На сайт банка

Мы уже рассказывали, как написать текст вакансии, чтобы найти хорошего специалиста и не нарушить закон. И говорили, что вакансии, в которых указана зарплата, обычно собирают больше откликов, чем те, где написано загадочное «зарплата по результатам собеседования». А в этой статье вместе с эйчаром разбираемся, почему компании публикуют вакансии без зарплаты.

Компания готова платить больше или меньше

Обычно у работодателей есть вилка зарплат: например, готовы платить менеджеру по продажам от 50 000 рублей до 100 000 рублей. Но компания ее не указывает в вакансии по двум причинам:

  • чтобы не отпугивать сильных кандидатов, которые хотят больше денег. Особо ценным кандидатам компания может согласиться платить больше верхней границы вилки;
  • чтобы сэкономить. Бывает, что приходят кандидаты, которым не хватает опыта или знаний даже на нижнюю границу вилки, и компания соглашается их взять на зарплату поменьше, но обучить за свой счет. А разницу между реальной и планируемой зарплатой оставить как задел для роста: сотрудник получит опыт, и компания повысит ему зарплату.

Если же сразу указать вилку, сильный кандидат может пропустить вакансию из-за низкой для него зарплаты, а слабый — сформировать нереальные ожидания. Например, компания могла бы нанять слабого кандидата на 40 000 рублей, но он увидел в вакансии 50 000 рублей и просит эту сумму. Компания ему отказывает.

Позиция новая, и компания не знает, сколько платить

Бывает, что компания не знает, сколько платить, например, когда заводит новую позицию. В таких случаях мониторят рынок и смотрят, сколько платят другие. А потом проводят несколько собеседований и корректируют цифру.

Общее представление о зарплате для новой должности складывается после мониторинга сайтов с вакансиями, а детальное — после общения с кандидатами.

Не хочет демотивировать сотрудников

Есть три ситуации, когда зарплата первого сотрудника отличается от зарплаты второго:

у сотрудников разная квалификация, хотя они работают в одном отделе. Например, один менеджер умеет работать только со входящими звонками, а второй — находить новых клиентов по холодным базам, вести переговоры и добиваться оплаты долгов. У второго зарплата будет выше, хотя должности могут называться одинаково;

компания ищет более сильного специалиста. Компания может искать специалиста с тем же названием должности, но более высокой квалификации или с другими обязанностями, и готова платить ему больше. Чтобы не демотивировать нынешних сотрудников, зарплату в вакансии не указывают;

зарплаты на рынке выросли, а внутри компании нет, и работодателю приходится нанимать нового сотрудника за большие деньги. Например, пять лет назад бухгалтер устроился на зарплату в 80 000 рублей, за пять лет она у него выросла до 100 000 рублей, и его всё устраивает. Но если компания начнет искать нового бухгалтера, она увидит, что меньше чем за 120 000 рублей нужного специалиста не найти.

С ростом зарплат на рынке история такая: работодатель не может разом пересмотреть зарплаты всех сотрудников. А индексация обычно ниже, чем рост зарплат на рынке, особенно по редким высококвалифицированным специалистам, например в айти. И чтобы избежать вопросов и не демотивировать сотрудников, компания не указывает зарплату в вакансиях.

Вакансии без зарплат помогают избежать недовольства сотрудников. Если никто не знает, сколько платят другому, никто и не возмутится, что сам получает слишком низкую зарплату.

Зарплата зависит от результатов сотрудника

Зарплату могут не указывать, когда она зависит от результатов сотрудников. Например, у менеджера по продажам есть фиксированный оклад и премия, которая зависит от объема продажи. И разбег зарплат в одном отделе может быть огромным: новичок зарабатывает 25 000 рублей, а опытный продажник — 250 000 рублей.

В этом случае непонятно, какую цифру указывать в вакансии. Обычно пишут вилку: от минимального оклада до рекордной суммы за всё время. Но тогда получается не совсем правдиво, потому что рекордная сумма могла случиться лишь раз и у самого талантливого продажника.

Если указать нижнюю границу вилки, можно отпугнуть сильных специалистов, а если самую высокую — демотивировать тех, кто придет работать в компанию, но не потянет столько клиентов, чтобы получать зарплату по верхней границе вилки. Поэтому обычно в шапке вакансии пишут «зарплата по договоренности», а в описании указывают оклад и проценты.

Компания не хочет публиковать зарплату в открытых источниках

Некоторые компании считают, что зарплата — это коммерческая тайна. Сотрудникам запрещают обсуждать ее между собой, а эйчару не дают публиковать зарплату в открытых источниках, например на том же Хедхантере.

Из зарплаты делают тайну по разным причинам, одна из них — конкуренты. Если конкурент видит зарплату в вакансии, он может предположить, сколько компания платит действующим сотрудникам, предложить им больше и переманить.

В законе написано, что зарплата не может быть коммерческой тайной

Понятие коммерческой тайны есть в законе, и в нем же написано, что коммерческой тайной не могут быть:

  • система оплаты труда — это способ выплаты зарплаты: оклад, сдельно, а также тарифные ставки, доплаты и премии;
  • численность сотрудников;
  • долги компании по зарплатам.

Еще есть постановление правительства, в котором также говорится, что коммерческой тайной не могут быть сведения о количестве, составе сотрудников, их зарплате и условиях труда. Подробнее об этом мы рассказывали в статье «Можно ли запретить сотрудникам обсуждать зарплату».

Редакция Дела

Смысл запрета не в том, чтобы вообще никому никогда не рассказывать о зарплате, а в том, чтобы не размещать ее в открытых источниках. Понятно, что когда кандидат приходит на собеседование или говорит с эйчаром в формате телефонного интервью, размер зарплаты ему озвучивают.

Конкурент, конечно, может подослать подставного кандидата и всё узнать, но вряд ли будет так делать: нужно потратить больше сил и времени, чем на мониторинг зарплат по Хедхантеру.

Ищет топ-менеджера

В вакансиях топ-менеджеров зарплату обычно не указывают, потому что она зависит от уровня специалиста и переговоров. Есть специалисты за 300 000 рублей, а есть за миллионы. Бывает, что компания планирует платить 300 000 рублей, но на переговорах понимает, что специалист ценный, и соглашается на миллион рублей. Чтобы не отпугнуть такого специалиста, зарплату не указывают.

Еще зарплата топ-менеджера всегда в десятки раз выше, чем у линейного специалиста. И компании предпочитают не писать ее в вакансии, чтобы избежать лишних слухов и обсуждений внутри компании.

Стоит указать зарплату, если конкуренция высокая

По опыту, вакансии с зарплатами набирают больше откликов, чем вакансии с пометкой «зарплата по результатам собеседования». Но дело не только в зарплате. Еще важно не использовать шаблонные описания.

Шаблонное описание
Конкретное

Вам нужно будет писать сочные тексты в молодой амбициозной команде. Мы планируем выходить на федеральный рынок и захватывать город за городом. У вас есть шанс стоять у истоков крупнейшего холдинга России, а может быть, и СНГ.

Если готовы, ждем вас! С нас же — гибкий график работы, дружный коллектив, чай и печенье в неограниченном количестве.

Вам нужно будет писать по одной статье в день на юридическую тематику, например, «Как оформить ООО», «Как вывести прибыль компании», «Что делать, если в офис пришла пожарная инспекция». Статьи согласовываются с главным юристом — он клевый и не правит стиль. Вся работа — на макбуках и в гугл-доках.

Гибкое начало рабочего дня: можно прийти в промежуток с 8 до 11, но нужно отработать шесть часов.

Сейчас эйчары уходят от шаблонных описаний к детализированным. Например, описывают подробнее процесс работы, рассказывают о графике, технике и программах, в которых нужно работать. Задача — написать такую вакансию, которая не будет сливаться с остальными. Это помогает получать более релевантные отклики: если указать, что нужно будет писать на юридические темы, автор, который пишет о косметике, уже не станет откликаться.

Вакансии с детальным описанием, но без зарплаты не работают в отраслях с высокой конкуренцией за специалистов, например в том же айти. Если работодателей много, а специалистов мало, лучше указать зарплату или хотя бы вилку либо вилку по грейдам, например: джуниор — 40 000 рублей, мидл — 50 000 рублей и так далее.

Еще какие-то статьи
Все отрасли Как общепиту работать с ХАССП
Как общепиту работать с ХАССП
Большая инструкция, как снизить риск массовых отравлений, для всех, кто работает с едой
22 февраля
9 мин
Разбор Субсидиарная ответственность директора
Субсидиарная ответственность директора
3 августа 2023
28 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Сотрудник получил травму на работе. Как провести расследование?
Советы

Сотрудник получил травму на работе. Как провести расследование?

И что грозит работодателю, который этого не сделает
Как устроен рынок крафтовых сыроварен
Рынок

Как устроен рынок крафтовых сыроварен

Сколько стоит ошибка сыровара при отборе молока и как туризм влияет на продажи сыра
Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?
Интерактив

Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?

Как выйти из невыгодной распродажи на маркетплейсе
Советы

Как выйти из невыгодной распродажи на маркетплейсе

Следить за продажами, медленно повышать цену, запускать рекламу
Новые требования к хостинг-провайдерам, проверки пивоваров и ужесточение контроля за взысканием долгов
Дайджест

Новые требования к хостинг-провайдерам, проверки пивоваров и ужесточение контроля за взысканием долгов

Сможете ли вы вести бизнес в 2024 году?
Интерактив

Сможете ли вы вести бизнес в 2024 году?

Сотрудник получил травму на работе. Как провести расследование?
Советы

Сотрудник получил травму на работе. Как провести расследование?

И что грозит работодателю, который этого не сделает
Осторожно

Что нельзя рекламировать

Одна компания использовала молитву в рекламе и получила штраф в 100 тыс. руб., другая назвала покупателей лопухами, и тоже ничего хорошего. Все дело в законе о рекламе.
15 июня 2018
113882
24

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.