Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Особенности сезонного бизнеса. Как устроена работа горнолыжного проката
Прибыль проката спортивного инвентаря зависит от сезона. Можно зарабатывать зимой на сноубордах и лыжах на год вперед, а можно получать прибыль в течение всего года. Совладелец пермского проката «Шторм» Александр Санников рассказал, как начать бизнес летом с закупки 10 велосипедов, перестроиться на работу в любой сезон и вырасти до самого крупного проката зимнего инвентаря в регионе.
С чего начать
Прокат спортивного инвентаря «Шторм» задумывался как сезонный летний бизнес. Для сдачи в аренду мы закупили на старте всего 10 велосипедов. Но точка проката оказалась настолько популярной, что за новыми велосипедами пришлось ехать в тот же день — закупать еще столько же единиц инвентаря. На следующий день — еще столько же. То есть количество велосипедов росло в геометрической прогрессии, предложение просто не справлялось со спросом.
Сейчас у «Шторма» 150 велосипедов. Помимо этого в летний сезон клиенты могут снять в аренду классический самокат, электросамокат, роликовые коньки, детский электромобиль. В определённый момент мы задумались и о зимних развлечениях, и компания расширилась. В 2022 году «Шторм» — самый крупный прокат зимнего инвентаря в Перми.
Бизнес-модели прокатного бизнеса
Есть несколько вариантов развития подобного бизнеса. Во-первых, он делится на:
С этой классификацией всё более менее понятно, и самая выгодная модель, разумеется, демисезонная.
Также есть возможность совмещать прокат с дополнительными услугами:
Как распределяется выручка по сезонам
Сезонность — один из главных факторов, влияющих на прокатный бизнес. Несмотря на широкий ассортимент спортивного инвентаря, каждый год компании приходится сталкиваться с просадками. Самый неудачный сезон — это поздняя осень, когда на велосипеде или самокате кататься уже холодно, а на лыжах — еще рано. Ранняя весна — тоже не лучший сезон, снег уже начал таять, а до лета ещё нужно дожить.
Погода тоже остается важным фактором. Например, зимой нет клиентов во время сильных морозов. Летом выручка проседает во время проливных дождей, которые могут длиться не одну неделю. Предсказать погоду на целый сезон вперед невозможно, поэтому и прогнозировать точную выручку на следующие три месяца в таком бизнесе трудно.
Можно ли работать только в зимний сезон
В Швейцарии или Австрии горнолыжные курорты работают 3-4 месяца в год, и заработанных денег им хватает, чтобы спокойно существовать все остальное время. Но мы не рассматривали такую бизнес-модель. Все-таки бизнес — это извлечение максимальной прибыли. Поэтому сейчас компания работает весь год.
В зимний период в ассортименте проката есть беговые лыжи, горные лыжи и сноуборды. Точка находится непосредственно в лесу, в котором мы оборудовали лыжные трассы. Маршруты, которые уже были в парке, наша команда расширила и доработала. Так можно привлечь людей, которые раньше не задумывались о зимних видах спорта, потому что им элементарно было негде кататься на лыжах. Новая трасса — новый потенциальный клиент.
Закупка зимнего инвентаря окупается довольно быстро. Один комплект стоит около 8 тысяч рублей, а час аренды — 250 рублей. Математика простая: единица инвентаря окупится за 32 арендных часа. Но есть нюансы: инвентарь нужно обслуживать и часто обновлять.
Дополнительный доход с технического обслуживания
У «Шторма» есть собственные сервисные центры, в штате работают обученные механики. Они обслуживают не только инвентарь компании, но и собственные велосипеды клиентов. Также у компании есть свой магазин запчастей для велосипедов. То есть услуги по обслуживанию предоставляется комплексно: от проката до ремонта и продажи деталей.
С зимним инвентарем история похожая: у нас работают технические группы по обслуживанию прокатных лыж, сноубордов и личного инвентаря клиентов. 85% выручки приносит прокат, 15% — доход от обслуживания. Недавно команда также открыла магазин, он работает меньше года, но успехи уже очевидны, так как это перспективное направление.
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов