов, которые хотят больше денег. Особо ценным кандидатам компания может согласиться платить больше верхней границы вилки;
- чтобы сэкономить. Бывает, что приходят кандидаты, которым не хватает опыта или знаний даже на нижнюю границу вилки, и компания соглашается их взять на зарплату поменьше, но обучить за свой счет. А разницу между реальной и планируемой зарплатой оставить как задел для роста: сотрудник получит опыт, и компания повысит ему зарплату.
Если же сразу указать вилку, сильный кандидат может пропустить вакансию из-за низкой для него зарплаты, а слабый — сформировать нереальные ожидания. Например, компания могла бы нанять слабого кандидата на 40 000 рублей, но он увидел в вакансии 50 000 рублей и просит эту сумму. Компания ему отказывает.
Позиция новая, и компания не знает, сколько платить
Бывает, что компания не знает, сколько платить, например, когда заводит новую позицию. В таких случаях мониторят рынок и смотрят, сколько платят другие. А потом проводят несколько собеседований и корректируют цифру.
Общее представление о зарплате для новой должности складывается после мониторинга сайтов с вакансиями, а детальное — после общения с кандидатами.
Не хочет демотивировать сотрудников
Есть три ситуации, когда зарплата первого сотрудника отличается от зарплаты второго:
у сотрудников разная квалификация, хотя они работают в одном отделе. Например, один менеджер умеет работать только со входящими звонками, а второй — находить новых клиентов по холодным базам, вести переговоры и добиваться оплаты долгов. У второго зарплата будет выше, хотя должности могут называться одинаково;
компания ищет более сильного специалиста. Компания может искать специалиста с тем же названием должности, но более высокой квалификации или с другими обязанностями, и готова платить ему больше. Чтобы не демотивировать нынешних сотрудников, зарплату в вакансии не указывают;
зарплаты на рынке выросли, а внутри компании нет, и работодателю приходится нанимать нового сотрудника за большие деньги. Например, пять лет назад бухгалтер устроился на зарплату в 80 000 рублей, за пять лет она у него выросла до 100 000 рублей, и его всё устраивает. Но если компания начнет искать нового бухгалтера, она увидит, что меньше чем за 120 000 рублей нужного специалиста не найти.
С ростом зарплат на рынке история такая: работодатель не может разом пересмотреть зарплаты всех сотрудников. А индексация обычно ниже, чем рост зарплат на рынке, особенно по редким высококвалифицированным специалистам, например в айти. И чтобы избежать вопросов и не демотивировать сотрудников, компания не указывает зарплату в вакансиях.
Вакансии без зарплат помогают избежать недовольства сотрудников. Если никто не знает, сколько платят другому, никто и не возмутится, что сам получает слишком низкую зарплату.
Зарплата зависит от результатов сотрудника
Зарплату могут не указывать, когда она зависит от результатов сотрудников. Например, у менеджера по продажам есть фиксированный оклад и премия, которая зависит от объема продажи. И разбег зарплат в одном отделе может быть огромным: новичок зарабатывает 25 000 рублей, а опытный продажник — 250 000 рублей.
В этом случае непонятно, какую цифру указывать в вакансии. Обычно пишут вилку: от минимального оклада до рекордной суммы за всё время. Но тогда получается не совсем правдиво, потому что рекордная сумма могла случиться лишь раз и у самого талантливого продажника.
Если указать нижнюю границу вилки, можно отпугнуть сильных специалистов, а если самую высокую — демотивировать тех, кто придет работать в компанию, но не потянет столько клиентов, чтобы получать зарплату по верхней границе вилки. Поэтому обычно в шапке вакансии пишут «зарплата по договоренности», а в описании указывают оклад и проценты.
Компания не хочет публиковать зарплату в открытых источниках
Некоторые компании считают, что зарплата — это коммерческая тайна. Сотрудникам запрещают обсуждать ее между собой, а эйчару не дают публиковать зарплату в открытых источниках, например на том же Хедхантере.
Из зарплаты делают тайну по разным причинам, одна из них — конкуренты. Если конкурент видит зарплату в вакансии, он может предположить, сколько компания платит действующим сотрудникам, предложить им больше и переманить.
В законе написано, что зарплата не может быть коммерческой тайной
Понятие коммерческой тайны есть в законе, и в нем же написано, что коммерческой тайной не могут быть:
- система оплаты труда — это способ выплаты зарплаты: оклад, сдельно, а также тарифные ставки, доплаты и премии;
- численность сотрудников;
- долги компании по зарплатам.
Еще есть постановление правительства, в котором также говорится, что коммерческой тайной не могут быть сведения о количестве, составе сотрудников, их зарплате и условиях труда. Подробнее об этом мы рассказывали в статье «Можно ли запретить сотрудникам обсуждать зарплату».
Редакция Дела
Смысл запрета не в том, чтобы вообще никому никогда не рассказывать о зарплате, а в том, чтобы не размещать ее в открытых источниках. Понятно, что когда кандидат приходит на собеседование или говорит с эйчаром в формате телефонного интервью, размер зарплаты ему озвучивают.
Конкурент, конечно, может подослать подставного кандидата и всё узнать, но вряд ли будет так делать: нужно потратить больше сил и времени, чем на мониторинг зарплат по Хедхантеру.
Ищет топ-менеджера
В вакансиях топ-менеджеров зарплату обычно не указывают, потому что она зависит от уровня специалиста и переговоров. Есть специалисты за 300 000 рублей, а есть за миллионы. Бывает, что компания планирует платить 300 000 рублей, но на переговорах понимает, что специалист ценный, и соглашается на миллион рублей. Чтобы не отпугнуть такого специалиста, зарплату не указывают.
Еще зарплата топ-менеджера всегда в десятки раз выше, чем у линейного специалиста. И компании предпочитают не писать ее в вакансии, чтобы избежать лишних слухов и обсуждений внутри компании.
Стоит указать зарплату, если конкуренция высокая
По опыту, вакансии с зарплатами набирают больше откликов, чем вакансии с пометкой «зарплата по результатам собеседования». Но дело не только в зарплате. Еще важно не использовать шаблонные описания.
Шаблонное описание
Конкретное
Вам нужно будет писать сочные тексты в молодой амбициозной команде. Мы планируем выходить на федеральный рынок и захватывать город за городом. У вас есть шанс стоять у истоков крупнейшего холдинга России, а может быть, и СНГ.
Если готовы, ждем вас! С нас же — гибкий график работы, дружный коллектив, чай и печенье в неограниченном количестве.
Вам нужно будет писать по одной статье в день на юридическую тематику, например, «Как оформить ООО», «Как вывести прибыль компании», «Что делать, если в офис пришла пожарная инспекция». Статьи согласовываются с главным юристом — он клевый и не правит стиль. Вся работа — на макбуках и в гугл-доках.
Гибкое начало рабочего дня: можно прийти в промежуток с 8 до 11, но нужно отработать шесть часов.
Сейчас эйчары уходят от шаблонных описаний к детализированным. Например, описывают подробнее процесс работы, рассказывают о графике, технике и программах, в которых нужно работать. Задача — написать такую вакансию, которая не будет сливаться с остальными. Это помогает получать более релевантные отклики: если указать, что нужно будет писать на юридические темы, автор, который пишет о косметике, уже не станет откликаться.
Вакансии с детальным описанием, но без зарплаты не работают в отраслях с высокой конкуренцией за специалистов, например в том же айти. Если работодателей много, а специалистов мало, лучше указать зарплату или хотя бы вилку либо вилку по грейдам, например: джуниор — 40 000 рублей, мидл — 50 000 рублей и так далее.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.