Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
История музея «Прогулка в темноте»: как компания пережила два кризиса и осталась на плаву
«Прогулка в темноте» — сенсорный интерактивный музей, большая часть экспозиции которого погружена во мрак. Экскурсии там проводят незрячие гиды. За семь лет работы компания столкнулась с двумя большими кризисами, но смогла продолжить работу. Как нанимать незрячих гидов, почему решили отказаться от идеи привлекать инвесторов и сколько можно заработать на необычных экскурсиях, рассказывает генеральный директор «Прогулки в темноте» Элизабет Мстиславич-Радюк.
Как появилась «Прогулка в темноте»
Музей в 2016 году придумали четыре друга: Максим Крутько, Дмитрий Смирнов, Елена Стахеева и Виталий Володин. Идею подсмотрели на «невидимой выставке» в Будапеште. Основателям хотелось показать, что несмотря на физический недостаток жизнь незрячего человека полна и интересна.
Основной трудностью стал подбор подходящего места: нужно было помещение площадью около 300 кв. м, но не больше, чтобы не тратить лишние деньги на аренду. В итоге остановились на ТРЦ «Ривьера», который тогда только строился. Вторая сложность — создание экспозиции музея, которая погружена в полную темноту.
На запуск проекта ушло 4 года. В открытие вложили около 16 млн руб. личных сбережений, на окупаемость удалось выйти через полгода.
для бизнеса в Модульбанке
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов
Кассовый разрыв во время пандемии
В 2020 году музей впервые столкнулся с кризисом. После локдауна «Прогулка в темноте» полностью истратила небольшую подушку безопасности, у компании образовался долг около 2,5 млн руб. Обороты упали на 50%, а на низкий сезон с мая по сентябрь 2021 года пришелся кассовый разрыв.
Создатели музея пригласили меня в качестве антикризисного менеджера. У меня был похожий опыт: раньше я работала директором музея истории аэропорта Шереметьево. Мне понравились концепция и бизнес-модель, и я присоединилась к проекту в качестве генерального директора. А в 2021 году стала совладельцем компании.
Главной задачей было сохранить команду и работающие бизнес-процессы. Я прописала новую стратегию развития.
Читайте также:
Как устроен рынок частных музеев в России
Как проходят экскурсии в темноте
Экскурсия в музее — это один день из жизни незрячего человека. В «Прогулке» шесть локаций, пять из которых находятся в темноте:
45 минут экскурсии приходится на темную часть и 15 минут — на светлую.
В конце экскурсии гиды отвечают на вопросы гостей типа «Как вы различаете цвета?», «Что вам снится?», «Вы родились незрячим или стали незрячим?», «Как вы воспитываете детей?». В обычной жизни такие вопросы не задашь, а после экскурсии можно.
Читайте также:
«В пик сезона выручаем с пешеходных экскурсий до 3,5 млн руб. в месяц»
У наших гостей есть потребность продлить опыт темноты. Поэтому в дополнение к экскурсиям мы добавили другие активности. Проводим мастер-классы «За руку с сомелье» (дегустация вин), «Mamma Mia» (приготовление блюд итальянской кухни), «Аромагия» (создание уникальных ароматов). У мастер-классов несколько уровней сложности: для новичков и тех, кто в музее уже не первый раз. Программу мы постоянно дорабатываем. Например, планируем ввести 5D-звук и разрабатываем квест в темноте. Также недавно у нас появились свидания в темноте. Все это помогает увеличивать обороты.
Один из главных каналов, которые приводят к нам новых гостей, — сарафанное радио и отзывы. На Google, Tripadvisor, Яндексе, KudaGo за семь лет работы накопилось около 800 отзывов со средней оценкой 5,0. Мы никак специально не стимулируем гостей делиться впечатлениями. Большая часть нашей аудитории — зумеры, для них оставить отзыв — это естественно.
Мы работаем с маркетинговым агентством, которое обеспечивает приток новых лидов. Методы традиционные: SMM, контекстная реклама в Яндексе. На маркетинг и PR в месяц тратим 300−400 тыс. руб.
Экскурсии стоят от 1300 до 2500 руб. в зависимости от дня недели и времени. Средний чек в музее — 1600 руб. Несмотря на кризис, нам удалось увеличить обороты в два раза по сравнению с 2019 годом, до 7,3 млн руб. за первый квартал.
Как «Прогулка» нанимает незрячих гидов
Учредители обратились в несколько мест, где им помогли найти незрячих кандидатов на позицию гидов. Отбор был очень строгим — изначально список кандидатов на вакансию гида насчитывал 64 человека. После отбора, тренинга и нескольких собеседований осталось всего восемь незрячих экскурсоводов.
Мы изменили подход к их отбору. У экскурсоводов есть руководитель, который полностью взял на себя подбор новых сотрудников. Я и даже управляющая музея на собеседованиях не присутствуем. Есть такое понятие, как «слепецкая среда», то есть комьюнити незрячих людей, и в Москве (да и в других городах) они действительно друг друга знают и активно общаются. Так что наставник гидов ищет сотрудников по своим каналам. Новый подход помог сократить срок подбора, обучения и адаптации сотрудников с трех-четырех месяцев до двух.
Важно, чтобы гиды умели ориентироваться в пространстве. У нас был случай, когда незрячий гид настолько хотел работать у нас, что адаптировался к улице, чтобы приезжать на работу в музей. Основные критерии при отборе — умение общаться с разными людьми, заинтересовать и увлечь их, стрессоустойчивость, харизматичность и позитивный взгляд на жизнь. И самое главное — созвучие личных ценностей и ценностей компании.
Поддержка государства
Мы получили статус социально ответственного бизнеса и пользуемся господдержкой. Для этого нужно:
Трижды «Прогулка в темноте» получала субсидии как социальный бизнес. Сегодня с государством работать легко, все можно сделать онлайн и быстро. Мы плотно работаем с Департаментом предпринимательства Москвы. Например, выводим на рынок тренинги для топ-менеджеров и руководителей по софт-скиллам. Департамент приглашает на эти тренинги бизнесменов и управленцев.
В 2022 году мы выиграли грант на 2 млн руб.: открыли кофе-пойнт в музее для гостей, и нам возместили затраты.
Почему мы не хотим привлекать инвесторов
В 2022 году у нас были планы открыть вторую локацию. Нашли инвестора, арендовали помещение и начали ремонт. Цены на стройматериалы в 2022 году выросли, мы не смогли открыться вовремя. Сразу после открытия инвестор сговорился с арендодателем новой точки и открылся сам. В юридической практике нет понятия «рейдерский захват», но фактически это он и есть.
Читайте также:
«Мы запускаем интерьерный бренд с помощью гранта»
Я предложила инвестору варианты, как мы можем разойтись по закону. Но он не согласился ни на один, аргумент был такой: «Это бизнес, детка. В России не работают законы об интеллектуальной собственности».
Мы не можем себе позволить, чтобы кто-то пользовался нашей бизнес-моделью, опытом и репутацией. Поэтому защищаемся по закону: зарегистрировали товарный знак, бизнес-модель и экскурсии зарегистрировали в России как ноу-хау. Сейчас готовим иски в суд.
Мы поняли, что к расширению бизнеса с помощью инвестиций нужно юридически правильно готовиться, в договоре учитывать все возможные нюансы. И самое важное — нужно понимать, кого ты приглашаешь в свой бизнес. Для социально ответственного бизнеса партнерами могут быть только единомышленники, то есть люди с созвучными ценностями и целями. Для себя мы решили, что привлекать инвесторов больше не будем. Развиваться планируем через франшизу и реинвестиции.
Как мы упаковали франшизу
Для «Прогулки» больше подходит не открытие собственных точек, а тиражирование опыта через франшизу. В прошлом году мы приняли участие в конкурсе Департамента социальных инициатив на упаковку франшизы, и уже в конце года у нас появился франчбук.
Для городов с населением от 300 до 500 тыс. человек стоимость франшизы — 455 тыс. руб. и роялти 5%. В первые три месяца после открытия по роялти каникулы. По нашим расчетам, в запуск нужно вложить от 5 до 7 млн руб., чистая прибыль — 995 тыс. руб. в месяц, срок окупаемости — 11 месяцев. Франчайзи получает работающую бизнес-модель, сайт, технологии по подбору и обучению сотрудников, а также маркетинговую поддержку.
Мы пока не запустили продажи франшизы официально. Но я уже решила, что буду общаться с потенциальными франчайзи лично. На собеседовании буду проверять созвучие ценностей человека ценностям «Прогулки в темноте» и управленческие навыки.
Планы на будущее
Можно сказать, что мы преодолели еще один кризис. В следующем году хотим открыть кафе в темноте, проведем капитальный ремонт и перепланировку экспозиции. В ближайшем будущем запустим тренинги для юридических лиц, образовательно-развлекательную программу для детей и квесты в темноте.
Короче
Год открытия
2016
Инвестиции
16 млн руб.
Оборот за первый квартал 2023 года
7,3 млн руб.
Средний чек
1600 руб.
Расходы на содержание музея
1,5 млн руб. в месяц
Расходы на маркетинг
300−400 тыс. руб. в месяц
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов