На сайт банка

Если не написать размер зарплаты, можно получить мало толковых откликов, а если указать не почту, а мессенджер, можно потратить неделю на разбор бесконечных сообщений. Некоторые требования невозможно проверить, а за другие вообще штрафуют. Разбираемся, как писать текст вакансии, чтобы найти сотрудников, не нарушить закон и не поседеть за это время.

Эксперты — Роман Виноградов, юрист, владелец юридической фирмы «Виноградов и партнеры», и Павел Федоров, редактор, создатель проекта «Норм работа». Записалa Наталья Болдырева.

Что не так с текстом вакансий

Типичные требования в вакансиях уже стали мемом:

Но всё равно они встречаются в каждом втором объявлении о поиске сотрудника, а сами объявления похожи друг на друга, будто для разных компаний и профессий их пишет один и тот же человек. Вот типичное объявление с Хедхантера:

Умение принимать решения, отличные коммуникационные навыки

В таких объявлениях всегда встречается стандартный набор фраз: высшее образование по профилю, коммуникабельность, ответственность, доброжелательность, врожденная грамотность и обучаемость, высокий уровень знаний по теме, знание экселя и ворда.

И требования интересные

Проблема этих требований в том, что они очень общие, и под них подходит каждый, кто увидит объявление: если человек учился в школе, то он обучаемый; если у него есть друзья — коммуникабельный.

Если писать эти стандартные фразы, в ответ придут бестолковые отзывы, из которых придется отбирать хорошие. Но часть бестолковых отзывов можно заранее отсеять просто хорошим и конкретным текстом вакансии. Об этом мы еще поговорим в статье.

А вот еще требования из вакансий: наличие личного автомобиля, респектабельная внешность, без вредных привычек, без пирсинга и татуировок, гражданство РФ. Эти требования не просто притягивают бестолковые отклики, а уже нарушают закон.

Давайте разбираться.

Какие требования у закона

По закону в отношениях между работодателем и работником не должно быть дискриминации. Это касается и текста вакансий.

Общее правило такое: требования должны касаться деловых качеств, а не личных.

Фразы в тексте вакансий
Почему нельзя

Девушка привлекательной внешности, мужчина респектабельной внешности

Предпочтения по внешности считаются дискриминацией. Требования отсутствия татуировок, пирсинга и коротких стрижек также противоречат закону

Женщина до 50 лет или мужчина от 25 лет

Дискриминация по возрасту и полу. Исключение — перечень работ, которые не могут выполнять женщины

Незамужняя, без маленьких детей, только семейным

Дискриминация по семейному положению

С личным автомобилем

Дискриминация по имущественному положению. Если для работы нужен автомобиль, его должен предоставить работодатель. У работника может быть свой, но это по желанию. Нельзя писать в вакансии такое требование и тем более потом требовать этого

Без вредных привычек, увлечение спортом — преимущество

Дискриминация по предпочтениям, привычкам и увлечениям. Конечно, пить на работе нельзя, но чем человек занимается в свободное время — его дело

С гражданством РФ

Дискриминация по гражданству. Люди из других стран могут претендовать на должность наравне с гражданами России

Без судимостей

Дискриминация людей с судимостями. Допустимо, если требуются учителя, воспитатели, госслужащие

Только православные

Дискриминация по вероисповеданию. Не допускается, даже если работать нужно в православном храме

Чтобы не запоминать каждый пункт таблицы, можно запомнить принцип: если работодатель выделяет одну группу людей — это дискриминация, а она незаконна.

Но и здесь есть исключения. Например, в тексте вакансии можно написать требования по дресс-коду, если они прописаны в правилах внутреннего распорядка.

В юридической фирме «Иванов и партнеры» четыре дня в неделю сотрудники носят брючные и юбочные костюмы, а по пятницам — свободная форма. Фирма решила нанять старшего юриста, а в тексте вакансии написала, что действует дресс-код. Об этом написано во внутренних правилах, дресс-код действует для всех и не считается дискриминацией.

В правилах внутреннего распорядка можно прописать и другие требования, но только если у них есть обоснование. Нельзя написать, что секретарь — лицо компании, поэтому на этой должности может работать только молодая и стройная девушка. Такое обоснование суд не примет, хотя бывают и двоякие ситуации.

В компанию нужен переводчик с английского с уровнем носителя языка, чтобы работать со сложными документами и участвовать в переговорах с зарубежными партнерами. Компании важно, чтобы у переводчика не было акцента, поэтому они отдают предпочтение людям, которые росли в англоязычной среде.

Такое требование допускается, если компания может его обосновать. Например, в компании уже работают переводчики разной национальности, но теперь нужен именно носитель языка. Тогда это не будет дискриминацией людей, которые знают английский, но выросли в России.

Если есть сомнения, правильно ли указаны требования, можно спрашивать себя: это имеет отношение к функционалу человека или это личные предпочтения, стереотипы, пожелания руководителя или устои коллектива.

Всё, что не имеет отношения к функционалу, считается дискриминацией.

Роман Виноградов, юрист, владелец юридической фирмы «Виноградов и партнеры»

Если человеку отказали в приеме на работу и он считает отказ дискриминацией, он может пойти в трудовую инспекцию, прокуратуру или в суд.

Для этого ему нужен письменный отказ в приеме, которые компании обязаны давать, а еще скриншот объявления о вакансии. Даже если в отказе написать, что не взяли на работу, потому что нет нужных навыков, скриншот докажет другое. Соискатель может сказать, что его не взяли, потому что он мужчина, а в объявлении ищут женщину.

Такие дела до суда обычно не доходят, но трудовая инспекция может оштрафовать компанию:

Для ИП штрафы поменьше, но радоваться нечему: обычно трудовая инспекция суммирует штрафы по нескольким статьям сразу.

А еще может быть уголовное наказание. Например, за дискриминацию людей предпенсионного возраста штрафуют до 200 000 рублей.

Для работодателей хорошая новость в том, что после штрафа брать на работу недовольного соискателя они не обязаны, хотя человек может пойти в суд и попросить моральную компенсацию, но судебных дел по этому вопросу крайне мало, а суммы компенсации незначительны — где-то 5000 рублей.

И важный момент: штрафуют именно работодателей, а не владельцев сайтов и пабликов в соцсетях, которые разместили объявление о вакансии.

Как писать, чтобы пришло больше откликов по делу

Итак, текст вакансии не должен нарушать закон, но этого мало — он должен помочь найти нужных людей и собрать команду. Чтобы по объявлению пришли отклики от возможных кандидатов, нужно указать:

  • должность и зарплату. Компании боятся переплатить, поэтому часто зарплату не пишут совсем — на такие вакансии приходит меньше откликов;
  • офис или удаленка;
  • чем компания занимается. Без «рынка электронной коммерции», если интернет-магазин секс-товаров, так и нужно написать;
  • кто нужен. Не писать формальные требования вроде высшего маркетингового образования и коммуникабельности. Если нужен программист, то со знанием каких языков; если бухгалтер, то со знанием каких программ и на каких участках;
  • какие обязанности. Не копировать текст должностной инструкции, не писать слишком много обязанностей, только по сути;
  • контакты. Куда прислать и что прислать. Если нужно резюме в ворде, так и написать: пришлите резюме в ворде на почту с такой-то темой письма.

Вот пример удачного текста вакансии с пояснениями:

Компании пишут текст не для себя, поэтому важно, чтобы его понимал соискатель. Ничего не дают абстрактные фразы и клише, их нужно расшифровать. А еще вакансия может быть любого объема, если она содержательна: в ней нет воды, общих фраз, копирования должностной инструкции и формальных требований.

«Люди идут не столько за интересными задачами, сколько за деньгами»

Рассказывает Павел Федоров, редактор, создатель проекта «Норм работа»

Я создал проект «Норм работа», где публикую вакансии в диджитале. Сейчас в телеграм-канале 48 000 подписчиков, еще есть сайт.

Чтобы разместить вакансию, работодатели заполняют анкету с нужными полями, но часто делают это неправильно. Например, нужно указать, чем занимается компания. Если это банк или агентство, то так и написать, но часто пишут красивые завуалированные фразы о лидерстве на рынке. Я такие формулировки всегда удаляю, потому что текст вакансии должен быть понятным: какая компания, кто нужен, сколько денег.

Деньги — важная тема. Компании любят не писать зарплату — переживают, что придет человек с уровнем на 20 000 рублей, а попросит 50 000 рублей, потому что так написано в вакансии. Я публикую вакансии с деньгами — на них активнее отликаются, потому что люди идут не столько за интересными задачами, сколько за деньгами. Я проверял: опубликовал вакансию без размера зарплаты, через неделю ее же с зарплатой — откликов стало больше.

Я проверял: опубликовал вакансию без размера зарплаты, через неделю ее же с зарплатой — откликов стало больше

Понимаю, что точную зарплату указать сложно, но можно дать вилку зарплат — минимальную и максимальную. Если компания не знает, сколько может дать денег — так бывает для новых вакансий, — можно спросить об этом людей. Так и написать: в откликах пишите, сколько хотите денег. Но этим лучше не злоупотреблять, а еще это не сработает для компании, которую никто не знает. Так могут писать компании с именем и хорошей репутацией.

По опыту, скрывают свои названия, не дают ссылки на сайты и присылают описания с общими формальными требованиями сомнительные компании. Затем окажется, что там работа на дому без опыта и знаний, два часа в день, за сотни тысяч рублей, но надо оставить залог или купить какой-то товар, или оформить по ссылке именно эту карту и именно этого банка. А потом люди, которые это предложили, пропадут. Поэтому нормальным компаниям лучше писать конкретно, иначе люди прочтут текст, решат, что там какое-то мошенничество, и не будут откликаться.

Еще отталкивает, когда текст вакансии на две страницы со списком обязанностей в сто пунктов, — это никто не будет читать. Также меньше откликов приходит, когда есть странные требования вроде «ищем маркетолога с высшим лингвистическим образованием».

И последнее: если компания хочет формальное резюме, так и нужно сказать. Люди не могут догадаться, что присылать и в каком виде. Одним нужен вордовский файлик с перечнем всех мест работы, другим — свободное письмо, третьим — ссылка на портфолио. Поэтому важно это обозначить: куда писать и что присылать. Иногда даже делают тест на внимательность и просят поставить определенную тему письма — это хороший прием.

Компаниям рекомендую давать почту и не давать контакт в мессенджерах, иначе придет много сообщений не по делу, среди них придется разгребать нужные отклики — это нервы и время. Еще можно просить откликаться через гугл-форму — анкету с вопросами. Но такие формы надо уметь составлять, это сложнее, чем текст вакансии.

Не нужно отвечать всем, кто откликнулся, но если человек написал еще раз и попросил ответа или тем более сделал тестовое и пришел на собеседование, будет вежливым ответить. Если он просит объяснить причину, не присылать формальную отписку, а постараться объяснить. Сегодня вы отказываете ему, а завтра он станет крутым специалистом, который будет нужен вам, а отношения уже испорчены.

Еще какие-то статьи
Все отрасли Легализация майнинга, реестр для блогеров, комиссия за СБП, электронный воинский учет и другое
Легализация майнинга, реестр для блогеров, комиссия за СБП, электронный воинский учет и другое
1 ноября
2 мин
Инструкция Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей
Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей
2 мая
7 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Страшилки для предпринимателя: что делать, чтобы не сесть в тюрьму за неуплату налогов
Советы

Страшилки для предпринимателя: что делать, чтобы не сесть в тюрьму за неуплату налогов

О том, смягчили или нет в этом году уголовную ответственность за налоговые преступления
Упрощенная система налогообложения в 2025 году: что меняется
Советы

Упрощенная система налогообложения в 2025 году: что меняется

С 1 января будет много нового. НДС, новые лимиты, новые правила учета взносов ИП
Как ИП подготовиться к повышению налогов в 2025 году
Советы

Как ИП подготовиться к повышению налогов в 2025 году

Спросили у эксперта, как подготовиться к налоговой реформе
Бизнес помогает: три истории предпринимателей
Рынок

Бизнес помогает: три истории предпринимателей

В офисе нет аптечки? Заплатите штраф
Советы

В офисе нет аптечки? Заплатите штраф

Объясняем, что грозит работодателю, если сотруднику станет плохо, а первой помощи на работе нет
Переходим на ПСН в 2025 году: как работать и платить налоги
Советы

Переходим на ПСН в 2025 году: как работать и платить налоги

Все о том, что надо знать, если собираетесь на патент
Страшилки для предпринимателя: что делать, чтобы не сесть в тюрьму за неуплату налогов
Советы

Страшилки для предпринимателя: что делать, чтобы не сесть в тюрьму за неуплату налогов

О том, смягчили или нет в этом году уголовную ответственность за налоговые преступления
Осторожно

Что нельзя рекламировать

Одна компания использовала молитву в рекламе и получила штраф в 100 тыс. руб., другая назвала покупателей лопухами, и тоже ничего хорошего. Все дело в законе о рекламе.
15 июня 2018
139553
24

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.