Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
«Бывает, что мы собираем около миллиона, а иногда не набираем 5 тыс. рублей»
Виктор Соколов — основатель и владелец научного шоу, причем, бизнес он совмещает с общественной деятельностью и работой на железной дороге. Мы поговорили с ним о том, как бизнес начинался под чужим ООО, насколько занята ивент-ниша и с какими проблемами может столкнуться предприниматель в этой сфере.
Почему я решил открыть научное шоу
Научное шоу — это интерактивный развлекательный формат, в котором используются химические реагенты и оборудование для физических опытов. В итоге получаются зрелищные программы, которые интересны и взрослым, и детям. Зрители не просто наблюдают за трюками и фокусами, но и участвуют в экспериментах.
В 2013 году мне предложили работу в подобном научному шоу в качестве ведущего. Тогда я был студентом, и такой формат мероприятия в научном стиле меня заинтересовал. Я понял, что это перспективная сфера и в ней есть возможность реализовать творческий потенциал. Уже после первого опыта работы ведущим появилась мысль создать что-то свое в этой нише.
Чему пришлось научиться
До запуска своего шоу я учился на филологическом факультете, так что профильного образования у меня не было. Но актерскому мастерству я научился довольно быстро. Часами смотрел ролики на YouTube, чтобы понять, как работают профессионалы, а еще читал специальную литературу. Сейчас тоже продолжаю изучать новые техники, даже имея более 10 лет опыта.
для бизнеса в Модульбанке
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов
Вести бухгалтерию и весь документооборот тоже научился сам: составлять декларации, взаимодействовать с камеральным инспектором и вести КУДиР (книгу учета доходов и расходов). Но без ошибок не обошлось. Один раз я поздно сдал декларацию и камеральная проверка вынесла штраф в 1000 рублей. А сейчас за заполнение деклараций отвечает бесплатный бухгалтер от Модульбанка, чему я рад.
Запустились со стартовым капиталом в 10 тыс. рублей
Мне удалось заразить своей идеей нескольких людей:
Сначала я боялся самостоятельно открывать ИП или ООО. Казалось, что это долго и сложно, поэтому первое время мы работали под чужим юрлицом. А в 2015 году я уже открыл свое ИП. Но, конечно, лучше сразу открывать юридическое лицо на себя, иначе можно потерять крупную долю выручки при выводе наличных с чужого ООО.
На закупку первых материалов ушло около 10 тыс. рублей. Это были воздуходувка за 5,5 тыс. рублей, простые химические реактивы, лимонная кислота, полиакрилат натрия и другие мелочи. А вместо специального реквизита, вроде скатертей и химических колб, были шторы и вазы из обычного магазина.
Первый заказ к нам пришел из поисковика. Я сам сделал сайт, и он по непонятным мне причинам попал в топ выдачи. Потом уже пошли заказы от знакомой из детской студии праздников, и дальше работы становилось все больше.
Сейчас стараемся расширить коллектив и выйти на стабильный оборот
Пока в команде всего пять ведущих. Периодически я нанимаю менеджера по продажам, если сам не справляюсь с потоком заказов. Со следующего месяца вновь появится администратор — с прошлым отношения не сложились.
А еще месячный оборот сильно нестабильный: бывает, что мы собираем около миллиона, а иногда не набираем 5 тыс. рублей. Все безналичные платежи я провожу через свое ИП, а наличные — через юрлицо друзей с кассой. У них тоже бизнес из ивент-сферы, поэтому мне намного выгоднее проводить платежи через них, чем делать это самому.
Заказы получаем через ВКонтакте и Яндекс.Директ
*Meta признана в России экстремистской организацией. Ей принадлежат соцсети Facebook и Instagram, которые запрещены в РФ
ВКонтакте и Яндекс.Директ за последние полгода приносят нам клиентов даже без запущенной рекламы. А еще до сих пор хорошо работает реклама через поисковики и личные знакомства. Instagram* тоже приносил клиентов, но в нем наш аккаунт на 6 тыс. подписчиков без причины удалили, поэтому этот канал продвижения мы пока не рассматриваем.
Иногда после шоу ко мне подходят зрители и просят телефон одного из ведущих. Я спокойно делюсь контактами, потому что это тоже вариант самопиара. Каждый из ведущих моего шоу — это уникальный человек, которому я доверяю как себе. Многие агентства видят в этом угрозу, боятся, что ведущие уведут клиентов, но у нас наоборот. Если ведущие узнаваемые, то и шоу становится более популярным.
Читайте также:
История музея «Прогулка в темноте»: как компания пережила два кризиса и осталась на плаву
Выделяемся за счет харизмы и необычных опытов
Я считаю, что ниша праздников, шоу и мероприятий занята и свободна одновременно. Сейчас в каждом городе огромное количество аниматоров и ивент-агентств, например, в Екатеринбурге много именно научных шоу. Но я твердо уверен, что наше шоу повторить невозможно, поэтому конкурентов мы не боимся. У нас особая атмосфера, где есть что-то большее, чем опыты.
Так и получается: если вы реально чем-то выделяетесь, то конкурентов у вас нет. Но иногда даже у лучшего научного шоу случаются непредвиденные сложности. У нас тоже есть несколько запоминающихся историй.
На 40 секунде шоу нас попросили уйти
Как-то мы получили заказ на сценическое шоу стоимостью около 50-70 тыс. рублей за 25 минут. По тем временам это были большие деньги. Мы решили сделать шоу по шкале эмоций: от простых опытов до «вау-эффекта».
Ведущие вышли на сцену, начали общаться с аудиторией, и через 40 секунд нас просят закончить выступление, хотя мы еще даже не разогрели публику. От неожиданности пришлось показать простой детский эксперимент и попрощаться. Как оказалось, приехал кто-то очень важный и мы должны были уступить ему сцену.
Я пытался договориться с организаторами, чтобы мы выступили хотя бы в конце мероприятия, но нам сказали: «Все отлично, спасибо за шоу» и принесли подписанный акт. Это были мои самые неудобные и быстрые деньги в жизни.
Заказчики попросили больше не ломать потолок
Мы всегда перестраховываемся в плане безопасности: контроль поведения зрителей, соблюдение расстояния при рассадке, расчет каждого эксперимента и несколько огнетушителей наготове. Но были случаи, когда все рассчитать не получалось.
Одна и та же школа в небольшом городе в течение четырех лет заказывает наше шоу. Каждый раз на финальном эксперименте мы случайно выбиваем им плитки из потолка потоком воздуха, и каждый раз они просят больше не ломать им потолок, а мы стараемся сделать более точный расчет.
Обычно мы все рассчитываем идеально, но здесь расчеты почему-то не работают. Это единственный город и единственная школа, где наше шоу всегда по-настоящему непредсказуемо. При этом на технической репетиции такой проблемы никогда не возникает.
Планы на франшизу и школу ведущих
Сейчас помимо бизнеса у меня еще есть общественная деятельность и постоянная работа. Я являюсь членом попечительского совета в благотворительном фонде «На крыльях добра» и работаю на железной дороге. Это отдельная тема, которая позволяет мне узнать бизнес-процессы большой госкорпорации.
Из-за большой загруженности этом году многим клиентам пришлось отказать. У нас просто не хватает свободных слотов и свободных ведущих. Поэтому я планирую сам заняться обучением будущих специалистов по научным шоу.
Также планирую переехать в Москву или Краснодарский край, чтобы открыть там филиал подобного шоу. В Екатеринбурге процессом буду управлять удаленно, через администратора. Пока это сложно назвать франшизой, так как проект только на этапе подготовки материалов.
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов