Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Защита коммерческой тайны
Статья обновлена 7 июня 2022 года.
Обычно в договорах с партнерами есть что-то о коммерческой тайне. Смысл такой: одна компания передает другой секреты и запрещает их разглашать.
Оказывается, не всегда фразы о коммерческой тайне защищают. Партнер подписывает договор, а все равно вправе рассказать что угодно, и не получится его наказать. Разбираемся, что написать в договоре о коммерческой тайне.
Ошибки в коммерческой тайне
Закон «О коммерческой тайне»от 29.07.2004 № 98-ФЗ
Коммерческая тайна — это секреты компании, в отношении которых введен специальный режим конфиденциальности (режим коммерческой тайны). Секретом может стать почти что угодно: чертежи, механика рекламных акций, код программы. Что считается секретом, описывает федеральный закон «О коммерческой тайне». Самое главное условие: коммерческая тайна должна иметь определенную действительную или потенциальную ценность для компании в силу ее неизвестности третьим лицам. Например, позволять увеличить доходы или избежать лишних затрат.
В этой статье мы говорим о защите коммерческой тайны для работы с партнером. Допустим, магазин закупает у поставщика товар, подписывает договор на поставку, а в договоре — что-то о защите коммерческой тайны. Часто в таких договорах есть две ошибки:
В обоих случаях компания рискует. В первом — потому что без режима коммерческой тайны не действует запрет на разглашение. Фразой можно пугать партнеров, но для юристов и суда запрета нет. Партнер вправе рассказывать что угодно и кому угодно.
Если режима коммерческой тайны нет, его надо ввести.
Во втором случае компания защищает себя формально. Если дело дойдет до суда, суд может решить, что коммерческой тайны нет, потому что нет конкретики. Федеральный закон даже предусмотрел следующее условие: если у лица не было достаточных оснований считать, что полученная информация составляет коммерческую тайну, то оно ответственности не несет.
Итак, есть два способа юридически защитить свои секреты:
Соглашение о конфиденциальности
Отстоять свою позицию в суде будет проще, если компания заключит соглашение о конфиденциальности с партнером.
В соглашении должны быть:
Раздел для коммерческой тайны в договоре
Для подстраховки стоит посвятить коммерческой тайне целый раздел в договоре. Он помогает в двух случаях.
Раздел привлекает внимание юриста партнера. Когда юрист видит шаблонную фразу о конфиденциальных сведениях, он не обращает на нее внимания. Юрист может думать так: «Это копипаст из шаблонов. Скорее всего, формальность, самого режима тайны нет. Мой клиент ничем не рискует».
Если информацию о коммерческой тайне расписать подробно, юрист встревожится, дернет клиента и убедится, что клиент сможет сохранить коммерческую тайну. Так юрист помогает другой компании сохранить секреты.
Помогает устоять в суде. Партнер слил секрет, и это дорого обошлось компании — можно подать в суд и отсудить штраф. Подробный раздел дает суду больше оснований поддержать компанию.
ВАЖНО: Если вы хотите, чтобы условия режима коммерческой тайны действовали дольше, чем договор, об этом нужно написать в тексте и определить срок.
Чтобы раздел сработал, в нем надо написать все то же самое, что и в соглашении. Обо всем по порядку.
Что считается тайной
Почти во всех договорах есть фраза:
«Стороны обязуются не разглашать конфиденциальную информацию без согласия другой стороны».
Вроде, все в порядке: компании договорились, что есть секреты и они не будут их выдавать. Проблема в том, что непонятно, какие сведения считаются секретом. Это плохо по трем причинам.
Первая причина — компании по-разному понимают конфиденциальную информацию. Одна уверена, что нельзя раскрывать суть заказа, другая считает — можно, и описывает заказ у себя в портфолио.
Вторая — сложно выиграть суд, даже если одна из компаний раскроет секрет, а вторая получит доказательства. Для суда расплывчатая формулировка значит, что нет запрета на разглашение конкретно этого секрета.
Третья — конфиденциальная информация и коммерческая тайна относятся к разным режимам секретности. Если для конфиденциальной информации достаточно указать, что конкретные сведения являются конфиденциальными и их не следует разглашать, то с коммерческой тайной меры должны быть жестче, в частности должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием данных ее владельца.
Компания проиграла иск, потому что не включила в договор список конфиденциальных сведений, — судебное решение в Картотеке арбитражных дел
Транспортная компания «Динакс» подала иск к ИП Череде за разглашение конфиденциальных сведений.
Предприниматель по заказу компании перевозил мебель, но компания не оплатила рейс. В отместку он написал гневный отзыв на сайте ati.su, где рассказал о заказе и долге.
По мнению компании, Череда нарушил условия коммерческой тайны. Якобы он не вправе публиковать сведения о заказе в интернете, а отзыв — и есть такая публикация.
Суд встал на сторону предпринимателя. Почти дословная цитата из судебного решения:
истец не доказал факт нарушения, потому что в договоре нет конкретного перечня сведений, которые относятся к конфиденциальным сведениям.
Отсутствие списка — не единственная причина проигрыша компании, но список тоже повлиял на решение суда.
Чтобы подстраховаться от случайного разглашения секретов или суда, в договор надо включить список конфиденциальных сведений, а особенно тех сведений, к которым применяется режим коммерческой тайны.
Список есть в положении о коммерческой тайне компании. Его можно скопировать и выбрать из него пункты под партнера.
Компания заказывает разработку CRM и передает для этого разработчикам контакты клиентов, своих продавцов, скрипты разговоров, описание акций. Все это нужно включить в договор с разработчиками. Текст может быть таким:
«Стороны признают конфиденциальной информацией (или коммерческой тайной):
Чем точнее список, тем выше степень защиты. Если список занимает две и больше страниц, его можно вынести в приложение к договору.
Гриф «Коммерческая тайна»
По закону о коммерческой тайне, на конфиденциальных сведениях должен стоять гриф «Коммерческая тайна». Итоги рекламной акции — секрет, значит, на итогах нужен гриф.
ВАЖНО: Не путайте грифы «Коммерческая тайна» и «Секретно». Второе относится только к государственной тайне.
Грифом может быть что угодно, лишь бы было заметным. Для грифа подходит красная печать, всплывающее окно в CRM или дисклеймер в электронной переписке.
В договоре с партнером надо написать, как выглядит гриф. Например, для конфиденциальной информации он выглядит вот так:
«Стороны пришли к соглашению, что конфиденциальная информация помечается:
Для коммерческой тайны гриф выглядит вот так:
«Коммерческая тайна, владелец ООО «Рога и копыта», 123 000, Москва, ул. Садовая, д. 28, оф. 1».
Формально писать о грифе необязательно. Если описания грифа нет, это не обнуляет запрет на разглашение конфиденциальных сведений, но делает его менее надежным. Партнер может слукавить: типа не понял, что механика акций — часть конфиденциальных сведений, поэтому рассказал о ней другой компании. А раз описание грифа есть и гриф стоит на механике акций, слукавить не получится. Сразу видно, что акция — секрет. Для коммерческой же тайны гриф обязателен, и его отсутствие будет означать, что эти сведения коммерческой тайной не являются.
Что запрещено делать с тайной
У коммерческой тайны один принцип: ее надо охранять от посторонних и самим не разглашать. Кажется, это очевидно, и не надо объяснять что-то еще. Это не всегда так.
Магазин заказывает разработку CRM и подписал договор с IT-компанией.
Магазин против пересылки рабочих файлов на личную почту, но не написал об этом в договоре. Сотрудники не догадались, что так нельзя, и пересылали файлы все время, пока работали над CRM.
Описание запрещенных действий — защита от слива секретов по неосторожности. Магазин из нашего примера рисковал утечкой сведений, хотя мог бы избежать риска, если бы написал об этом в договоре.
Список запрещенных действий помогает защититься в суде. У суда подход такой: раз компания не предупредила о запретах — значит, люди с доступом к секретам могли не понять, чего нельзя делать.
Чтобы оставить возможность наказать нарушителя, прописывайте в договоре, что запрещено. Это можно сделать так:
Сведения, которые относятся к коммерческой тайне, запрещено:
Чем точнее список запретов, тем проще доказать в суде ответственность партнера: вы предупредили, что так делать нельзя, партнер под этим подписался, а потом нарушил.
Штраф за нарушение условий тайны
Закон разрешает наказывать обидчика за нарушение условий коммерческой тайны. Можно взять деньги или добиться уголовного срока. Мы не будем говорить о сроке, лучше поговорим о деньгах.
У компании два варианта: получить возмещение убытка или конкретную сумму. Скорее всего, просто так обидчик деньги не отдаст, поэтому придется судиться.
Суд определяет, сколько получит компания. Для этого он слушает аргументы обидчика и компании, которая потеряла секреты. Если компания хочет возмещение убытка, придется доказывать, что она потеряла деньги из-за разглашения секрета, а не по другим причинам.
Магазин закупается у поставщика. Поставщик вычислил популярные товары и рассказал о них конкуренту магазина, а тот провел под эти товары рекламную акцию: скидки, ленточки, баннеры. Покупатели узнали и перешли к конкуренту.
Магазин выяснил, кто слил информацию, и оценил убыток из-за поставщика в миллион рублей. Но суд не согласился: покупатели могли уйти по разным причинам, а конкурент — сам додуматься до акций на эти товары. Связи между секретом и потенциальным убытком нет, магазин ничего не получил.
Это упрощенный пример, но схема бывает такой.
На сбор доказательств может уйти полгода, а суд все равно их не примет и решит, что убытка не было. Или согласится с убытком, но определит его в 10 тыс. руб.
Чтобы повысить шансы на деньги, лучше указать в договоре конкретную сумму. Юристы называют такой штраф «штрафом в твердой сумме». Указать можно любую сумму, хоть миллиард.
Суд вправе снизить сумму, если решит, что она слишком большая. На юридическом это называется «установлением несоразмерности неустойки». Задача суда — убедиться, что компания не ущемляет права того, кто раскрыл секрет.
Суд снизил размер неустойки, потому что решил, что она слишком большая
Компания «Функе Сибирь» подала иск к ИП Сороколет за разглашение коммерческой тайны потребовала выплатить 200 тыс. руб.
Предприниматель по агентскому договору должен был привлекать компании новых клиентов, но вместо этого направил потенциального клиента ее конкуренту.
Суд признал, что предприниматель нарушил условие коммерческой тайны, но не согласился со штрафом. Вот его аргументы:
Благодаря оценке суда предприниматель заплатил в два раза меньше, чем требовала компания.
Нет универсального совета, какую сумму указывать в качестве штрафа. Обычно для оценки размера штрафа суд сопоставляет оборот компании, значимость раскрытого секрета и насколько компания зависит от него. Одно дело, кто-то опубликовал код программы, на котором зарабатывает компания, другое — скрипт продаж. Ценность программы выше, и штраф за ее публикацию будет больше.
Компании ставят большой штраф для устрашения. Скорее всего, суд снизит размер, зато штраф привлекает внимание партнера.
Компании просто так не ставят большие штрафы в договоре. А если поставили, значит, планируют отстаивать его вплоть до суда. Мало кому хочется разбираться, поэтому партнер внимательнее посмотрит условия коммерческой тайны и будет стараться их выполнять. Это не стопроцентная защита, но лучше, чем ничего.
В договоре о штрафе можно написать так: «За каждый факт нарушения коммерческой тайны исполнитель оплачивает штраф в размере 200 тыс. руб.».
Расследование из-за тайны
Штраф за нарушение условий коммерческой тайны не выглядит таким уж пугающим: все-таки не так просто получить штраф с обидчика, и все это знают. Встряхнуть партнера можно рассказом, как компания будет доказывать факт нарушения условий.
Подходит любой процесс: можно собрать комиссию, предупредить о записи всех разговоров и выборочной проверке писем. Что угодно, лишь бы это смотрелось внушительно.
Задача — показать, что компания серьезно относится к коммерческой тайне. И если заметит неладное, готова потратить время и деньги на расследование. В договоре можно написать так:
Если заказчик заподозрил разглашение коммерческой тайны, он вправе:
Идеально в договоре описать права партнера во время расследования. Иначе суд может сказать, что партнер ничего о проступке не знал и компания лишила его возможности оправдаться. Чтобы не рисковать, в договоре можно написать так:
Исполнитель вправе:
Для суда тоже пригодится описание служебного расследования и акт по его итогам. Такая проработка показывает, что компания заранее продумала план, просто так вину на партнера не вешает, а во всем разбирается.
В целом, подход к коммерческой тайне в договоре с партнером такой: чем подробнее и точнее все опишете, тем меньше шансов, что партнер сольет ваши секреты. А если такое случится, будет возможность получить с него штраф.
Бесплатная бухгалтерия, перевод до 250 тыс. руб. на личную карту без комиссии и бесплатные платежки контрагентам
Короче
Что надо помнить
Если в компании нет режима коммерческой тайны и партнер слил секрет, будет сложно его наказать.
Условие о неразглашении не действует, если в компании нет режима коммерческой тайны и секреты не помечаются грифом «Коммерческая тайна».
Надежнее в договоре с партнером посвятить тайне целый раздел.
Что написать в договоре или в соглашении
Что конкретно считается тайной, как с ней можно работать и как нельзя.
Как компания выделяет коммерческую тайну. Может, ставит печать «Конфиденциально» или добавляет дисклеймер для обычной конфиденциальной информации и ставит гриф «Коммерческая тайна» для коммерческой тайны.
У кого есть доступ к тайне.
Какие действия считаются разглашением.
Какой штраф за разглашение тайны.
Как компания доказывает вину партнера.
200 тыс. руб.
— можно писать в качестве штрафа за разглашение тайны
Сейчас читают:
Что нельзя рекламировать
Кому ставить кассу в этом году и другие вопросы по 54-ФЗ
Устав в ООО с несколькими учредителями
Что нельзя рекламировать
На самом деле, мы не знаем точно, что сейчас читают. Это приемчик такой. Донт аск.