На сайт банка

Чтобы определить срок окупаемости пункта выдачи, нужно хотя бы приблизительно знать, какой будет его прибыль. При этом надо иметь в виду, что ее могут урезать неожиданные штрафы маркетплейса, а тариф, на который вы рассчитывали, окажется ниже.

Эксперт — Артем Кунгурцев, руководитель проектов Модульбанка. Записалa Мария Лебедева.

От чего зависит срок окупаемости

Срок окупаемости рассчитывается так: вложения делятся на среднемесячную чистую прибыль. Например, если вложения составили 500 тыс. руб., а средняя прибыль была равна 50 тыс. руб., то согласно формуле ПВЗ окупился через 10 месяцев. Что входит в стартовые вложения, мы рассказали здесь.

Нормой считается работать в плюс со второго-третьего месяца, а через полгода месячная прибыль может доходить до 50−60 тыс. руб.

На сайтах некоторых маркетплейсов есть калькуляторы, где можно посчитать потенциальную прибыль ПВЗ. К примеру, у Яндекс.Маркета он выглядит так:

С помощью калькулятора можно узнать, каким должен быть минимальный товарооборот, чтобы не уйти в минус

А у Wildberries — вот так:

Все калькуляторы включают критерий товарооборота. В регионах он в среднем равен 4 млн руб. в месяц. На товарооборот влияет плотность населения вокруг ПВЗ: выгоднее открывать пункт там, где она выше, — через вас будет проходить больше заказов. У маркетплейсов есть карты, которые позволяют посмотреть эту плотность: у Wildberries она в открытом доступе, а Ozon и Яндекс.Маркет открывают ее только партнерам, зарегистрировавшимся на сайте.

ПВЗ Wildberries на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Масштаб: 4 ячейки — примерно 600 м²

Но есть и неочевидные факторы, от которых зависит срок окупаемости. Среди них:

  • изменения в тарифах;
  • оборот маркетплейса;
  • возможные штрафы;
  • программы поддержки владельцев ПВЗ от маркетплейсов.

Изменения в тарифах

Это процент от оборота товаров, проходящих через пункт, который компания платит владельцу ПВЗ. Процент площадка определяет сама, чаще всего по региону, где расположен пункт. В каждом регионе есть красные зоны, где действует пониженный тариф: в них уже много работающих ПВЗ, и открытие еще одного нежелательно для бренда. А есть зеленые зоны, где ПВЗ мало или нет совсем, и компании назначают для этих мест повышенные тарифы. Посмотреть эти зоны можно на картах, которые предоставляют маркетплейсы:

Подробнее тарифы расписаны на страницах партнерских программ:

— Wildberries;

— Ozon;

— Яндекс.Маркет.

Кажется, что с тарифом все просто: найди зеленую зону поблизости — и можешь смело открывать пункт выдачи. Но субсидиарные (зеленые) зоны часто меняются. Например, может случиться так: вы нашли помещение под ПВЗ Wildberries в зеленой зоне, рассчитывая, что будете получать 4,25% от оборота и окупите стартовые вложения за пару месяцев. Но пока делали ремонт, эта зона стала красной, то есть процент снизился и срок окупаемости увеличился. Чтобы не оказаться в такой ситуации, стоит проверять актуальные условия маркетплейсов на страницах партнерских программ и не медлить с ремонтом для открытия.

Совет. Брендированный ПВЗ может выдавать заказы и других сервисов без размещения их логотипов. С этих партнеров владелец пункта получает фиксированную плату, например 50 руб. с одного выданного заказа. Такой подход позволяет дополнительно зарабатывать и служит подстраховкой: если основной бренд принесет небольшую прибыль, есть шанс «добрать» ее благодаря второму партнеру. Рекомендуем сотрудничать, например, со службой доставки Boxberry (через нее отправляют заказы «Юлы», «Ярмарки Мастеров» и др.).

Оборот маркетплейса

Можно подумать, что выгоднее выбирать тот бренд, который предлагает самые высокие тарифы. Но оценивать их всегда нужно с оглядкой на оборот компании. Представим, что у предпринимателя есть два ПВЗ — пункт Ozon с тарифом 4,4% в Москве и пункт Wildberries с 3,25% в Новосибирске. Несмотря на то что вторая площадка платит на 1,15% меньше, она приносит владельцу больше 65 тыс. руб. в неделю, а первая — только 32 тыс. руб. Все потому, что оборот у Wildberries больше, чем у Ozon: на нем совершается больше покупок.

Обороты самых популярных маркетплейсов в России в III квартале 2022 года:

Wildberries — 420,2 млрд руб.

Ozon — 188,1 млрд руб.

Яндекс.Маркет — 72,5 млрд руб.

Возможные штрафы

Особенно много штрафов у Wildberries. Владелец ПВЗ может получить штраф, например, за низкий рейтинг пункта. Рейтинг — это обратная связь от покупателей. Проблема в том, что часто клиенты путают отзывы о ПВЗ и отзывы о магазине, в котором заказывали товар на маркетплейсе. И если их не устроил заказ, плохую оценку может получить пункт, выдавший его. Если рейтинг ПВЗ Wildberries ниже 4,95 балла, владельцу начисляют штраф, а при менее чем 4,7 балла пункт отключают от системы. Критерии выставления рейтинга перечислены здесь, но не все они очевидны на практике.

Еще Wildberries штрафует пункты за приемку бракованных товаров — за это списывается 20% от их стоимости. Такие случаи неизбежны, потому что операторы при проверке товара не могут вскрывать упаковку.

Программы поддержки владельцев ПВЗ от маркетплейсов

Есть и хорошие новости: площадки могут помочь своим новым партнерам единовременными выплатами, компенсируя затраты на старте. Такие программы есть не у всех. К примеру, Яндекс.Маркет может возместить до 120 тыс. руб., потраченных на оформление ПВЗ. Также маркетплейс предлагает рекламную поддержку партнеров: когда пункт открывается, он появляется на Яндекс.Картах, а еще о нем по почте или в пуш-уведомлениях рассказывают пользователям площадки, живущим поблизости. Советуем, выбирая маркетплейс для партнерства, узнать, какие программы поддержки есть у разных площадок.

Что еще важно

У маркетплейсов по-разному работают службы поддержки. Представьте, что рейтинг вашего ПВЗ неожиданно снизили и бизнес оказался на грани закрытия. Вам нужно срочно получить объяснение: за что у пункта отняли баллы и как их вернуть. Для таких случаев у Ozon есть территориальные менеджеры — специалисты, к которым владелец ПВЗ может обратиться за консультацией в чате. А у Wildberries их нет — вопрос можно задать лишь через раздел «Тикеты» в личном кабинете и там же получить обезличенный и не всегда своевременный ответ. Это усложняет коммуникацию партнера с брендом, а поддерживать ее придется, чтобы быстро решать проблемы.

Открытие и ведение ПВЗ под ключ

Получайте пассивный доход, а мы возьмем на себя управление персоналом и предприятием, отчетность, закупку расходников и многое другое

Узнать больше
Еще какие-то статьи
ПВЗ Тест. Сможете ли вы открыть ПВЗ и не получить ни одного штрафа?
Тест. Сможете ли вы открыть ПВЗ и не получить ни одного штрафа?
19 июля 2023
12 мин
Советы Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы
Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы
Собрали лучшие статьи Дела на самую горячую тему лета
29 июля
12 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы
Советы

Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы

Собрали лучшие статьи Дела на самую горячую тему лета
Шаурма по ГОСТу: как устроен рынок, сколько стоит открыть точку
Рынок

Шаурма по ГОСТу: как устроен рынок, сколько стоит открыть точку

И почему это не бизнес для всех
Хочу использовать легенду для продвижения кофейни. Так можно?
Советы

Хочу использовать легенду для продвижения кофейни. Так можно?

Как говорится, мы не осуждаем, но обсудим
Как установить пандус?
Советы

Как установить пандус?

Как штрафуют бизнес за нарушения в области персональных данных
Советы

Как штрафуют бизнес за нарушения в области персональных данных

Все штрафы в 2025 году — в одной статье
Тест, в котором вы угадываете, на что россияне спускают деньги на Wildberries
Тесты

Тест, в котором вы угадываете, на что россияне спускают деньги на Wildberries

Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.