На сайт банка

«Прогулка в темноте» — сенсорный интерактивный музей, большая часть экспозиции которого погружена во мрак. Экскурсии там проводят незрячие гиды. За семь лет работы компания столкнулась с двумя большими кризисами, но смогла продолжить работу. Как нанимать незрячих гидов, почему решили отказаться от идеи привлекать инвесторов и сколько можно заработать на необычных экскурсиях, рассказывает генеральный директор «Прогулки в темноте» Элизабет Мстиславич-Радюк.

Эксперт — Элизабет Мстиславич-Радюк, генеральный директор и совладелица московского сенсорного интерактивного Музея темноты. Записалa Юлия Корнева.

Как появилась «Прогулка в темноте»

Музей в 2016 году придумали четыре друга: Максим Крутько, Дмитрий Смирнов, Елена Стахеева и Виталий Володин. Идею подсмотрели на «невидимой выставке» в Будапеште. Основателям хотелось показать, что несмотря на физический недостаток жизнь незрячего человека полна и интересна.

Основной трудностью стал подбор подходящего места: нужно было помещение площадью около 300 кв. м, но не больше, чтобы не тратить лишние деньги на аренду. В итоге остановились на ТРЦ «Ривьера», который тогда только строился. Вторая сложность — создание экспозиции музея, которая погружена в полную темноту.

«Прогулка в темноте» в ТРЦ «Ривьера»

На запуск проекта ушло 4 года. В открытие вложили около 16 млн руб. личных сбережений, на окупаемость удалось выйти через полгода.

Открыть счет
для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Кассовый разрыв во время пандемии

В 2020 году музей впервые столкнулся с кризисом. После локдауна «Прогулка в темноте» полностью истратила небольшую подушку безопасности, у компании образовался долг около 2,5 млн руб. Обороты упали на 50%, а на низкий сезон с мая по сентябрь 2021 года пришелся кассовый разрыв.

Создатели музея пригласили меня в качестве антикризисного менеджера. У меня был похожий опыт: раньше я работала директором музея истории аэропорта Шереметьево. Мне понравились концепция и бизнес-модель, и я присоединилась к проекту в качестве генерального директора. А в 2021 году стала совладельцем компании.

Главной задачей было сохранить команду и работающие бизнес-процессы. Я прописала новую стратегию развития.

  1. Привлечение партнеров, которые бы продавали наш продукт. Мы начали сотрудничать со Сбербанком, Шереметьевом, Ozon и «Москва 24», предоставляли скидку в 30% для участников их программ лояльности. Компании рассылают сотрудникам и клиентам промокод, по которому можно посетить музей со скидкой.
  2. Продвижение через PR, создание репутации. Мы выиграли несколько конкурсов, в том числе стали лучшим развлекательным проектом в KudaGo и получили несколько премий в области PR.
  3. Выход из долгов. Чтобы вывести компанию из долгов, я взяла заем на сумму долга.

Как проходят экскурсии в темноте

Экскурсия в музее — это один день из жизни незрячего человека. В «Прогулке» шесть локаций, пять из которых находятся в темноте:

  1. Квартира, с которой начинается экскурсия. Это безопасное место, знакомое и незрячему, и обычному человеку.
  2. Улица (точнее, ее имитация) со всеми присущими ей звуками и предметами — гостям обычно очень страшно переходить «дорогу».
  3. Музей, где можно потрогать произведения искусства.
  4. Лавка со специями, где можно ощутить знакомые ароматы специй в непривычной обстановке.
  5. Бар, последняя локация темной части. Здесь гости общаются с незрячим гидом.
  6. Светлая часть, где можно посмотреть весь маршрут экскурсии и сопоставить свои ощущения. Здесь же можно познакомиться со шрифтом Брайля и посмотреть компьютер и телефон для незрячих.

45 минут экскурсии приходится на темную часть и 15 минут — на светлую.

Локация музея, с которой начинается экскурсия. В темноте привычные предметы, звуки и запахи приобретают неожиданные черты
Шрифт Брайля

В конце экскурсии гиды отвечают на вопросы гостей типа «Как вы различаете цвета?», «Что вам снится?», «Вы родились незрячим или стали незрячим?», «Как вы воспитываете детей?». В обычной жизни такие вопросы не задашь, а после экскурсии можно.

Проморолик «Прогулки в темноте»

У наших гостей есть потребность продлить опыт темноты. Поэтому в дополнение к экскурсиям мы добавили другие активности. Проводим мастер-классы «За руку с сомелье» (дегустация вин), «Mamma Mia» (приготовление блюд итальянской кухни), «Аромагия» (создание уникальных ароматов). У мастер-классов несколько уровней сложности: для новичков и тех, кто в музее уже не первый раз. Программу мы постоянно дорабатываем. Например, планируем ввести 5D-звук и разрабатываем квест в темноте. Также недавно у нас появились свидания в темноте. Все это помогает увеличивать обороты.

Один из главных каналов, которые приводят к нам новых гостей, — сарафанное радио и отзывы. На Google, Tripadvisor, Яндексе, KudaGo за семь лет работы накопилось около 800 отзывов со средней оценкой 5,0. Мы никак специально не стимулируем гостей делиться впечатлениями. Большая часть нашей аудитории — зумеры, для них оставить отзыв — это естественно.

Средняя оценка «Прогулки в темноте» на Яндекс Картах — 5,0

Мы работаем с маркетинговым агентством, которое обеспечивает приток новых лидов. Методы традиционные: SMM, контекстная реклама в Яндексе. На маркетинг и PR в месяц тратим 300−400 тыс. руб.

Экскурсии стоят от 1300 до 2500 руб. в зависимости от дня недели и времени. Средний чек в музее — 1600 руб. Несмотря на кризис, нам удалось увеличить обороты в два раза по сравнению с 2019 годом, до 7,3 млн руб. за первый квартал.

Цены на экскурсии. Скриншот с сайта «Прогулки в темноте»

Как «Прогулка» нанимает незрячих гидов

Учредители обратились в несколько мест, где им помогли найти незрячих кандидатов на позицию гидов. Отбор был очень строгим — изначально список кандидатов на вакансию гида насчитывал 64 человека. После отбора, тренинга и нескольких собеседований осталось всего восемь незрячих экскурсоводов.

Сейчас в музее работают десять незрячих и слабовидящих гидов

Мы изменили подход к их отбору. У экскурсоводов есть руководитель, который полностью взял на себя подбор новых сотрудников. Я и даже управляющая музея на собеседованиях не присутствуем. Есть такое понятие, как «слепецкая среда», то есть комьюнити незрячих людей, и в Москве (да и в других городах) они действительно друг друга знают и активно общаются. Так что наставник гидов ищет сотрудников по своим каналам. Новый подход помог сократить срок подбора, обучения и адаптации сотрудников с трех-четырех месяцев до двух.

Важно, чтобы гиды умели ориентироваться в пространстве. У нас был случай, когда незрячий гид настолько хотел работать у нас, что адаптировался к улице, чтобы приезжать на работу в музей. Основные критерии при отборе — умение общаться с разными людьми, заинтересовать и увлечь их, стрессоустойчивость, харизматичность и позитивный взгляд на жизнь. И самое главное — созвучие личных ценностей и ценностей компании.

Поддержка государства

Мы получили статус социально ответственного бизнеса и пользуемся господдержкой. Для этого нужно:

  1. Подготовить заявление и пакет документов, подтверждающих статус.
  2. Направить заявку в уполномоченный орган, центр «Мой бизнес» или региональные центры инноваций в социальной сфере.
  3. Дождаться решения комиссии.

Трижды «Прогулка в темноте» получала субсидии как социальный бизнес. Сегодня с государством работать легко, все можно сделать онлайн и быстро. Мы плотно работаем с Департаментом предпринимательства Москвы. Например, выводим на рынок тренинги для топ-менеджеров и руководителей по софт-скиллам. Департамент приглашает на эти тренинги бизнесменов и управленцев.

В 2022 году мы выиграли грант на 2 млн руб.: открыли кофе-пойнт в музее для гостей, и нам возместили затраты.

Почему мы не хотим привлекать инвесторов

В 2022 году у нас были планы открыть вторую локацию. Нашли инвестора, арендовали помещение и начали ремонт. Цены на стройматериалы в 2022 году выросли, мы не смогли открыться вовремя. Сразу после открытия инвестор сговорился с арендодателем новой точки и открылся сам. В юридической практике нет понятия «рейдерский захват», но фактически это он и есть.

Я предложила инвестору варианты, как мы можем разойтись по закону. Но он не согласился ни на один, аргумент был такой: «Это бизнес, детка. В России не работают законы об интеллектуальной собственности».

Мы не можем себе позволить, чтобы кто-то пользовался нашей бизнес-моделью, опытом и репутацией. Поэтому защищаемся по закону: зарегистрировали товарный знак, бизнес-модель и экскурсии зарегистрировали в России как ноу-хау. Сейчас готовим иски в суд.

Мы поняли, что к расширению бизнеса с помощью инвестиций нужно юридически правильно готовиться, в договоре учитывать все возможные нюансы. И самое важное — нужно понимать, кого ты приглашаешь в свой бизнес. Для социально ответственного бизнеса партнерами могут быть только единомышленники, то есть люди с созвучными ценностями и целями. Для себя мы решили, что привлекать инвесторов больше не будем. Развиваться планируем через франшизу и реинвестиции.

Как мы упаковали франшизу

Для «Прогулки» больше подходит не открытие собственных точек, а тиражирование опыта через франшизу. В прошлом году мы приняли участие в конкурсе Департамента социальных инициатив на упаковку франшизы, и уже в конце года у нас появился франчбук.

Для городов с населением от 300 до 500 тыс. человек стоимость франшизы — 455 тыс. руб. и роялти 5%. В первые три месяца после открытия по роялти каникулы. По нашим расчетам, в запуск нужно вложить от 5 до 7 млн руб., чистая прибыль — 995 тыс. руб. в месяц, срок окупаемости — 11 месяцев. Франчайзи получает работающую бизнес-модель, сайт, технологии по подбору и обучению сотрудников, а также маркетинговую поддержку.

Мы пока не запустили продажи франшизы официально. Но я уже решила, что буду общаться с потенциальными франчайзи лично. На собеседовании буду проверять созвучие ценностей человека ценностям «Прогулки в темноте» и управленческие навыки.

Планы на будущее

Можно сказать, что мы преодолели еще один кризис. В следующем году хотим открыть кафе в темноте, проведем капитальный ремонт и перепланировку экспозиции. В ближайшем будущем запустим тренинги для юридических лиц, образовательно-развлекательную программу для детей и квесты в темноте.

Короче

Год открытия

2016

Инвестиции

16 млн руб.

Оборот за первый квартал 2023 года

7,3 млн руб.

Средний чек

1600 руб.

Расходы на содержание музея

1,5 млн руб. в месяц

Расходы на маркетинг

300−400 тыс. руб. в месяц

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Развлечения Как отдыхают предприниматели
Как отдыхают предприниматели
Спросили у трех владельцев бизнеса
23 ноября 2023
7 мин
Интервью Какие добрые дела предприниматели делают под Новый год
Какие добрые дела предприниматели делают под Новый год
Помощь детям, подопечным благотворительных фондов и животным
21 декабря 2023
12 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Сотрудник получил травму на работе. Как провести расследование?
Советы

Сотрудник получил травму на работе. Как провести расследование?

И что грозит работодателю, который этого не сделает
Как устроен рынок крафтовых сыроварен
Рынок

Как устроен рынок крафтовых сыроварен

Сколько стоит ошибка сыровара при отборе молока и как туризм влияет на продажи сыра
Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?
Интерактив

Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?

Как выйти из невыгодной распродажи на маркетплейсе
Советы

Как выйти из невыгодной распродажи на маркетплейсе

Следить за продажами, медленно повышать цену, запускать рекламу
Новые требования к хостинг-провайдерам, проверки пивоваров и ужесточение контроля за взысканием долгов
Дайджест

Новые требования к хостинг-провайдерам, проверки пивоваров и ужесточение контроля за взысканием долгов

Сможете ли вы вести бизнес в 2024 году?
Интерактив

Сможете ли вы вести бизнес в 2024 году?

Сотрудник получил травму на работе. Как провести расследование?
Советы

Сотрудник получил травму на работе. Как провести расследование?

И что грозит работодателю, который этого не сделает
Свежак

Как общепиту работать с ХАССП

Большая инструкция, как снизить риск массовых отравлений, для всех, кто работает с едой
22 февраля
111
1
В закладки на всякий случай

Что делать, если затопило магазин

В магазине — потоп: вода на полу, вещах и даже на кухне для продавцов. Оказывается, у салона над магазином прорвало трубу. Чтобы положение стало чуть лучше, рассказываем, как получить деньги на восстановление магазина.
30 августа 2018
22152
10

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.