Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как российские бренды справляются без Instagram*
Прошло уже два месяца с тех пор, как Роскомнадзор заблокировал Instagram* и признал ее компанию-владельца Meta экстремистской. За использование этой соцсети россиян не наказывают, поэтому многие продолжают сидеть в ней через VPN-сервисы. Но вести бизнес там стало сложно: реклама недоступна, и активность аудитории все меньше.
Мы пообщались с четырьмя брендами, для которых Instagram* был основным каналом продаж, и узнали, насколько успешно они переориентировались на другие площадки.
Мария Кошкина, владелица бренда экошуб ANSE
* Meta признана экстремистской организацией и запрещена в России. Ей принадлежат соцсети Facebook и Instagram
Подписчиков в Instagram*: 123 тыс.
Наш бренд появился в 2011 году, когда Instagram* еще не был таким популярным. Первые заказы получали из ВКонтакте и долгое время тратили на рекламу там миллионы.
В Instagram* решили выходить в 2013-м, но активно развивать аккаунт стали спустя четыре года и таргетированную рекламу впервые запустили осенью 2018-го.
Экошубы — продукт сезонный, поэтому и бюджеты на таргет в Instagram* зависели от сезона — от 30 тыс. руб. до 2 млн руб. в месяц. Вкладываться в эту соцсеть было выгодно: например, за зиму 2021-2022 года она принесла нам около 80% заказов. На нее мы настраивали в том числе рекламу Google Adwords и Яндекс.Директ. Остальные 20% продаж — это таргет во ВКонтакте (бюджеты на него мы урезали с 2019 года), SEO-оптимизация сайта и сарафанное радио.
Как только появились слухи о возможной блокировке Instagram*, мы стали через истории, посты и конкурсы приглашать клиентов подписываться на нас в телеграме — канал бренда завели в марте — и напоминали о ВКонтакте. Как оказалось, не зря мы не забрасывали свою страничку: заинтересовать потенциального клиента новой группой было бы сложнее.
В телеграм перешли только 2456 подписчиков, а аудитория ВКонтакте хоть и растет благодаря рекламе, но не так быстро, как когда-то в Instagram*.
За пару месяцев число заказов, приходящих из Instagram*, снизилось на 90%. В нем стало меньше комментариев, реакций на истории, даже в конкурсах с хорошими призами упала активность.
В телеграм перешли только 2456 подписчиков, а аудитория ВКонтакте хоть и растет благодаря рекламе, но не так быстро, как когда-то в Instagram*. Надеюсь, виной тому традиционное падение спроса весной.
Планы на будущее: Сейчас мы тестируем эффективность Яндекс.Директа и ВКонтакте, работаем с SEO-специалистами, блогерами в телеграме, обсуждаем размещение наружной рекламы в Петербурге — все для того, чтобы понять, на что стоит сделать ставку.
Антон Юрков, основатель столярной мастерской «Креатум»
Подписчиков в Instagram*: 111 тыс.
Мастерскую мы открыли с женой в 2015 году. Я выпиливаю на лобзиковом станке красивые деревянные фигурки, которые часто заказывают в подарок.
TikTok в марте 2022 года приостановил свою работу в России.
Соцсети — это наши основные каналы продаж. С самого начала мы одновременно вели аккаунты в Instagram* и во ВКонтакте. Прошлой зимой завели TikTok. Но ставку делали именно на Instagram*: за 2021 год нам удалось привлечь туда 60 тыс. новых подписчиков и достичь аудитории в 100 тыс. человек. Все благодаря большим вложениям в таргет — около 300 тыс. в месяц.
Во ВКонтакте цена привлеченного клиента была выше, чем в Instagram*, поэтому там мы реже запускали рекламу.
Приблизительно могу сказать, что Instagram* приносил 80% продаж, 5% приходилось на TikTok (из него люди переходили в Instagram* и уже там делали заказ), а оставшиеся 15% — это заказы из группы во Вконтакте и сарафанное радио.
В TikTok у нас было около 35 тыс. зрителей. Во ВКонтакте до этой весны аудитория насчитывала 27 тыс. человек, а в мае — уже больше 34 тыс. Около 3 тыс. постоянных клиентов перешли в нашу группу из Instagram* благодаря паре постов-приглашений. Теперь большинство заказов приходят из ВКонтакте. Что интересно, там отлично работает органика: у нас большая группа, подписчики лайкают и репостят записи и таким образом увеличивают наши охваты.
В этом году, несмотря ни на что, мы планируем выйти на оборот в 30 млн руб. Из-за блокировки соцсетей выручка мастерской просела на 25%, но это сопоставимо с традиционным летним падением продаж, когда мы уходим в отпуск. Поэтому такая просадка не страшна.
TenChat — это российская деловая соцсеть, появилась в декабре 2021 года.
Планы на будущее: Будем работать с ВКонтакте и осваивать новые площадки. Например, многого можно ожидать от TenChat, на мой взгляд. Я создал там аккаунт и собрал уже 127 подписчиков. Есть даже первые заказы. В TenChat пока нет рекламы, но, думаю, скоро она появится — это естественное развитие любой соцсети.
Еще присматриваемся к аналогам TikTok, среди которых Yappy. Но его алгоритмы сильно уступают алгоритмам TikTok, поэтому трафик оттуда пока низкий.
Артем Дергачев, владелец мастерской нижнего белья La-lama
Подписчиков в Instagram*: 153 тыс.
Мы запустились в 2019 году и с самого начала основным каналом продаж выбрали Instagram*. За все время на таргетированную рекламу в нем потратили около 10 млн руб.
В декабре 2019-го задумались о запасных каналах и завели страницу во ВКонтакте. Через год создали магазин на Wildberries, еще через полгода — на Ozon.
К началу весны у нас было 83 тыс. подписчиков во ВКонтакте, за пару месяцев их число увеличилось до 95 тыс. Наши продажи в нем всегда были меньше, чем в Instagram*, раза в два. Например, соотношение числа заказов из этих соцсетей в январе было таким: 67% — Instagram*, 33% — ВКонтакте.
Но сейчас трафик в Instagram* сократился. Теперь эта соцсеть приносит только 43% продаж, а 57% мы получаем из ВКонтакте.
Таргет в Instagram* работал так: человек подписывался на тебя, ты «догревал» его — раз касание, два, три, — и он совершал покупку. Вряд ли во ВКонтакте это будет так же эффективно при тех же бюджетах.
Зато продажи на маркетплейсах подросли. Если в декабре они приносили нам в среднем 50% от общего числа заказов, то теперь — 63%.
Планы на будущее: Недавно мы попробовали рекламную платформу MyTarget. Она позволяет настраивать показ объявлений на аудиторию ВКонтакте, Одноклассников и сервиса Юла. Еще запустили контекстную рекламу в Яндекс.Директе. Мы будем пробовать новые инструменты, может быть, заведем блог в Яндекс.Дзене.
В блокировке Instagram* самое обидное то, что она отменила все планы на рост. Но это не трагедия, а лишь очередная проблема, которую надо решить. В нашем новом помещении продолжается ремонт, и, пока доллар откатился назад, я собираюсь купить еще одну японскую швейную машинку. Кроме того, мы нанимаем новых закройщиков, швей — пока нас 34 человека, но мы увеличиваем штат. Сейчас найти специалиста легче — рынок переполнен предложениями, и это хорошая новость для бизнеса.
Алена Медяник, владелица шопперной «Нессу»
Подписчиков в Instagram*: 2754
Мы шьем вельветовые и синтепоновые шопперы и продаем их онлайн, скоро бизнесу будет два года. Все это время мы потихоньку продвигались через таргетированную рекламу в Instagram*, тратя на нее около 30 тыс. руб. каждый месяц.
Изначально мы получали заказы через директ, а когда появился сайт, стали направлять клиентов из Instagram* на него, чтобы они оформляли покупку там. За прошедший год мы получили оттуда 164 заказа — это примерно 400 тыс. руб. годового оборота. Большая часть денег уходила на расходные материалы и рекламу. Мы росли медленно, но стабильно. Пробовали свои силы в TikTok, а еще запускали контекстную рекламу в Яндекс.Директе.
Шоппер — это такой товар, который за год могут купить максимум дважды, — один летний, вельветовый, и один зимний, синтепоновый. Чтобы число заказов росло, нам нужен постоянный приток новой аудитории.
В марте наши продажи из Instagram* сократились на 50% по сравнению с февралем. Я начала с нуля развивать страничку во ВКонтакте. Но из-за неожиданного сокращения оборота на таргет в нем осталось 15 тыс. руб. У нас не было финансовой подушки: пока была хорошая выручка, я закупала ткани, оплатила на год сайт. Продаж из ВКонтакте еще не было, и непонятно, будут ли.
Планы на будущее: Хоть многие продолжают сидеть в Instagram* через VPN, без рекламы их не привлечь. Но мы стараемся усилить в нем контентную часть, выкладываем рилсы (короткие видеоролики — прим. ред.), чтобы получить дополнительные охваты, создаем коллаборации с блогерами.
Если улучшений не будет, возможно, ближе к июлю нам придется отказаться от услуг SMM-менеджера и копирайтера. А может быть, даже закрыться. Но в любом случае будем искать выход до последнегo.
Выводите прибыль на личную карту
без лимитов и комиссий