Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Утечки персональных данных в 2025 году: что это такое и что делать
За последние полгода власти сильно ужесточили ответственность за утечки персональных данных. Многомиллионные штрафы уже вступили в силу, а за некоторые нарушения и вовсе начали применять оборотные штрафы. Как бизнесу реагировать на утечку и как минимизировать потери, рассказали в статье.
Почему повысили штрафы за утечку персональных данных
Любая компания, которая собирает и обрабатывает персональные данные клиентов и сотрудников, обязана обеспечить их сохранность. Но долгое время к защите персональных данных бизнес относился как к формальности. Санкции за нарушение требований закона были достаточно мягкими.
Примеры
В 2022 году произошла утечка данных в сервисе Яндекс Еда. Тогда в сети появились данные 58 000 пользователей. Но компанию оштрафовали всего лишь на 60 000 рублей. Также пострадавшие клиенты сервиса обратились с коллективным иском в суд и потребовали компенсацию 100 000 рублей на каждого.
Решение судаот 14.02.2024 по делу № А07-34 409/2023
Еще одна история: компания ООО «Экспресс лаб» по договору дорабатывала функционал сайта банка ПТБ. В результате произошла утечка персональных данных клиентов, которые отправляли в банк заявку на кредит онлайн. По решению суда банк заплатил за нарушение штраф 60 000 рублей и позже взыскал его с подрядчика, по вине которого произошла утечка данных.
При этом масштабы утечек из года в год продолжают расти и статистика удручает.
По фактам утечек в 2023 году суды назначили штрафы бизнесу на сумму около 3,7 млн рублей. В 2024 году сумма штрафов составила 2 млн рублей.
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц
Среди самых масштабных утечек в РФ за 2024 год стали такие случаи.
Масштаб инцидентов подчеркивает, что бизнес тщательнее должен следить за безопасностью персональных данных клиентов и сотрудников и обеспечивать необходимый уровень защиты от их утечки. Ранее действующие штрафы Минцифры считало недостаточными. По мнению властей, они не стимулировали операторов персональных данных вкладываться в защиту своих систем, которые собирают и хранят данные.
Новые штрафы за утечку персональных данных с 30 мая 2025 года
Теперь компании и ИП будут платить штрафы за утечку данных пропорционально объему сведений, которые неправомерно попали в сеть. Если произойдет повторная утечка, будут применяться оборотные штрафы — 1-3% от годовой выручки компании.
Читайте также:
Новые штрафы в работе с персональными данными: что проверить прямо сейчас
Статья КоАП
Объем утечки
Штраф, руб.
Ч. 11 ст. 13.11
Неуведомление об утечке персональных данных Роскомнадзора
для физлиц — 50-100 тысяч;
для должностных лиц — 400-800 тысяч;
для компаний — 1-3 млн
Первичная утечка персональных данных
Ч. 12 ст. 13.11
От 1 000 до 10 000 субъектов, и / или от 10 000 до 100 000 идентификаторов
для физлиц — 100-200 тысяч;
для должностных лиц — 200-400 тысяч;
для компаний — 3-5 млн
Ч. 13 ст. 13.11
От 10 000 до 100 000 субъектов, и / или от 100 000 до 1 000 000 идентификаторов
для физлиц — 200-300 тысяч;
для должностных лиц — 300-500 тысяч;
для компаний — 5-10 млн
Ч. 14 ст. 13.11
Более 100 000 субъектов, и / или более 1 000 000 идентификаторов
для физлиц — 300-400 тысяч;
для должностных лиц — 400-600 тысяч;
для компаний — 10-15 млн
Ч. 16 ст. 13.11
Специальные категории персональных данных
для физлиц — 300-400 тысяч;
для должностных лиц — 1-1,3 млн;
для компаний — 10-15 млн
Ч. 17 ст. 13.11
Биометрические персональные данные
для физлиц — 400-500 тысяч;
для должностных лиц — 1,3-1,5 млн;
для компаний 15-20 млн
Повторная утечка персональных данных
Ч. 15 ст. 13.11
Утечка общих данных
для физлиц — 400-600 тысяч;
для должностных лиц — 800 тысяч — 1,2 млн;
для компаний — 1-3% от годовой выручки, минимум 20 млн, максимум 500 млн
Ч. 18 ст. 13.11
Утечка специальных категорий или биометрических персональных данных
для физлиц — 500-800 тысяч;
для должностных лиц — 1,5-2 млн;
для компаний — 1-3% от годовой выручки, минимум 25 млн, максимум 500 млн
Читайте также:
Как подать уведомление об обработке персональных данных в 2025 году
Основные термины для новых штрафов
Утечка персональных данных — это незаконный доступ третьих лиц к личным и конфиденциальным сведениям о клиентах и сотрудниках компании, что приводит к нарушению их прав.
Не все инциденты с персональными данными будут считаться утечкой по закону. Например, если обиженный сотрудник после увольнения просто удалил клиентскую базу — это не утечка, так как данные не попали в руки третьих лиц и конфиденциальность не нарушилась. Но если этот же сотрудник продал базу конкурентам или мошенникам, речь идет об утечке персональных данных и о ней нужно сообщить в Роскомнадзор.
Ст. 21 законаот 27.07.2006 № 152-ФЗ
Общие персональные данные — это ФИО сотрудника или клиента, адрес электронной почты, номер телефона, паспортные данныеи т. д.
Специальные категории персональных данных — это информация о расовой принадлежности человека, политических взглядах, философских убеждениях, медицинских данныхи т. д.
Биометрические персональные данные — это информация о физиологическом состоянии человека, с помощью которой можно установить его личность. Например, запись голоса или отпечатки пальцев.
Как может произойти утечка персональных данных
Утечка может произойти:
Как обезопасить бизнес от утечек
Вот основные правила.
Собирать меньше данных (по возможности)
Если вам не нужны полные паспортные данные клиента, ограничьтесь, например, номером телефона и именем. Чем меньше личной информации хранится, тем ниже вероятность, что она попадет в руки злоумышленников. Это связано с тем, что крупные массивы данных требуют более сложных (и дорогих) решений по обеспечению информационной безопасности, а их могут позволить себе далеко не все компании.
Разделять категории данных
Создавайте отдельные хранилища для клиентов, работников и кандидатов на вакансии. Никогда не смешивайте данные разных групп. Это позволит быстро локализовать проблему, если произойдет инцидент с персональными данными.
Читайте также:
Согласия на обработку персональных данных нужно оформлять по-новому с 1 сентября
Применять синтетические идентификаторы
Что это значит: избегайте прямого сопоставления имени, адреса электронной почты или номера телефона клиента с информацией о покупках, переписках и других взаимодействиях с компанией. Вместо этого назначьте каждому пользователю уникальный код (так называемый «синтетический идентификатор»), который свяжет различные типы данных. Храните такие идентификаторы отдельно от всех остальных данных.
Пример структуры базы данных клиентов онлайн-школы «Фогвардс»
1. База данных клиентов
Идентификатор клиента
Email
Имя
Фамилия
EMP_001 p.sidorov@example.com
Петр
Сидоров
EMP_002 a.ivanova@example.com
Анна
Иванова
2. База данных по оказанным клиентам услугам
Синтетический идентификатор
(дата предоставления услуги)
Услуга
SID_EMP_001
2025-01-15
Обучение на курсе Аналитик данных
SID_EMP_002
2025-02-20
Обучение на курсе UX-дизайнер
3. Таблица связи между клиентами и услугами
Идентификатор клиента
Синтетический идентификатор
EMP_001
SID_EMP_001
EMP_002
SID_EMP_002
Как это работает:
Своевременно избавляться от ненужных данных
Удаляйте устаревшие записи сразу же после завершения взаимодействия с клиентом. Если услуга оказана, договор выполнен, сохраняйте только архивную версию документа без детальной информации о пользователе.
Контролировать доступ третьих лиц
Даже если доверяете обработку персональных данных стороннему партнеру, именно ваша компания несет ответственность перед пользователями как оператора. Поэтому безопаснее использовать собственные программы и технические средства, чтобы обеспечить нужный уровень защиты сведений. Запрещайте внутренний доступ к персональным данным уволенным сотрудникам. Регулярно обновляйте антивирус и все программы в компании до актуальной версии.
Обеспечить физическую охрану данных
Ограничьте физический доступ к серверам и компьютерам, которые содержат персональные данные сотрудников и клиентов. Используйте сложные пароли и многофакторную идентификацию. Давайте сотрудникам доступ только к тем сведениям, которые им действительно необходимы для работы.
Очевидный, но часто забываемый момент: устанавливайте надежные пароли на доступы к базам данных. Обычно надежный пароль включает 8-12 символов, заглавные и строчные буквы, цифры и специальные символы.
Пример сложного (и надежного) пароля: `P@ssw0rd!2#B3%`
Пароль, который состоит из легко угадываемых комбинаций, например, сочетание имени и даты рождения, злоумышленники легко взломают.
Пример ненадежного пароля: Masha13031989
Назначить того, кто будет отвечать в компании за защиту данных
Определите сотрудника, ответственного за соблюдение правил обработки персональных данных. Этот специалист должен иметь полномочия и ресурсы для эффективного управления процессами безопасности. Регулярно проводите аудит и обучение персонала по вопросам информационной безопасности.
Что делать при утечке персональных данных: пошаговая инструкция для бизнеса
Читайте также:
Как работодателю стать оператором персональных данных
Как понять, что произошла утечка персональных данных? Например, IT-служба компании «Стратегия» выявила незаконное копирование базы, которая включает персональные данные клиентов. Или копия базы стала доступна в сети. Или пока база не стала доступна, но от злоумышленника, который незаконно ее получил, поступило сообщение с угрозой раскрыть персональные данные клиентов.
Что делать дальше
✔️ В течение 24 часов с момента обнаружения такого инцидента уведомите Роскомнадзор:
Сообщить в РКН об утечке можно на бумаге или онлайн — заполнить специально разработанную форму на сайте. Для электронного уведомления нужна усиленная квалифицированная подпись (УКЭП).
Чтобы заполнить форму на сайте Роскомнадзора, пройдите аутентификацию на портале Госуслуг, нажав ссылку «Перейти к сервису ЕСИА».
В открывшейся форме уже автоматически будут заполнены сведения об операторе — наименование оператора, ИНН, адрес оператора и адрес электронной почты.
Внесите сведения об инциденте. Для этого нужно заполнить поля уведомления:
Заполните раздел «Контактные данные» и нажмите кнопку «Отправить».
Система присвоит вашему уведомлению номер и ключ, по которым можно будет отслеживать статус обращения.
Пример заполненного уведомления об инциденте с персональными данными:
✔️ В течение трех суток с момента утечки проведите внутреннее расследование. Для этого нужно создать рабочую группу. В нее обычно включают:
✔️ В течение 72 часов с момента утечки сообщите Роскомнадзору:
Как правильно считать часы с момента утечки данных:
✅ Правильно
❌ Неправильно
Момент утечки + 72 часа
Момент утечки + 24 часа + 72 часа
Кстати говоря
В части 12 ст. 19 закона № 152-ФЗ есть норма о том, что об инцидентах с персональными данными операторы должны информировать ФСБ — то есть вносить данные в систему ГосСОПКА (Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак).
С 2022 года, когда появилась эта норма, была некая неопределенность. Специалисты в области персональных данных полагали, что не все операторы и не по всем инцидентам обязаны уведомлять ФСБ. С 1 марта 2023 года вступил в силу приказ ФСБот 13.02.2023 № 77. Его разработали специально для исполнения закона о персональных данных. Согласно этому документу, в течение суток в систему ГосСОПКА должны направлять данные об утечках только субъекты критической информационной инфраструктуры. К таким относятся, например, организации которые работают в банковской сфере, области связи, транспорта, энергетики, здравоохранения, науки и т. д.
Все остальные компании и ИП уведомляют только Роскомнадзор. И если РКН увидит, что утечка несет угрозу национальной безопасности, ведомство само уведомит ФСБ об инциденте.
Короче
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц