Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Маркировка рекламы в 2025 году: правила, нюансы, ответственность
Еще с 2023 года за нарушения требований к маркировке бизнес начали штрафовать. Но законодательство продолжает стремительно меняться и добавляет новые ограничения к правилам размещения рекламы. На этой волне вспоминаем, кто, что и как должен маркировать, чтобы избежать штрафов.
Что такое маркировка рекламы
Что говорит о маркировке закон о рекламе
Маркировка интернет-рекламы — это специальная отметка на рекламном контенте: баннере, посте или видео, — который размещен на сайте. Цель маркировки для государства — помочь пользователям интернета отличать рекламный контент от обычного, а контролирующие органы с помощью нее могут отслеживать источники финансирования рекламы и нарушения закона.
Читайте также:
Что такое маркировка рекламы
Маркировка каждого рекламного креатива (поста, картинки, рекламного ролика, баннера) состоит из следующих элементов:
Пример
ООО «Ромашка» нужно промаркировать рекламу в интернете. Маркетологи предложили два варианта: нанести маркировку поверх баннера вместе с названием организации и токеном или же вшить токен в ссылку на сайт (получится что-то такое: romashka.ru/?erid=8hydkYjh67Yg). «Ромашка» может выбрать любой из вариантов: они оба не противоречат правилам маркировки.
Какую рекламу надо маркировать
Памятка о рекламе и ее маркировке
Законодательство требует маркировки практически любого вида рекламы, которая распространяется в интернете. Это касается текстовых объявлений, баннеров, видеороликов, а также постов и сторис в социальных сетях.
Маркировке подлежит и нативная реклама, то есть реклама, замаскированная под обычный контент. Например, вот нативная реклама 👇
Что не считается рекламой
Что не признается рекламой по закону
Рекламой не признаются:
Пример
Компания «Дуб и ясень» продвигает свое производство мебели. Если она размещает информацию о своих товарах на собственном сайте, тогда маркировка не нужна. А если размещает рекламные объявления на чужих ресурсах или запускает таргет в соцсетях — маркировка обязательна.
Участники процесса маркировки интернет-рекламы
Основные понятия в области интернет-рекламы и ее маркировки
Процедура маркировки рекламы тесно связана с операторами рекламных данных (ОРД). Это специализированные сервисы, занимающиеся сбором информации от участников рекламных кампаний в интернете. Они отвечают за учет онлайн-рекламы и передают сведения в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) Роскомнадзора (РКН). В ЕРИР хранится вся информация о рекламе в сети, размещаемой на территории РФ: данные о заказчиках, контрагентах, финансах и статистике по каждому рекламному объявлению.
ОРД выдают уникальные идентификаторы erid (токены) — буквенно-цифровые коды, предназначенные для мониторинга каждого рекламного креатива. Получение токена происходит после того, как ОРД передает всю необходимую информацию в ЕРИР. Формат кода выглядит следующим образом: «erid: xxx», где «ххх» — уникальный буквенно-цифровой код.
Читайте также:
Кто такой оператор рекламных данных
Участники процесса маркировки рекламы:
Участники рекламного рынка по закону должны обеспечивать маркировку рекламных материалов, то есть получать идентификатор, добавлять его в креатив и отчитываться о размещении в Роскомнадзор. Операторы рекламных систем обычно обеспечивают автоматическую маркировку.
Как правильно маркировать рекламу
Даем пошаговую инструкцию, как правильно маркировать интернет-рекламу.
Выбрать ОРД и зарегистрироваться
РКН — об операторах рекламных данных
Роскомнадзор одобрил семь операторов — информация о них содержится в специальном реестре. После выбора оператора нужно зарегистрироваться, войти в личный кабинет и заключить договор с ОРД.
Рекламодатели могут регистрироваться в ОРД самостоятельно или поручить это сделать рекламораспространителю либо посреднику. В случае когда ответственность за маркировку креатива берет на себя агентство или распространитель, рекламодателю не надо проходить регистрацию в ОРД и предоставлять какие-либо сведения: это сделают за него.
Пример
Рекламодатель — ООО «Жемчуг» — хочет прорекламировать свой товар и для этого обращается к рекламораспространителю (например, к «Яндексу», который разместит контекстную рекламу). ООО «Жемчуг» не хочет самостоятельно получать токен, поэтому в договоре они прописывают, что в ОРД токен будет получать рекламораспространитель.
Передать в ОРД сведения и получить токен
Каждый рекламный креатив надо зарегистрировать у ОРД. Для этого оператору передают:
Для оформления саморекламы надо указать идентичный ИНН в полях заказчика и исполнителя, а также проставить специальную отметку о саморекламе. После проверки всех переданных сведений ОРД сформирует и пришлет токен.
Читайте также:
Ошибки в рекламе, за которые оштрафуют
Правильно разместить рекламу
Об основных составляющих маркировки мы уже сказали. При размещении нужно проследить за тем, чтобы в пометке, сведениях о рекламодателе и в токене не было ошибок. А еще обратить внимание на то, чтобы пометка не терялась на креативе (нельзя, например, разместить ее отдельным постом, если это соцсети, или незаметным шрифтом / цветом текста).
Отчетность в ОРД
Как сдается отчетность
До конца месяца, следующего за месяцем размещения рекламного креатива, нужно отправить отчет в ОРД. То есть если ООО «Лютик» разместило рекламу на нескольких площадках с 15 по 25 апреля, отчитаться об этом надо не позднее 31 мая.
В отчет включают:
Все участники рекламной цепочки должны заниматься отчетностью в ОРД, однако достаточно, чтобы сам отчет подавал только один из них — тот, кто получил идентификатор креатива.
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц
Сколько стоит маркировка рекламы
Стоимость рекламы в интернете после внедрения системы ОРД стала более прозрачной, но и появилась новая строка расходов. Вот основные факторы, которые влияют на общую цену.
Услуги ОРД
ОРД взимают плату за передачу данных о рекламе в Роскомнадзор. Эта плата может быть фиксированной (за каждый отчет) или зависеть от объема рекламных расходов.
Интеграция и настройка
Если вы используете рекламные платформы, которые не интегрированы с ОРД напрямую, вам может потребоваться дополнительная настройка или использование стороннего программного обеспечения для передачи данных.
Повышенное внимание к маркировке
Неправильная маркировка рекламы может привести к штрафам. Поэтому, возможно, потребуется уделить больше внимания обучению сотрудников или привлечению специалистов для проверки рекламных материалов.
Сбор за рекламу
Читайте также:
Реклама в интернете станет дороже: как будет работать новый сбор
Все участники рекламного рынка со 2-го квартала 2025 года платят 3% от дохода от рекламы в федеральный бюджет.
Важно учитывать все эти факторы при планировании рекламной кампании и закладывать дополнительные расходы на услуги ОРД. В целом стоимость маркировки может составить от нескольких тысяч рублей в месяц для небольших компаний до сотен тысяч для крупных рекламодателей.
Пример
«Первый ОРД» берет за услуги 1% от стоимости рекламы, зарегистрированной в отчетный месяц, но не менее 5000 руб. в месяц. У «Озон ОРД» за каждый загруженный маркер предусмотрена плата в размере 20 руб., а минимальный платеж по тарифу составляет 6000 руб. в месяц. В «ОРД-А» стоимость передачи креатива — 15 руб. за 1 Мб, минимальный платеж в месяц для юрлиц — 5000 руб.
Штрафы за нарушения правил маркировки
Штрафы за нарушения при маркировке
Соблюдение правил маркировки контролируют Роскомнадзор и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Роскомнадзор отвечает за регистрацию креативов и присвоение им токенов. ФАС выявляет случаи размещения в сети немаркированной рекламы.
Размеры штрафов за нарушения при маркировке рекламы — в таблице ниже.
Нарушение
Штраф для должностных лиц и ИП, руб.
Штраф для юрлиц, руб.
Отсутствие креатива в реестре
30 000 — 100 000
200 000 — 500 000
Размещение рекламы без токена, без указания пометки «Реклама» и информации о рекламодателе
100 000 — 200 000
200 000 — 500 000
Штраф для ОРД за невыполнение своих обязанностей
100 000 — 200 000
300 000 — 700 000
Пример
ИП рекламирует товар на сайте и забыл разместить маркировку. За это ему будет назначен штраф в размере от 100 до 200 тыс. руб.
С 1 января при расчете налога на прибыль больше нельзя учитывать расходы на размещение немаркированной рекламы.
С 13 января для идентификации креатива нужно указывать сведения в новой графе «Классификатор категорий товаров и услуг (ККТУ)».
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц