Как правильно оформить товарную накладную, транспортную накладную и разобраться в торг 12 и ТТН
16 октября 2023
8 мин
Товарная накладная, накладная, транспортная накладная — эти понятия в бизнесе и логистике знакомы каждому предпринимателю. Но не всегда понятно, как правильно их использовать, заполнять и какие отличия между ними существуют. В этой статье мы разберемся в смысле каждого из этих терминов и научимся их применять в практике.
Накладная относится к первичным бухгалтерским документам. Она подтверждает, что товар перешел от продавца к покупателю. В накладной указывают вид, количество и стоимость товара, реквизиты продавца и покупателя, НДС. Накладные бывают товарные, транспортные и товарно-транспортные. Главная цель — обеспечить прозрачность и контроль за движением товаров.
Ее основные функции включают:
Подтверждение передачи товара. Накладная подтверждает, что товар перешел от продавца к покупателю. Это важно как для потребителей, так и для предпринимателей, которые ведут бизнес.
Учет видов и количества товаров. В накладной обязательно указывается вид, количество и стоимость товаров. Это позволяет контролировать оборот товаров, осуществлять бухгалтерский учет.
Налоговое подтверждение. Для магазинов и предприятий, работающих на общей системе налогообложения или упрощенке 15%, накладная является частью учета расходов и вычета по НДС.
Виды накладных
Основные виды накладных:
Товарная — подтверждает отгрузку товаров продавцом. Распространенный вид накладной, используется при продаже товаров. Содержит информацию о количестве, стоимости и виде товара. Здесь должны быть указаны: вид, количество, стоимость товара, НДС, реквизиты продавца, реквизиты покупателя. Этот документ подтверждает расходы перед налоговой службой. Нужен для получения вычета по НДС.
Транспортная — оформляет перевозку грузов. Прикладывается к грузу при его перевозке. Она содержит информацию о том, кто перевозит товар, место отправления, место назначения. В транспортной накладной указываются данные о грузоотправителе, грузополучателе, а также печать и подпись отправителя и получателя. Этот документ необходим для организации безопасной доставки грузов, а также для отслеживания перемещения товаров во время транспортировки.
Товарно-транспортная — совмещает данные о товаре и его перевозке. Она обеспечивает полную информацию о грузе и его перемещении. Содержит информацию о товаре, его количестве, стоимости, а также данные о перевозке. Этот документ позволяет одновременно подтвердить передачу товара и контролировать его перемещение.
Универсальный передаточный документ (УПД) — используется вместо товарной и товарно-транспортной накладной.
Товарная накладная
Товарная накладная — это первичный документ, который оформляется при отгрузке или получении товарно-материальных ценностей. В ней указываются наименование, количество, цена, стоимость отгруженных товаров. Товарная накладная подтверждает факт передачи товара от одной организации другой.
Товарная накладная необходима:
Для учета движения товарно-материальных ценностей.
Для контроля за сохранностью имущества.
Для расчетов с поставщиками и покупателями.
Для налогового учета.
Основные виды товарных накладных:
ТОРГ-12 — применяется для учета товаров, реализуемых в розничной торговле.
Распечатайте в 2-3 экземплярах, поставьте печати, подпишите.
Передайте накладные продавцу и покупателю.
Прикрепите к партии товара 1 экземпляр для покупателя.
Заполнение накладной требует внимания к деталям. Важно указать все необходимые данные — вид товара, количество, стоимость, НДС, реквизиты продавца, реквизиты покупателя.
Транспортная накладная
Транспортная накладная оформляется при перевозке грузов автомобильным, железнодорожным, авиационным, речным или другим видом транспорта. В ней указываются данные о перевозимом грузе, его отправителе и получателе, транспортном средстве. Транспортная накладная нужна для оформления грузоперевозок, расчетов между перевозчиком и грузовладельцем.
Для чего нужна транспортная накладная:
Для оформления отношений между перевозчиком и грузовладельцем.
Для подтверждения факта сдачи груза к перевозке.
Для учета выполненной работы транспортной организацией.
Для расчетов за перевозку между сторонами.
Как сопроводительный документ, удостоверяющий право владения грузом.
Транспортная накладная важна в логистике.
Она помогает:
Контролировать перемещение груза.
Идентифицировать отправителя и получателя.
Управлять маршрутом и сроками доставки.
Товарная транспортная накладная
Товарно-транспортная накладная (ТТН) — документ, который одновременно подтверждает отгрузку товара продавцом и его получение перевозчиком для доставки покупателю. В ТТН указываются сведения о продавце, покупателе, перевозчике, характеристики перевозимого груза.
ТОРГ 12 и ТТН: в чем разница
ТОРГ 12 — это универсальная форма товарной накладной, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ.
ТТН — товарно-транспортная накладная, в ней содержится информация о характеристиках груза и о его перевозке.
Основное отличие в том, что ТОРГ 12 — товарный документ, а ТТН совмещает в себе данные о товаре и его доставке.
Они являются разными документами, хотя и выполняют схожую функцию. ТОРГ-12 используется при внутренней торговле, в то время как ТТН применяется при внешней торговле и перевозке товаров через границу. Они имеют различные формы и требования к заполнению, поэтому важно правильно выбрать соответствующий документ в зависимости от ситуации.
Как сделать накладную
Чтобы сделать накладную, нужно:
Заполните реквизиты. Укажите реквизиты продавца и покупателя. Это важно для правильной идентификации сторон.
Укажите вид, количество и стоимость товара. Тщательно заполните информацию о товаре, чтобы избежать недоразумений.
Не забудьте про НДС. Если применимо, укажите налог на добавленную стоимость (НДС).
Для транспортных накладных — укажите данные о перевозке. Если это транспортная накладная, добавьте информацию о перевозке, включая данные о перевозчике.
Поставьте печать, подпишите документ. Для завершения процесса не забудьте поставить печать, подписи отправителя и получателя.
Накладная составляется в 2-3 экземплярах, подписывается продавцом и покупателем. Один экземпляр остается у покупателя. Можно использовать типовые формы накладных или разработать свою. Помогает подтверждать передачу товаров, осуществлять учет, а также облегчает процесс логистики. Правильное заполнение накладной важно для подтверждения расходов и соблюдения требований налоговых органов.
Правильное оформление и использование товарных и транспортных накладных, а также понимание различий между ними и другими видами документов, помогут вам эффективно управлять вашим бизнесом и обеспечить контроль за движением товаров. Не забывайте соблюдать законодательство нашей страны при оформлении накладных.
Модульбанк помогает с бухгалтерией
У Модульбанка есть отдельный сервис — Модульбухгалтерия. Специалисты помогут разобраться с налогами и взносами, будут вести учет, готовить отчетности и оперативно отвечать на ваши вопросы, чтобы бизнес работал.
Накладная
Товарная накладная, накладная, транспортная накладная — эти понятия в бизнесе и логистике знакомы каждому предпринимателю. Но не всегда понятно, как правильно их использовать, заполнять и какие отличия между ними существуют. В этой статье мы разберемся в смысле каждого из этих терминов и научимся их применять в практике.
Накладная относится к первичным бухгалтерским документам. Она подтверждает, что товар перешел от продавца к покупателю. В накладной указывают вид, количество и стоимость товара, реквизиты продавца и покупателя, НДС. Накладные бывают товарные, транспортные и товарно-транспортные. Главная цель — обеспечить прозрачность и контроль за движением товаров.
Ее основные функции включают:
Виды накладных
Основные виды накладных:
Товарная накладная
Товарная накладная — это первичный документ, который оформляется при отгрузке или получении товарно-материальных ценностей. В ней указываются наименование, количество, цена, стоимость отгруженных товаров. Товарная накладная подтверждает факт передачи товара от одной организации другой.
Товарная накладная необходима:
Основные виды товарных накладных:
Как правильно заполнить накладную:
Заполнение накладной требует внимания к деталям. Важно указать все необходимые данные — вид товара, количество, стоимость, НДС, реквизиты продавца, реквизиты покупателя.
Транспортная накладная
Транспортная накладная оформляется при перевозке грузов автомобильным, железнодорожным, авиационным, речным или другим видом транспорта. В ней указываются данные о перевозимом грузе, его отправителе и получателе, транспортном средстве. Транспортная накладная нужна для оформления грузоперевозок, расчетов между перевозчиком и грузовладельцем.
Для чего нужна транспортная накладная:
Транспортная накладная важна в логистике.
Она помогает:
Товарная транспортная накладная
Товарно-транспортная накладная (ТТН) — документ, который одновременно подтверждает отгрузку товара продавцом и его получение перевозчиком для доставки покупателю. В ТТН указываются сведения о продавце, покупателе, перевозчике, характеристики перевозимого груза.
ТОРГ 12 и ТТН: в чем разница
ТОРГ 12 — это универсальная форма товарной накладной, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ.
ТТН — товарно-транспортная накладная, в ней содержится информация о характеристиках груза и о его перевозке.
Основное отличие в том, что ТОРГ 12 — товарный документ, а ТТН совмещает в себе данные о товаре и его доставке.
Они являются разными документами, хотя и выполняют схожую функцию. ТОРГ-12 используется при внутренней торговле, в то время как ТТН применяется при внешней торговле и перевозке товаров через границу. Они имеют различные формы и требования к заполнению, поэтому важно правильно выбрать соответствующий документ в зависимости от ситуации.
Как сделать накладную
Чтобы сделать накладную, нужно:
Накладная составляется в 2-3 экземплярах, подписывается продавцом и покупателем. Один экземпляр остается у покупателя. Можно использовать типовые формы накладных или разработать свою. Помогает подтверждать передачу товаров, осуществлять учет, а также облегчает процесс логистики. Правильное заполнение накладной важно для подтверждения расходов и соблюдения требований налоговых органов.
Правильное оформление и использование товарных и транспортных накладных, а также понимание различий между ними и другими видами документов, помогут вам эффективно управлять вашим бизнесом и обеспечить контроль за движением товаров. Не забывайте соблюдать законодательство нашей страны при оформлении накладных.
Модульбанк помогает с бухгалтерией
У Модульбанка есть отдельный сервис — Модульбухгалтерия. Специалисты помогут разобраться с налогами и взносами, будут вести учет, готовить отчетности и оперативно отвечать на ваши вопросы, чтобы бизнес работал.
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!