На сайт банка

Итак, вы выбрали для компании прекрасное название, скоро открываетесь и хотите повесить вывеску на фасаде. Рассказываем, что нужно знать, чтобы вас заметили покупатели, а не ФАС.

Эксперт — Михаил Божор, руководитель юридической фирмы «Афонин, Божор и партнеры». Записалa Анна Моисеенко.

Про режимные таблички

Ст. 9 Закона «О защите прав потребителей»

Начнем с того, что у любых, даже самых маленьких магазинчиков, есть вывески, потому что это нужно по закону «О защите прав потребителей». Речь идет не о большой вывеске с названием, а о так называемой режимной табличке с информацией, которую нужно донести до потребителя. Такая табличка-вывеска нужна обязательно независимо от того, ИП вы или юрлицо.

До 10 тыс. руб. штраф за нарушение правил содержания режимной таблички

На ней закон требует указать:

  • название юрлица или ИП, которому принадлежит заведение (с информацией о регистрации и сведениями о вашем отделении налоговой),
  • адрес,
  • режим работы,
  • вид лицензируемой деятельности и номер лицензии и/или сведения об аккредитации, если есть.

Согласовывать режимные таблички не нужно, но нужно соблюсти требования местных властей, которые касаются их расположения и размера.

Заметная вывеска с названием на фасаде, как и режимная табличка, относится к информационным вывескам (их еще называют информационными конструкциями). Если табличка отвечает за юридически значимую информацию, то такая вывеска больше нужна самому бизнесу, чтобы покупатель не прошел мимо.

Режимная табличка — небольшая информационная вывеска, где указаны сведения об организации и ее графике работы.

Заметная вывеска на фасаде здания с названием — тоже информационная вывеска. Например, салон «Пикассо», «Продукты 24 часа», «Курсы итальянского».

Еще есть рекламная конструкция — она может быть в виде наружной вывески, баннера, щита и т. д. — которая привлекает внимание потребителей и продвигает заведение, его услуги и товары. На рекламную конструкцию распространяются требования федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ. О разнице между информационной конструкцией и рекламной будет ниже.

Про требования к виду вывесок

Итак, заметная информационная вывеска/конструкция с названием сигнализирует прохожему, что за вашей дверью находится бюро переводов или йога-студия. Если хотите ее повесить — первым делом узнайте, нужно ли согласовывать размещение с городскими властями и специальными комитетами, которые ответственны за архитектуру и внешний вид города (скажем, в Калининграде это отдел городской эстетики и рекламы администрации).

Правила и штрафы за нарушение правил размещения вывесок во Владивостоке

В Москве и Брянске согласовывать вывески нужно не во всех случаях, достаточно чтобы они соответствовали стандартам по их размещению (причем в Брянске — только на крупных улицах), а в Краснодаре и Владивостоке они подлежат обязательному согласованию на основе дизайн-проекта.

Отдельный разговор — исторические здания и культурные объекты и центр города. Тут почти наверняка потребуется согласование с органом, который занимается политикой в области культурного наследия в вашем регионе. Правила для размещения таких вывесок будут строже.

Постановление правительства города Москвы об информационных вывесках № 902-ПП

Требования к внешнему виду информационных конструкций в каждом регионе тоже свои. В постановлении правительства Москвы 902-ПП говорится, что вывески могут состоять из информационного поля (текста) и декоративно-художественных элементов, что на внешних стенах зданий запрещено в числе прочего располагать буквы в вертикальном порядке, устанавливать вывески выше линии второго этажа, на архитектурных деталях (вроде колонн и лепнины) и частично перекрывать окна и двери.

До 500 тыс. руб. штраф за нарушение правил размещения вывесок в Москве

Там же можно найти информацию о том, какого размера может быть вывеска на фасаде: это зависит в том числе от того, жилое здание или нет, сколько в нем этажей и от вида вывески. Например, для стандартных жилых и нежилых зданий вывеска над входом должна быть не больше полуметра в высоту, не больше 70% от длины фасада помещения, которое занимает компания, при этом не длиннее 15 м.

Если вывеска единичная (Москва)
Если вывеска состоит из связанных между собой элементов (Москва)

Также там сказано, что в обязательно надо согласовывать вывески на торговых или развлекательных центрах, кинотеатрах театрах, цирках и автозаправочных станциях.

Найти документы для своего региона можно, загуглив что-то вроде «размещение информационных конструкций брянск закон».

Еще по закону вывески нужно регулярно чистить и вовремя чинить.

Про рекламу и информацию

До 1 млн руб. штраф за незаконную рекламу вместо вывески

Помимо информационных конструкций (вывесок), есть конструкции рекламные. Если вывеска не информационная, а рекламная, ее нужно согласовывать (в столице — с Департаментом рекламы и СМИ города Москвы) и к ней предъявляют свои требования по закону «О рекламе». В Москве рекламные конструкции на стенах зданий (кроме медиафасадов) вообще не входят в перечень разрешенных.

Различие между информацией и рекламой заложено в названии — информационная вывеска нужна, чтобы сообщить покупателю о том, что тут находится такое-то заведение. Рекламная вывеска привлекает внимание и продвигает компанию, товары и услуги, например, рассказывая о преимуществах и скидках. Еще информационная вывеска должна находиться в непосредственной близости от заведения, а рекламные конструкции — это те же щиты и баннеры, которые мы видим по всему городу.

Письмо ФАС про разграничение понятий «вывеска» и «реклама»

В свое время Федеральная антимонопольная служба написала подробное письмо с разбором примеров, что считать вывеской, а что — рекламой.

  • Конструкция в виде креста на аптеке — это не реклама, потому что просто ориентирует покупателя/пешехода.
  • Логотип, фирменное наименование, коммерческое обозначение (в том числе на иностранном языке) — не реклама, если все это зарегистрировано как товарный знак.
  • Фото овощей и мяса у входа в магазин или пейзажи Альп у турбюро — не реклама.
  • Меню на входе в ресторан (рекламой будут фото отдельных позиций со скидками и призывами зайти перекусить без полной информации о блюдах и напитках).
  • Вывески «Добро пожаловать», «Въезд 24 часа», «Счастливого пути» тоже не реклама.

А вот что сочтут незаконной рекламой, если вы разместите самовольно в виде вывесок:

  • Сведения о характеристиках товаров и услуг. Например, «Телефоны с памятью 64 ГБ» или «Кофе за 50 рублей».
  • Акции и скидки: «Распродажа», «Скидки 50% на весь ассортимент», «Два по цене одного».
  • Лозунги и слоганы: «Не тормози», «Работает дольше», «Вот что я люблю» и подобные.
  • Другую информацию, необязательную к размещению, например «Узнайте, как купить квартиру за 30 минут», «Молочные продукты без добавок», «Любые виды обследований».

Помимо содержания, важно, где вы размещаете вывеску. В том же письме ФАС говорится, что если организация занимает все здание и установит вывеску на крыше, то это будет информационная конструкция, а если она занимает часть здания, но привлекает внимание вывеской на весь фасад — это рекламная конструкция.

250 тыс. заплатила компания за незаконную рекламу у своего магазина. Решение суда

Возможно, ваша незаконная вывеска-реклама «Новый телефон взамен старого» или «Только сегодня успейте купить наши булки!» и провисит долгое время, особенно, если на нее никто не пожалуется, но случиться может всякое, и тогда с вами как с нарушителем будет разбираться суд.

Ст. 19 закона о рекламе

Важно, что речь идет о рекламных конструкциях, а не рекламе вообще, то есть стендах, щитах и прочих форматах, для размещения которых требуется крепление и про которые говорится в 19-й статье закона о рекламе — «О наружной рекламе и рекламных конструкциях». Поэтому вы безо всяких согласований можете разместить рекламу у себя в витрине или окне, важно соблюсти нормы закона о рекламе (не обещать невозможное и не писать, что ваш товар «самый лучший»), если в вашем регионе закон не регулирует это дополнительно.

Еще какие-то статьи
Все отрасли Легализация майнинга, реестр для блогеров, комиссия за СБП, электронный воинский учет и другое
Легализация майнинга, реестр для блогеров, комиссия за СБП, электронный воинский учет и другое
1 ноября
9 мин
Советы Страшилки для предпринимателя: что делать, чтобы не сесть в тюрьму за неуплату налогов
Страшилки для предпринимателя: что делать, чтобы не сесть в тюрьму за неуплату налогов
О том, смягчили или нет в этом году уголовную ответственность за налоговые преступления
30 ноября
7 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Страшилки для предпринимателя: что делать, чтобы не сесть в тюрьму за неуплату налогов
Советы

Страшилки для предпринимателя: что делать, чтобы не сесть в тюрьму за неуплату налогов

О том, смягчили или нет в этом году уголовную ответственность за налоговые преступления
Упрощенная система налогообложения в 2025 году: что меняется
Советы

Упрощенная система налогообложения в 2025 году: что меняется

С 1 января будет много нового. НДС, новые лимиты, новые правила учета взносов ИП
Как ИП подготовиться к повышению налогов в 2025 году
Советы

Как ИП подготовиться к повышению налогов в 2025 году

Спросили у эксперта, как подготовиться к налоговой реформе
Бизнес помогает: три истории предпринимателей
Рынок

Бизнес помогает: три истории предпринимателей

В офисе нет аптечки? Заплатите штраф
Советы

В офисе нет аптечки? Заплатите штраф

Объясняем, что грозит работодателю, если сотруднику станет плохо, а первой помощи на работе нет
Переходим на ПСН в 2025 году: как работать и платить налоги
Советы

Переходим на ПСН в 2025 году: как работать и платить налоги

Все о том, что надо знать, если собираетесь на патент
Страшилки для предпринимателя: что делать, чтобы не сесть в тюрьму за неуплату налогов
Советы

Страшилки для предпринимателя: что делать, чтобы не сесть в тюрьму за неуплату налогов

О том, смягчили или нет в этом году уголовную ответственность за налоговые преступления

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.